Премия Рунета-2020
Нижний Новгород
-11°
Авто
Эксклюзив kp.rukp.ru
29 сентября 2021 8:20

«Это не машина – это гаджет»: Нижегородский бизнесмен привез себе «Теслу» из-за океана и завел для нее собственный блог

«Комсомолка» узнала из первых уст, каково быть владельцем электрокара в суровых российских реалиях
Предприниматель Максим Бурганов рассказал, какие достоинства и недостатки выявил у "Теслы" за месяц эксплуатации.

Предприниматель Максим Бурганов рассказал, какие достоинства и недостатки выявил у "Теслы" за месяц эксплуатации.

Фото: Ирина ШВЫРКАЕВА

«Да это же просто космический корабль!» - мысленно ахнула я, когда белоснежная «Тесла» распахнула передо мной свои двери-крылья, и взору предстали спинки передних кресел с литыми подголовниками, отделанные черным глянцем. Его блестящая поверхность здорово контрастировала с остальным интерьером, выполненным в мягких бежевых тонах, что создавало ощущение космолета из научно-фантастического фильма о далеком будущем. Спустя еще несколько секунд я все же осознала, что будущее уже наступило - здесь и сейчас. А за рулем этого «космолета» сидит самый что ни на есть реальный нижегородец.

Передние кресла сзади отделаны черным глянцем - напоминает космический корабль.

Передние кресла сзади отделаны черным глянцем - напоминает космический корабль.

Фото: Ирина ШВЫРКАЕВА

Миссия выполнима

Владелец электрокара – нижегородский бизнесмен, основатель и генеральный директор группы компаний «Автосуши» Максим Бурганов. Он приобрел Tesla Model X 90D в конце августа, а спустя месяц «Комсомолка» встретилась с ним, чтобы из первых уст узнать, каково ездить на такой машине по российским дорогам и с какими трудностями он столкнулся, а также прокатиться на знаменитом творении Илона Маска.

- Всем привет. Я один из первых извращенцев, который решил в условиях наших реалий купить электромобиль, - так представляется Максим в блоге в Instagram, который он завел, став владельцем «Теслы».

Задние двери у "Теслы" поднимаются вверх, словно крылья.

Задние двери у "Теслы" поднимаются вверх, словно крылья.

Фото: Ирина ШВЫРКАЕВА

Максим давно проникся идеей перехода на электромобили, поэтому, как только купил такую машину, начал вести блог, где делится своими ощущениями и рассказывает о нюансах владения электрокаром. И даже иногда катает подписчиков по их просьбе.

- Я считаю в некотором смысле своей миссией доносить до людей то, что будущее за электромобилями, - поделился он с «Комсомолкой». - Люди подписываются, задают вопросы, катаются, начинается какая-то движуха. У людей появляется желание продавать свои бензиновые машины, и это круто!

Конструктор «Лего»

Когда знакомые предложили Максиму привезти из Америки «Теслу», он согласился, не раздумывая.

- Я принял это предложение, а уже на утро выставил свою машину на продажу. Я еще ее [«Теслу»] не видел, в ней не сидел, она просто подошла мне по трем параметрам: стоимость, вместимость и высота, - объясняет владелец.

Машина была выпущена в 2016 году, и все это время находилась на тест-драйве в автосалоне, отъездив всего каких-то 27 тысяч километров. Правда, за это время она успела побывать в ДТП – у нее была разбита «морда», которая впоследствии была восстановлена официальным дилером. И для «Теслы» это нестрашно, уверяет Максим.

Интерьер выполнен в спокойных бежевых тонах.

Интерьер выполнен в спокойных бежевых тонах.

Фото: Ирина ШВЫРКАЕВА

- У «Теслы» силовая несущая конструкция – это батарейка, - объясняет он. - Всё остальное – конструктор «Лего». Любая деталька легко снимается и также легко меняется. Владелец просто звонит на завод, говорит вин-код машины, и ему присылают такую же деталь, которую он просто ставит на место, и все. У меня заменили капот, фару, одно крыло и подушку.

Сама машина обошлась в 4,5 миллиона рублей и плюс около полумиллиона издержки, связанные с ее оформлением и доставкой. Новая стоит в два раза дороже.

- Я ее взял исключительно б/у по той причине, что не хотелось сразу вкладывать 10 миллионов в машину, но хотелось попробовать. В итоге я продал свой Volvo XC90 и добавил совсем немного, - рассказывает владелец электрокара.

Месяцы ожидания и бюрократический квест

«Теслу» Максим ждал три с половиной месяца – именно столько занял путь этой белоснежной красавицы из Америки в Нижний Новгород.

- Два месяца она плыла по океану, и полтора месяца я ждал доставки из Белоруссии. Там я ее покупал уже у физического лица. После этого ее погрузили с парохода на трейлер, дальше она пришла в Москву, а из Москвы уже своим ходом до Нижнего Новгорода, - рассказывает владелец.

А дальше началась всевозможная бюрократия. Чтобы зарегистрировать машину, ее владельцу пришлось пройти самый настоящий квест. Первым делом необходимо было получить российскую сертификацию, а для этого машина должна быть оснащена системой ГЛОНАСС, которой в «Тесле», естественно, нет. Не было у ввезенной из-за рубежа машины и паспорта транспортного средства (ПТС).

- Поскольку машина пришла из Америки, первичная постановка на учёт очень сильно отличается от вторичной. Сначала ты ставишь ГЛОНАСС (этим в России занимаются специальные компании – прим.), получаешь этот сертификат, берешь все документы и несешь в контору, которая занимается выдачей ПТС. Делаешь заявку на «Госуслугах», после чего получаешь электронный ПТС. Затем оформляешь страховку и едешь в ГАИ на регистрацию, - рассказывает Максим.

«Они встают в ступор». Регистрация в ГИБДД и страховка

Регистрация в ГИБДД – отдельная история. По словам Максима, на смотровой площадке его ласточка собрала целую толпу зевак.

- Инспекторы просят открыть капот, открываю - а там ничего нет. И у них от этого «коротит» сознание. Спрашивают, где двигатель? Какой класс экологической безопасности? Почему нет VIN-кода на кузове? - вспоминает бизнесмен. Оно и не удивительно, ведь не каждый день сотрудники ГИБДД имеют дело с таким заморским чудом.

Под капотом у "Теслы" ничего нет. Там ниша, которую можно использовать в качестве второго багажника.

Под капотом у "Теслы" ничего нет. Там ниша, которую можно использовать в качестве второго багажника.

Фото: Ирина ШВЫРКАЕВА

Со страховкой тоже без заморочек не обошлось. И если полис ОСАГО оформился без проблем (кстати, он обошелся всего в 11 тысяч рублей), то получить КАСКО пока не удалось.

- Сумму по КАСКО мне еще не назвали. Они встают в ступор – не знают, как считать, - разводит руками бизнесмен.

Разгоняется до «сотни» за 5 секунд, но дисциплинирует

Итак, бюрократический квест пройден, номера получены – можно наслаждаться жизнью с новой машиной. К слову, ее мощность 460 лошадиных сил, до сотни она разгоняется всего за 5 секунд. Моя душа частично ушла в пятки, когда Максим на безлюдном шоссе нажал «тапку» в пол, чтобы продемонстрировать ее резвость и мощь.

- Сколько выжимаешь – столько она и едет: запас мощности без провалов, -сбросил скорость мой собеседник. - Максимально, сколько я на ней выжимал, - 180 километров в час. Она умеет ездить до 250 км/ч, а дальше уже ограничено электроникой. Но в столь большой скорости нет абсолютно никакого смысла, потому что ты понимаешь, что запас хода напрямую зависит от стиля твоей езды. Если скорость меньше, то запас хода больше. Если ты будешь ехать по правилам, ты приедешь на 20-30 минут позже, но при этом ты доедешь на одном заряде, не будешь подвергать никого опасности и в итоге сэкономишь кучу времени. Поэтому обычно я езжу не больше 110 километров в час.

Машина имеет мощность 460 лошадиных сил и разгоняется до "сотни" за 5 секунд.

Машина имеет мощность 460 лошадиных сил и разгоняется до "сотни" за 5 секунд.

Фото: Ирина ШВЫРКАЕВА

По словам владельца «Теслы», эта машина невероятно дисциплинирует.

- Я стал более рационально пользоваться ресурсом, который у меня есть. «Электричка» (электромобиль – прим.) в условиях очень слабой инфраструктуры России очень сильно дисциплинирует и меняет стиль езды. Я даже где-то в глубине души хочу, чтобы инфраструктура появлялась как можно медленнее. Хочется, чтобы водители пересаживались на электрокары и меняли стиль езды. Это реально делает мир безопаснее, экологичнее и экономичнее, а перемещения – комфортнее, - уверен бизнесмен.

Теперь для поездок на дальние расстояние он решил использовать другие виды транспорта.

- Я решил, что теперь езжу по трассе на 400 километров максимум. Для всего, что дальше, есть самолеты и поезда, - говорит Максим.

«Не машина, а гаджет»

«Тесла» поражает своими габаритами. При длине более 5 метров она имеет ширину свыше двух метров. Особенно хорошо это чувствуется, когда находишься внутри: она кажется просто невероятно широкой и просторной! Интерьер очень минималистичен: на приборной панели огромный дисплей, с которого осуществляется управление основными функциями автомобиля, а по бокам от него две еле заметные кнопочки – аварийка и кнопка открывания бардачка.

- Вся архитектура тачки построена именно таким образом, что к любой детали можно притронуться через программное обеспечение и поменять ее назначение. Это не машина, а по большому счету гаджет. Утром просыпаешься – у тебя на экране сообщение: «Обновлено программное обеспечение, теперь ваша машина может… – и список, чего она может. И каждый раз ты получаешь какую-то новую фишку, которой раньше не было. То есть по сути у тебя каждый раз обновляется комплектация, и это все бесплатно, - рассказывает Максим.

На приборной панели огромный дисплей, с которого осуществляется управление всеми функциями автомобиля.

На приборной панели огромный дисплей, с которого осуществляется управление всеми функциями автомобиля.

Фото: Ирина ШВЫРКАЕВА

В машине семь мест – три ряда кресел. Если последний ряд сложить, сзади получается много пространства. Плюсом к этому есть два багажника – как сзади, так и спереди: под капотом у электрокара – там, где у обычной машины двигатель и весь «фарш» - ниша, куда удобно положить какую-то небольшую кладь.

Двери открываются с брелока, выполненного в виде машинки: на какую часть ее миниатюрного кузова нажмешь, та часть автомобиля и отзовется. Нажмешь на багажник – откроется багажник, прикоснешься к двери – откроются двери. Закрываются двери нажатием на педаль тормоза.

У "Теслы" есть автопилот, который может вести машину или припарковать ее.

- В пробках очень удобно. Включил [автопилот], и дергаешься себе потихоньку. В это время можно проверить почту на телефоне, например, - говорит владелец.

Еще одна фишка этой машины - пневмоподвеска, которая автоматически подстраивается под дорожные условия. Например, если вы уже ездили по буеракам в определенном месте, то в следующий раз при подъезде к этому участку "Тесла" распознает координаты местности и сама поднимется, увеличив дорожный просвет.

Резонный вопрос: что делать, если что-то сломается в этом диковинном авто?

- Самое дорогое в этой машине - «мозги». Если что-то сломается, делаешь заявку в Москве, комплектующие привозят и там меняют. Там нет официального представительства бренда, но есть «Тесла-клуб» и появилось несколько сервисов, которые берутся за эти машины, - пояснил Максим.

Вау-эффект

На очередном светофоре с нами поравнялся белый «Чери». Водитель посигналил и подал рукой знак, чтобы мы опустили стекло.

- Крутая у вас тачка! Здорово! Сколько стоит? Гоночная? – кричит он. Максим невозмутимо отвечает на вопросы, воспринимая это как нечто обыденное. Он уже привык к повышенному вниманию на дорогах.

- Это обычное явление, я уже не обращаю внимания, - машет он рукой.

К слову, где бы мы ни появлялись – тут же вокруг «Теслы» начинался какой-то ажиотаж: подходил народ, люди обходили машину вокруг, фотографировали, делали селфи. Пока еще нижегородцы воспринимают такую машину как нечто диковинное – наверное, тоже не могут поверить, что будущее уже наступило.

Неваляшка

В машине, которая способна развивать такую скорость и разгоняться до ста километров за считанные секунды, очень продуманная система безопасности. У Tesla Model Х целых 12 подушек безопасности. Эту машину практически невозможно перевернуть – в сети полно краш-тестов, где она при столкновении с препятствием начинает опрокидываться, но потом, как неваляшка, обратно встает на колеса.

- Задача у этой машины при аварии – максимально поглотить энергию и спасти людей, - объясняет владелец. - Она жертвует каждой своей деталью и сминается, как фольга. При ДТП в салон не залетит ни двигатель, ни одна деталь, у нее принцип компоновки такой, что каждый элемент имеет максимальное энергопоглощение.

Машина имеет мощность 460 лошадиных сил и разгоняется до "сотни" за 5 секунд.

Машина имеет мощность 460 лошадиных сил и разгоняется до "сотни" за 5 секунд.

Фото: Ирина ШВЫРКАЕВА

«Стал считать пробег в днях»

Основная проблема, с которой сегодня сталкиваются владельцы электрокаров – это ничтожное количество зарядных станций. В Нижнем Новгороде их можно пересчитать по пальцам, а уж о провинции и говорить не приходится. А на тех станциях, что есть, не всегда получается зарядиться.

Подъезжаем к недавно открывшейся заправочной станции около парка «Швейцария». Небольшая площадка около терминалов вся забита припаркованными автомобилями, подъехать просто невозможно.

- Здесь постоянно все занято бензиновыми машинами, - сетует Максим. – Люди не понимают, что это не парковка, а место, предназначенное для заправки электромобилей.

Одного заряда хватает на 300-350 км летом и 200-250 км в холодную погоду.

Одного заряда хватает на 300-350 км летом и 200-250 км в холодную погоду.

Фото: Ирина ШВЫРКАЕВА

Кстати, заправка электрокара на зарядной станции бесплатна, но для идентификации необходимо приложить к терминалу свою банковскую карту.

А еще электромобиль можно заряжать от обычной розетки – именно так чаще всего и поступает Максим (он живет в частном доме). И пробег машины он теперь измеряет по-новому.

- В какой-то момент для себя решил, что не хочу измерять пробег в километрах, и начал измерять его в днях. Никому же не придет в голову считать, на сколько звонков или смс хватит заряда телефона? Так и здесь. Ты живешь рядом с розеткой - поставил, зарядил и не паришься, - говорит владелец электрокара.

Мощность батареи его «Теслы» - 90 киловатт. Средний расход по городу 27,7 кВт/ч на 100 километров. По словам Максима, в обычном режиме зарядки ему хватает летом на 300-350 километров по городу, в холодную погоду - на 250 километров. При среднесуточном пробеге в 50-70 километров этого как раз хватает на рабочую неделю.

Заряжать машину можно от обычной розетки.

Заряжать машину можно от обычной розетки.

Фото: Ирина ШВЫРКАЕВА

И все-таки электромобиль – это машина больше для поездок по городу, а не для дальних марш-бросков по трассе.

- Люди, которые покупают электромобили, они прекрасно понимают, для чего они это делают. Это городской автомобиль: до работы, до магазина, до школы и обратно. Купить электрокар и говорить, что на нем неудобно гонять в Крым - это все равно, что сесть в лифт и расстраиваться, что он не едет в Арзамас, - шутит Максим.

Американская «Тесла» и русская зима

Еще один вопрос, который интересует многих потенциальных владельцев электрокаров, - как батарея переживет суровую русскую зиму? Ведь известно, что в холода расход заряда идет «веселее».

- Вся «суровость» здесь начинается где-то примерно от +5, и дальше уже не сильно отличается. Основная затрата энергии идет на две вещи: обогрев салона и на подогрев батареи. Но батарею нужно греть первые 5-10 минут, дальше она греет сама себя. Сейчас, когда наступили холода, я почувствовал, что у меня резко снизился максимально возможный пробег. То есть если еще три недели назад я мог проехать 320-350 километров по городу, то сейчас – 220-250 километров. Но и это более чем достаточно для города, - уверен бизнесмен.

Так выглядит зарядное устройство электрокара - чуть больше телефонного зарядника.

Так выглядит зарядное устройство электрокара - чуть больше телефонного зарядника.

Фото: Ирина ШВЫРКАЕВА

К слову, когда запаса батареи остается примерно километров на 100, умная машина начинает об этом всячески сигнализировать водителю и предлагает поискать зарядные станции. Если автовладелец проигнорировал все сообщения и батарея все-таки разрядилась, то тут есть несколько вариантов.

- Первый – ты вызываешь эвакуатор. Второй – вкручиваешь крючок впереди, цепляешься за какую-то тачку, и пока тебя тащат, ты заряжаешься, причем с очень большой скоростью. Ты к какой-нибудь фуре прицепился, например, проехал 50 километров на лямке, а тебе в «бак» залетело еще 60 километров зарядки. Когда ее тянут на лямке, двигатель уходит в режим рекуперации и начинает заряжаться. В крайнем случае, можно возить с собой портативный генератор и заряжаться, как от обычной розетки, - поясняет Максим.

Ложка дегтя

Сам владелец не скрывает эмоций от своего приобретения.

- Я когда на «электричке» катаюсь, я в детство впадаю. Это новые эмоции, новые ощущения. Лишний раз хочется куда-то поехать. Это состояние – оно очень крутое: когда тебя с утра радуют простые вещи, ты садишься, и тебе просто хочется ехать – неважно, куда, - говорит он.

Однако есть и небольшие минусы, которые выявились в ходе эксплуатации.

- Когда открываются задние двери (они у «Теслы» поднимаются вверх, словно крылья – прим.), в дождливую погоду заливает салон, и на обшивке появляются разводы. Я понимаю, что раз в месяц мне придется ее чистить, - говорит Максим.

Задний ряд сидений складывается.

Задний ряд сидений складывается.

Фото: Ирина ШВЫРКАЕВА

Также, по его словам, неприятным открытием стало то, что второй ряд сидений не складывается, а просто отодвигается, а зеркало заднего вида имеет такой дизайн, что там образуется огромная мертвая зона, в которой целиком поместится фура. Впрочем, последняя проблема легко решилась с помощью установки дополнительного маленького сферического зеркала.

Утилизация батареи и другие вопросы экологии

Когда речь заходит об экологичности электрокаров, защитники бензиновых двигателей в качестве основного антиаргумента приводят такой довод, что при производстве электроэнергии все равно наносится вред экологии. Однако, уверен Максим, этот вред несоизмерим с тем ущербом, который идет от бензиновых машин.

- Нефть нужно разведать, добыть, транспортировать, переработать и хранить. Она еще не начала гореть в двигателе, но уже потратила огромное количество электроэнергии. Она еще не добралась до бензобака, а уже навредила экологии невероятно много, - рассуждает он.

Отдельно стоит упомянуть проблему утилизации батарей. В России пока нет заводов по переработке аккумуляторов, однако уже первый планируют построить в Дзержинске в 2024 году.

Владелец ждал ее 3,5 месяца - именно столько ее везли из-за океана в Нижний Новгород.

Владелец ждал ее 3,5 месяца - именно столько ее везли из-за океана в Нижний Новгород.

Фото: Ирина ШВЫРКАЕВА

- Да, это [утилизация батарей] экологически не очень полезно – отрицать это глупо. Но батарея ходит 600 тысяч километров! Это примерно 20 лет при хороших пробегах. Подумайте, сколько всего вы утилизируете при эксплуатации бензиновой машины за это время? Масло, резина, ремни, тосол, аккумуляторы и прочее, - загибает пальцы бизнесмен.

Кстати, и с точки зрения экономии электрокар – выгодное приобретение. Максим посчитал: «Тесла» будет ему экономить в год примерно 350 тысяч рублей, поскольку не будет затрат на топливо и расходники.

Сейчас по Нижнему Новгороду ездит не так много электромобилей – их во всей области не больше сотни, но очевидно, что в ближайшее десятилетие ситуация существенно изменится, и электрокары станут вполне привычным явлением, а со временем и вовсе вытеснят бензиновые машины.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«В баньке намоешься и самогоночки выпьешь»: Бабушка из нижегородской деревни пригласила в гости Илона Маска

На днях жители небольшого городка Семенова Нижегородской области долго не могли поверить своим глазам, увидев на дорогах роскошный автомобиль марки Tesla. Да-да, тот самый легендарный электрокар американского инженера Илона Маска прибыл в нижегородскую глубинку, чтобы стать еще красивее – искусные мастера расписали диковинную машину под хохлому. Получилось весьма необычно и стильно (подробности).