Премия Рунета-2020
Нижний Новгород
+8°
Boom metrics
Общество24 апреля 2014 9:10

Как нижегородский следователь вычислила маньяка, убившего семь девушек

Окончание истории Клары Серебряной, которая вычислила преступника, гастролирующего по СССР
Источник:kp.ru
Историю гастролирующего по СССР маньяка рассказала нижегородский следователь Клара Серебряная.

Историю гастролирующего по СССР маньяка рассказала нижегородский следователь Клара Серебряная.

В Нижнем живет легендарный следователь Клара Михайловна Серебряная, ей 81 год, и она уже 15 лет на пенсии. Но именно ее до сих пор ставят в пример молодым коллегам.

Женщина рассказала нам историю «дела всей своей жизни». Начало истории здесь. Сегодня мы публикуем продолжение. Звонок из Ростова Нашелся он в Ростовской области, да только так просто до него было не дотянуться. Серебряная множество раз отправляла тамошним оперативникам запросы на анализы крови бывшего шофера - ни ответа, ни привета. Но руки не опускала и вот, шестого апреля, спустя почти год с первого убийства, лед тронулся. - Тебя к телефону! - взволнованный прокурор сам прибежал к ней в кабинет. - Новочеркасск, Ростовской области. Там Андреев… Ох, это получается, и у нас он же убивал... - Зачем вам анализы Владимира Андреева? - из телефонной трубки раздавался женский голос - везет парню на девушек-следователей. Выслушав, задала единственный вопрос. - Как думаете, он убил и у нас? - Уточните обстоятельства. Выяснилось: ничего не подозревавшая студентка медицинского института приехала на станицу, чтобы переодеться - в тот злополучный день она должна была праздновать свой выпускной. Шла по дороге, остановился самосвал: куда подвезти? Садись, поехали! На следующий день жители ближайшей деревни обнаружили посреди поля гору бутового камня и стали ее разбирать - в хозяйстве пригодится. Под камнем и обнаружено было тело несчастной - как всегда, изнасилованной и с перерезанным горлом. Андреева арестовали, а Серебряная отправилась в командировку - вести допрос. - Клара Михална! - увидев следователя, подозреваемый не мог сдержать радости, хоть и знал, что Серебряная не в гости к нему пришла. - Садитесь, - нужно было установить границу с бывшим приятелем. - Долго же я искала вас, Андреев. Пришла медсестра и взяла анализы. Вскоре стало известно, что группа крови подследственного совпадает с той, что находили на месте преступления. Но этого было мало, нужно было признание, а подследственный молчал.

День Победы Допросы продолжались уже больше недели, а Андреев все не сознавался - находил опровержения, оправдывал свои поступки. Следователь Серебряная уже и сама было усомнилась в верности собственных предположений, но не сдавалась. Даже когда все ее коллеги отправились праздновать Победу рыбалкой на Дону, Клара отказалась от развлечений и вновь пошла в тюрьму, с утра пораньше. Хотя заведение в праздники и не работало, миниатюрного следователя из Сибири уже запомнили и впустили - знали, что ей скоро уезжать. И вновь она не услышала ничего, кроме обвинений в клевете. И вот, когда женщина уже признавалась по телефону кемеровскому начальству в своей ошибке, в комнату вбежал охранник: - Клара Михайловна, вас там Андреев требует - срочно! Закончила разговор, вернулась. Подследственный как-то сразу посерьезнел. - Выйди, - бросил охраннику. - Выйдите, - подтвердила Серебряная в ответ на вопросительный взгляд милиционера. - Бери ручку, - первый раз Андреев обратился к следователю «на ты». - Пиши. И он заговорил. В подробностях рассказал все с самого начала - и про первую жертву, и про вторую, как убил, как надругался, как потом на похороны к ним ходил… Рука дрожала, голова кружилась, но держалась, записывала. Поставила точку. Вздохнула с облегчением. - А это Клара Михайловна, еще не все. - Как? - Здесь еще были. И снова взялась за ручку, снова принялась писать…

Не Серебряная, а золотая На следующий день Серебряная со свежими протоколами отправилась в паломничество по отделениям милиции. - Смотрите, может, ваши дела нераскрытые? Но в выходной никто и слышать ничего не хочет - вот будет, мол, рабочий день, тогда и поговорим. Уже перед вылетом в Кемерово отдала протоколы первому попавшемуся дежурному в УВД - сами небось разберутся, не маленькие. Но и на этом приключения не закончились - уже дома, когда дела были раскрыты и даже найдены вещи жертв по нарисованной Андреевым схеме, обнаружилось, что эта самая схема - не подписана. А без нее дела в суд передавать никак нельзя, пришлось возвращаться в Новочеркасск за одной лишь подписью. Приехала, а там: работать дадим, только если сами его арестуете. И каким интересно образом, если печать осталась на рабочем месте в Сибири, за много километров от Ростовской области. И вот полетела в Кемерово телеграмма: «ввиду отсутствия возможности работать с подследственным Андреевым дела принимаю к своему производству. Серебряная». Приходит ответ: «Вы не Серебряная, а золотая»

Всех хоронил - одну не получилось Клара Михайловна взяла на себя все дела Андреева и по новой начала их расследовать. Тут-то и обнаружилось несоответствие - в показаниях Андреева одной жертвой оказалось больше, словно бы выдумал ее маньяк. Но мужчина описывал тот случай все в тех же пугающих подробностях. - Это было зимой, пятнадцатого декабря, - вспоминал он. - Я всех девушек «хоронил» - приходил на погребение, и только ее не получилось. Обычно удавалось узнать, где их хоронят, а тут - тишина. Серебряная зацепилась за это и стала искать - перерыла все случаи, все возможные заявления, все, что как-то связано с 15 декабря. И ведь нашла девчонку, причем - живую! Студентка строительного техникума возвращалась с игры в волейбол, ее провожал молодой человек. Что-то пошло не так, и влюбленные поссорились - девушка вспылила и убежала вперед. Тут-то ее и подобрал Андреев, по уже проверенной схеме предложив ее подвезти… Но в итоге маньяк (единственный раз!) отступил от намеченного плана: на этот раз он забыл про нож и лишь душил жертву. Уверенный в том, что девушка мертва, он бросил в сугроб бездыханное обнаженное тело. Через час девушка очнулась и - как есть - побрела домой. Мать и сестра обомлели, когда открыли бедняжке дверь, но заявлять в милицию не стали - побоялись позора. И лишь когда в животе зашевелился малыш - спохватились, побежали в больницу просить, чтобы сделали аборт. Когда девушку привели на опознание, Андреев просто оцепенел и смотрел на свою жертву, словно на восставшую из мертвых.

Суд да дело Клара Михайловна была уже готова написать обвинительное заключение, но неожиданно где-то в Дагестане были обнаружены новые убийства - нужно было проводить проверку. Серебряной пришлось отказаться - вот уже восемь месяцев ее ждало место в Горьком, куда перевели на работу ее супруга. Уже здесь Клара Михайловна узнала, что и на нее завели уголовное дело. За что - никто не говорил, но следователь и сама догадалась на допросе: за ту самую схему, которую Андреев не подписал на допросе 9 мая. Подпись на листочке появилась лишь 20 июня - именно эта дата и была на нем выведена рукой бывшего прокурорского шофера. Допросы шли один за другим, после вызова в Москву наложили арест на корреспонденцию, а вот горьковские коллеги жалели хрупкую женщину, угощали шоколадом, хоть и нельзя этого. А вот от дел ее так и не отстранили, так и жила - следователь и подследственная, два в одном. И как только в допросах появился перерыв, как только показалось, что можно передохнуть - вызывают в Ростов, к Андрееву. Мужчина потребовал ее присутствия на суде, отказался без нее давать показания, заявил, что признался в свершенном под давлением. Пришлось вылетать в срочном порядке… И для чего? - Андреев, по вашему ходатайству вызвана следователь Серебряная. Какие у вас к ней вопросы? - А у меня нет к ней вопросов, - парень, видать, просто соскучился. - Все что она написала - правда. Клара Михайловна осталась в зале заседания. После перелета кружилась голова, в Горьком дочка лежала в больнице, здесь рассматривали раскрытые ей дела, а где-то далеко, в столе другого следователя лежало дело, заведенное на нее. - Я столько всего сделала, столько дел раскрыла, а в благодарность - уголовное дело, - с обидой думала Серебряная, слушая диктофонную запись допроса, который сама когда-то вела. - И за что? За одну лишь дату на одной лишь схеме. Кто угодно мог оказаться в такой ситуации - не обратить внимания на мелочь, замотавшись, устав от многочисленных безрезультатных допросов. И вдруг, сквозь ровный шум грустных мыслей, она услышала на записи старый диалог, датируемый двадцатым июня. - Володя, вот здесь распишитесь. - А, это та схема, что я девятого мая нарисовал? Вскоре со следователя Серебряной сняли обвинения.

Сегодняшние следователи говорят, у Клары Михайловны настоящий талант. Серебряная отнекивается - это, говорит, не талант, это свой метод ведения допроса. Основанный на человечности. - Когда человек, каким бы он ни был, сделал что-то страшное - его мучает совесть, собственный поступок давит, хочется освободиться от этого груза, - объясняет Клара Михайловна. - За 46 лет работы я ни разу голос не повысила, ни разу «ты» подследственному не сказала, а они мне все равно все рассказывали. Потому что им это было даже нужнее, чем мне, - выговориться, облегчить душу. Что бы там ни было потом. Взять того же Володю - думаете, он не знал, что ему светит расстрел? Знал, но все равно рассказывал. Владимира Андреева действительно приговорили к высшей мере наказания.