Нижний Новгород
Общество

Нижегородская кооперация: дело — общее, задача — социальная

В этом году нижегородская потребкооперация отмечает 145 лет

Когда-то, в далеком 1868 году, нижегородское общество «Бережливость» собралось, чтобы принять новый Устав. Целью создания общества было «соединение непроизводительно мелких капиталов в один для оптовой закупки жизненных припасов и предметов первой необходимости». В дело, которое началось с бакалейной лавочки на Большой Покровке и развилось до десятков тысяч магазинов на территории всей области, определенные коррективы внесла советская власть и демократические преобразования в стране. Впрочем, принципы кооперации остались нетронутыми — в основе потребсоюза по-прежнему лежат добровольность, взаимодополняемость, взаимовыручка и социальная направленность.

Председатель правления Нижегородского облпотребсоюза Николай Пырков.

Председатель правления Нижегородского облпотребсоюза Николай Пырков.

Чем живут сегодня нижегородские кооператоры? Об этом мы говорим с председателем правления Нижегородского облпотребсоюза Николаем Пырковым.

Достойная жизнь на селе

— Николай Иванович, потребкооперация, как правило, работает с сельским населением?

— Да, потребкооперация осуществляет свою деятельность в 44 районах Нижегородской области, так или иначе мы связаны с 3,5 тысячами населенных пунктов, обслуживаем около полумиллиона человек. Как правило, это действительно жители сельской местности, в том числе самых отдаленных населенных пунктов, куда товары прибывают с помощью выездной автолавки. Всего в нижегородской области работает 1869 наших розничных торговых объектов, 239 предприятий общественного питания. Активно развивается кооперативная сеть брендовых магазинов: «Ладья», «Слобода», «Теремок», «Золушка», открываются новые современные торговые центры.

Приоритеты нашей деятельности определены Концепцией развития потребкооперации до 2015 года, принятой Центросоюзом РФ. Согласно этому документу мы должны в первую очередь обеспечивать продуктами и товарами первой необходимости жителей села, организовывать закупки сельхозпродукции в личных подсобных и фермерских хозяйствах, а также перерабатывать сырье и реализовывать продукцию через магазины и точки общепита. В глобальном смысле наша цель — обеспечить селу достойный уровень жизни, максимально соответствующий современному уровню сервиса и ассортименту. Помимо этого, мы являемся крупным работодателем именно для сельских районов — сейчас в системе потребкооперации работают более 11 тысяч человек.

Даем натуральный продукт

— Потребкооперация — это не только торговля и социальная поддержка, но и производство. Какие производственные предприятия входят в состав нижегородского потребсоюза?

— Да, действительно, главное достоинство потребкооперации в том, что она — комплексная организация. Здесь интегрированы многие процессы, от закупок сельхозпродукции у населения до их переработки и продажи в собственных магазинах. Мы объединяем более ста производственных предприятий — производителей хлебобулочных и кондитерских изделий, макаронной продукции, колбасных изделий и мясных полуфабрикатов, плодоовощных консервов, безалкогольных напитков, питьевой минеральной воды.

Большим спросом пользуется продукция Починковского хлебозавода, Больше-Бакалдского консервного завода, мясные полуфабрикаты. А минеральная вода «Сокольский источник» в 2012 году вошла в сотню лучших товаров России! А вообще наша продукция известна и за пределами региона — в частности, в Московской области охотно покупают минеральную воду и продукцию консервного завода.

— Система нижегородской потребительской кооперации просуществовала практически полтора века. Наверное, экономические реформы в стране оказывали определенное влияние на деятельность кооперативов?

— Не только экономические, но и политические. Свои плюсы есть в любом времени, главное — работать с желанием. По большому счету, спецификой работы потребкооперации всегда была работа с селом, с людьми. При Советах мы были единственным связующим звеном между городом и деревней, объемы закупок и продаж были намного больше, чем сейчас, государство давало потребсоюзам дотации. Тогда государство большое внимание уделяло развитию социальной сферы — активно велось строительство инфраструктуры на селе. Сейчас в условиях жесткой конкуренции действуют другие механизмы развития, но тем не менее динамика продолжается — мы внедряем современные технологии, имеем возможность предоставлять широкий ассортимент товаров, иное количество и качество услуг.

Успех — в форме ведения хозяйства

— В чем секрет успеха полуторавековой работы?

— Успех потребкооперации кроется в самой форме ведения хозяйства, которая была задумана еще до системы советской власти, до развитого капитализма. Кооперация — организация автономная, независимая, контролируемая своими членами, государственного капитала тут никогда не было. В процессах управления принимают участие пайщики. Кооперация — это сплоченный коллектив единомышленников, трудящийся во благо пайщиков. Если помните, в советское время потребительская кооперация давала определенное преимущество — возможность купить дефицитные товары в наших магазинах, став пайщиком. И сегодня мы, по сути, даем тот же дефицит — натуральный продукт. Это возможно благодаря тому, что мы закупаем сельхозпродукцию у населения и фермеров Нижегородской области адресно и вся она проходит жесткий отбор. Сплоченный коллектив, общие задачи, социальная направленность работы — вот секрет успеха потребкооперации.

Шагнуть в инновацию