2018-04-02T14:32:31+03:00

Через 15–20 лет мы снимем все дорожные проблемы

ООО «НижАвтоДорСтрой» — одна из крупнейших дорожных компаний Нижнего Новгорода. В числе объектов, которые сдала компания только в этом году, — ул. Горная, ул. Акимова, участок Южного обхода и другие

Председатель совета директоров ООО «НижАвтоДорСтрой», доктор транспорта Усик Петросян.Дмитрий БОРИСОВ

Изменить размер текста:

На вопросы отвечал председатель совета директоров ООО «НижАвтоДорСтрой», доктор транспорта Усик Петросян. Фото: Роман ИГНАТЬЕВ

На вопросы отвечал председатель совета директоров ООО «НижАвтоДорСтрой», доктор транспорта Усик Петросян.Фото: Роман ИГНАТЬЕВ

Компания располагает хорошей материально-технической базой, в состав которой входят склад ГСМ, битумов, строительных и нерудных материалов, производственная база для хранения техники, пескобаза, асфальтобетонный завод. Парк автомобильной и дорожно-строительной техники составляет более ста единиц. Вчера в пресс-центре «Комсомольской правды» в Нижнем Новгороде» председатель совета директоров ООО «НижАвтоДорСтрой», доктор транспорта Усик Петросян отвечал на вопросы прямой линии «Нижегородские дорожники на связи!»

— Меня, как и многих жителей области, очень волнует вопрос: когда, наконец, завершится строительство Южного обхода? Фуры, вынужденные двигаться по другим автомагистралям и напрямую через Нижний Новгород, становятся постоянными виновниками аварий, пробок. И это не говоря об экологических проблемах! Столько говорили об этом шоссе, а ощущение такое, что дальше разговоров дело не идет…

— Действительно, строительство Южного обхода несколько затянулось. Но тому были объективные причины. Как известно, стройка стартовала в 2008 году, и практически сразу же в стране произошел кризис. Строительство было приостановлено. Из-за того, что стройку вынужденно заморозили, возникли проблемы с грунтами, и сейчас генподрядчик вынужден вернуться к этому вопросу заново. Однако дело продвигается, пусть на небольшом участке, но уже лежит асфальт. Завершить строительство Южного обхода планируется в 2015 году. Сейчас работы по четвертой очереди объекта на стадии проектирования.

Добавлю, что пока Нижний Новгород остается едва ли не единственным крупным европейским городом, до сих пор не имеющим дорожного обхода.

— В советские времена дороги служили не годами, а десятилетиями. Сейчас, видимо, не в лучшую сторону изменились СНиПы, раз через два-три года новая дорога уже начинает покрываться сетью трещин, появляются ямки. Дорожникам разрешили работать спустя рукава? Или у нас нет нормальных материалов и технологий, чтобы делать качественные дороги?

— Во-первых, не нужно забывать, что в упомянутые вами времена и интенсивность движения была в 15–20 раз меньше, чем сейчас, поэтому даже уложенное по самой примитивной технологии дорожное полотно служило дольше.

Во-вторых, требования к качеству дорожного полотна по-прежнему высоки. Но существующая сейчас схема финансирования дорожного строительства вынуждает экономить. Система распределения заказов на дорожные работы сейчас выстроена по принципу аукциона — заказчик выдвигает лот, представляющий собой некий объем работ по дорожному строительству. Выигрывает организация, которая готова выполнить этот объем работ за наименьшую сумму. И дорожники вынуждены либо соглашаться на такие условия распределения заказов, либо остаться без работы. По сути, выбора фактически нет. Я не могу оставить свой коллектив без работы на целый сезон, мне нужно окупать новую технику, выплачивать зарплату.

В нашей стране есть новейшие технологии и материалы, но и цены на них выше среднего уровня. Скажем, за одну и ту же сумму мы можем положить один километр дороги, которая гарантированно прослужит 15–20 лет, или 10 километров дорожного полотна с гарантией два-три года. Цифры, как вы понимаете, условны, но принцип понятен.

— В последнее время стали делать не только центральные улицы, но и дворы. В нашем дворе дорогу уложили на совесть, асфальта не жалели. А я смотрел и думал — зачем в тихом дворе такая капитальная дорога? Почему бы не сэкономить на дворовых территориях в пользу городских дорог и магистралей? Это возможно?

— С моей точки зрения — да. Схема несложная — упрощенно говоря, асфальтовое покрытие укладывается в два слоя, получается своеобразный «пирог» толщиной в восемь сантиметров. Можно сделать его на два сантиметра тоньше, в своих характеристиках он много не потеряет. Однако в денежном выражении получится очень приличная сумма.

При строительстве новых современных дорог очень важно соблюдать технологии. Фото: Роман ИГНАТЬЕВ

При строительстве новых современных дорог очень важно соблюдать технологии.Фото: Роман ИГНАТЬЕВ

— Я видел, сейчас вы ведете работы на улице Горной. В такую-то погоду! Опять асфальт-времянка, на один сезон?

— Мы подстраиваемся под погоду, температуру воздуха отслеживаем в реальном времени. Рядом с местом работ обязательно стоит лаборатория. Если есть малейшие отклонения от нормы, работы тут же останавливаются. При минусовой температуре работы не ведутся вообще. Кстати, на этом объекте мы используем качественные, но довольно капризные материалы, в частности, ЩМА. Поэтому нарушать технологию нам нельзя — теряется смысл применения высококачественных материалов.

Добавлю, что нормативы нами соблюдаются, дорожное покрытие укреплено бордюрным камнем, никакой колейности не будет. Гарантия на эту дорогу — 5 лет.

— Не проще ли вместо дополнительных трудностей вроде выездной лаборатории и постоянных проб сделать все вовремя?

— Выездная лаборатория и постоянный анализ ситуации на объекте — это не «дополнительные трудности», а необходимый атрибут работы профессиональной дорожно-строительной компании.

Сделать все «вовремя» — безусловно, лучше и проще. Нам самим тяжелее работать осенью, когда сокращается световой день, преподносит сюрпризы погода. Однако сроки начала и окончания работ зависят не столько от нас, сколько от заказчика. Если бы аукционы проводились в феврале или, самое позднее, в марте, то работы не затягивались бы до глубокой осени. Мы бы успевали до майских праздников, как только устанавливается благоприятная погода, сделать простой ямочный ремонт, приобрести материалы, обновить парк техники. А затем в течение лета завершить весь объем работ по крупным заказам.

И поэтому общее пожелание всех дорожников области к заказчикам — распределять фронт работ заранее, как можно раньше.

— В прошлом году вы делали дорогу на Афонино? Почему не убран щебень с обочины? Один из камешков, отлетев, разбил лобовое стекло моей машины. И я знаю, что это не единственный случай!

— Да, эту дорогу действительно делали мы. Объект прошел экспертизу, был подписан акт выполненных работ. В числе прочего мы уплотнили щебень по обочинам. Сразу после сдачи дорогу передали на содержание другой организации. Вам необходимо обратиться в Главное управление автомобильных дорог по Нижегородской области, выяснить, кто обслуживает эту трассу, написать жалобу. Можно также подать иск о возмещение ущерба в суд.

— Недавно вернулись из Беларуси. Просто поражены, насколько там хорошие дороги. Почему мы так не можем, неужели настолько отстали в плане строительства дорог даже от бывших союзных республик? Может, приобрести у них новые разработки, перенять опыт, раз сами не справляемся?

— Технологии, равно как и материалы, у нас существуют разные, в том числе и самые современные, поэтому приобретать что-то за рубежом не имеет смысла. У нас, к сожалению, огромную роль играет человеческий фактор. Например, завершили рабочие ремонт участка дороги, и обнаружилась небольшая ямка. Рабочий берет лопату асфальта, бросает ее в яму, заравнивает катком. Казалось бы, мелочь, но в данном случае налицо грубейшее нарушение технологии, укладка асфальта несоответствующей температуры. Итог такой небрежности проявится спустя два-три месяца — дорожное покрытие потрескается, яма станет больше, асфальт начнет разрушаться. К сожалению, такие случаи не так редки, как хотелось бы. В нашей отрасли, как и во многих других производственных и строительных отраслях, сейчас ощущается острая нехватка квалифицированных кадров, не только грамотных, но и ответственных, профессионалов, которые не позволят себе нарушений технологии работы.

Кадры приходится растить с нуля, молодежь у нас проходит обязательную стажировку, сначала на менее ответственных участках и под руководством опытных специалистов. Если мы видим, что молодой сотрудник хочет и может стать специалистом в выбранной профессии, начинаем вкладывать деньги в его дальнейшее образование, обучение, обеспечиваем социальные гарантии.

— То есть во всем виноваты нерадивые работники?

— Это слишком громкое заявление. Есть и другие причины. Это и аукционная форма получения заказов, и кадровый голод в отрасли, и нестабильный рынок материалов. В этом году щебень весной стоил 600 рублей за тонну, к осени цена выросла вполовину — до 900–1000 рублей. Чуть менее резко, но растут цены на песок, бордюрный камень и так далее. Получаются постоянные «качели» — то мы работаем на прибыль, то уходим в убыток.

Так что факторов, влияющих на состояние дорог в регионе или стране, достаточно много. Поэтому мы выходим с предложениями к нашим заказчикам — давайте встречаться и сообща обсуждать проблемы, искать варианты их решения. В конце концов, дороги — это артерии всего региона, от их качества напрямую зависит конкурентоспособность области, ее экономическая стабильность, развитие. Строительство и содержание дорог — наша общая забота.

Усик Петросян отвечал на вопросы в ходе прямой линии «Нижегородские дорожники на связи!».

— Скоро Нижегородская область принимает чемпионат мира по футболу. Можно ли сейчас сказать, какие дороги будут капитально отремонтированы к этому событию?

— На подготовку к ЧМ-2018 выделено 270 миллиардов рублей. Разумеется, не все средства будут направлены только на дорожное строительство. Определенно можно сказать, что будут реконструированы проспекты, проектируются велодорожки.

— То есть опять будет ремонтироваться центр, а окраины обойдут стороной?

— Работы будут проводиться во всех районах Нижнего Новгорода. Где-то объем будет больше, где-то — меньше. Так, традиционно наибольшие суммы расходуются на ремонт и содержание дорог в Автозаводском, Сормовском районах, поскольку они крупнее, чем, например, Приокский. Большое внимание уделяется Нижегородскому району, что тоже объяснимо — это визитная карточка города, его сердце. Но в той или иной степени подготовительные работы перед ЧМ-2018 пройдут в каждом районе Нижнего Новгорода.

Добавлю, что ныне существующих дорожных предприятий недостаточно для полного обеспечения потребности в реконструкции дорог, придется приглашать дорожников из других областей. Но те нижегородские компании, которые сейчас работают, необходимо сохранить, поддержать. Мы платим налоги в наш областной бюджет, даем рабочие места нижегородцам и жителям области. Логично делать ставку именно на нас.

— Наш двор внесен в список ремонта на следующий год. Поскольку мы слышали много положительных отзывов о вашей компании, нам бы хотелось, чтобы ремонт делали именно вы. Это возможно?

— Практически нет, «судьбу» двора решит аукцион. Вы можете в письменной форме выразить свои пожелания управляющей компании, администрации района, и, возможно, нас привлекут в качестве субподрядчиков.

— Южный обход проходит в том числе и по землям сельскохозяйственного назначения. Если я правильно понимаю, их нужно переводить в другую категорию земель, а это отнимает время и деньги. Неужели нельзя снять вопрос на областном уровне, еще на стадии утверждения проекта?

— Вероятно, можно. Но эта проблема широко еще не обсуждалась. На самом деле даже те проекты, которые уже прошли госэкспертизу, не всегда в точности соответствуют реальной картине на объекте.

— Конечно, разогнали все проектные институты…

— Не разогнали, а… тот же пресловутый кадровый голод. Молодежь ищет высокооплачиваемую работу, и мы не вправе ее за это осуждать.

— Скажите, почему никто не думает о том, чтобы убрать канализационные люки с дорог? Часто бывает — посредине новой, хорошей дороги торчит уродливый колодец, портит не только общую картину, но и мешает нормальному дорожному движению. Неужели это такая глобальная проблема — убрать люк?

— У каждого «колодца» есть хозяин — водоканал, инженерные сети, связисты и так далее. Бывает, что при ремонте дороги мы вскрываем люк и обнаруживаем, что он совершенно заброшен, им лет десять уже не пользовались и, возможно, еще столько же не будут пользоваться. Тем не менее по своему усмотрению мы чужой собственностью распоряжаться не можем, поэтому ищем какие-то варианты выхода из ситуации. В последнее время стали использовать так называемые «плавающие» люки, которые можно поднять или опустить на 10–15 сантиметров и таким образом сравнять с дорожным покрытием. Пока везем такие люки из Москвы, Беларуси. В области их производством, к сожалению, никто не занимается. Но, надеюсь, это вопрос недалекого будущего.

Подытоживая, хочу сказать — в нашем регионе благодаря губернатору Валерию Павлиновичу Шанцеву ведется серьезная работа по ремонту, реконструкции, строительству дорог. Невозможно за два-три года восстановить то, что разрушалось десятилетиями, но я уверен, что через 15– 20 лет мы снимем все дорожные проблемы.

Знаете, дорога круглогодично, днем и ночью требует бережного отношения, заботы и ухода. Дорожники трудятся днем и ночью, в мороз, под дождем, снегом, палящим солнцем. Их работа часто сопряжена с опасностью. Эти люди действительно достойны вашего уважения!

В преддверии праздника я хотел бы поздравить своих коллег и заказчиков и пожелать им профессиональных успехов, здоровья и благополучия!

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также