Премия Рунета-2020
Нижний Новгород
+9°
Boom metrics
Здоровье23 апреля 2012 15:00

Можно ли вылечить бесплодие?

Проблема бесплодных браков в Нижегородской области остается одной из актуальных
Источник:kp.ru

Врачи рекомендуют, как можно раньше обращаться за помощью к специалистам, чем моложе возраст – тем выше возможность восстановить репродуктивные функции. Об этом, в частности, говорилось в ходе круглого стола «Новые технологии. Программы и методы профилактики бесплодия», прошедшего в пресс-центре «КП»-НН». В обсуждении приняли участие к.м.н, зав. отделением бесплодного брака областного центра «ПЛАСИР» Наталия Буренина, главный врач ООО «Нижегородская медицинская компания» Елена Калошина, директор медицинской клиники «Аист» Татьяна Макарова и главный врач медицинской клиники «Аист» Ирина Максимова.

Не стоит ждать

Ирина Максимова:

– Проблема актуальна для женщин всех стран. Если брать статистику, процент бесплодных пар в Европе составляет 14-15%. В России показатели хуже – в среднем 18%, а по некоторым регионам доходит до 21%. Не лучше ситуация и в Нижегородской области – 17,5% пар имеют этот страшный социальный диагноз. Что делается государством и здравоохранением, чтобы помочь данным супружеским парам обрести полноценную семью и иметь ребенка? Прежде всего, изменилось само определение «бесплодие». Если раньше считалось, что такой диагноз ставится после трех лет регулярной половой жизни без контрацепции, то теперь он ставится уже через год. Это направлено на то, чтобы пары как можно быстрее обращались в медицинские учреждения.

Дело в том, что процент эффективности лечения напрямую зависит от возраста женщины. Есть четкая градация – 35 лет. До этого возраста процент успешного лечения составляет 80%, от 35 до 40 лет – 35-40%, после 40 лет не превышает 12%. Поэтому, чем быстрее обратится супружеская пара за медицинской помощью, тем наилучшие результаты получит. А возраст тех, кому ставится диагноз, молодеет. Уже часто обращаются пациентки и 23-25 лет.

Максимова

Максимова

Фото: Мария СОЛЕЕВА

Не стоит думать, что бесплодие – это проблема женская. По статистике, число проблем со стороны женщин и мужчин примерно одинаковое. Приводит к этому то, что сейчас дети уже с раннего возраста имеют хронические заболевания, почти нет подростков с диагнозом «здоров», и с каждым годом это число увеличивается. А если дети растут не совсем здоровыми, репродуктивная функция страдает в первую очередь. Виноваты и социальные проблемы – злоупотреблением алкоголем, табакокурение и ранние половые связи, которые в том числе приводят к заболеваниям, передающимся половым путем. И когда молодые люди уже готовы вступить в брак и начинают задумываться о детях, выясняется, что эти факторы привели к печальным последствиям и необходимо срочное лечение.

Государство отметило то, что возраст женщины влияет на лечение, поэтому три года назад были даны рекомендации Министерства здравоохранения, как долго можно продолжать лечение. Теперь, при обращении к нам женщины в возрасте до 35 лет при постановке диагноза «бесплодие» мы можем ее консервативно лечить год, если не приводит к желаемой беременности – направляется в клиники, где используются вспомогательные репродуктивные технологии. После 35 лет дается только 6 месяцев на обследование и лечение, после чего тоже направляются на ЭКО. Делается это для того, чтобы не терять время и не доводить до критического возраста, когда эффективность лечения снижается.

Наталия Буренина:

– Государство начинает заниматься решением проблемы бесплодных браков, когда количество таких пар превышает 15%. В России, как уже сегодня говорилось, процент выше, и, на мой взгляд, необходимо усилить работу в этом направлении, поскольку даже несмотря на внедрение новых технологий, число семей, которые не могут иметь детей.Но и сегодня делается немало. Бесплатное обследование и диагностику, а также многие другие услуги можно получить в нашем центе ПЛАСИР (Центр планирования семьи и репродукции), так как мы является государственным учреждением. Мы занимаемся диагностикой и лечением бесплодия с 1984 года. Я согласна с коллегами, что при лечении это заболевания очень важное значение имеет возраст больного – чем он моложе, тем выше возможность успешного проведения необходимых процедур. Но есть и еще одно важное правило, которое сформулировано в рекомендациях Всемирной организации здравоохранения: «Не забыть ничего важного, не делать ничего лишнего». Иначе мы теряем драгоценное время и можем даже зайти в тупик в результате многочисленных обследований, кроме того, это влечет лишние затраты для пациентов. Еще раз подчеркну, что в нашем центре все основные обследования и диагностика делаются бесплатно, это важно знать.

Буренина

Буренина

Фото: Мария СОЛЕЕВА

В нашем центре очень хорошее, современное оборудование и специалисты высокого уровня, прошедшие специальное обучение. Например, у нас есть аппарат, который позволяет из одной пробирки получить результате сразу 28 анализов – от онкомаркеров до инфекций. Также существует криобанк спермы. Мы не предоставляем услуги только эндо и лапароскопии, а также ЭКО. Все остальные обследования можно у нас пройти. На первичный прием, как правило, приходит супружеская пара, потому что бесплодие – это не проблема женщины, это проблема семьи. А дальше с мужчинами занимается андролог, с женщинами гинеколог. Все обследования, повторюсь, бесплатны, кроме анализов с дорогостоящими реактивами.

Наши специалисты ежемесячно ездят по районам области, выступают на конференциях, рассказывают о лечении с тем, чтобы пары с таким диагнозом врачи в женских консультациях направляли к нам, чтобы не терялось время. Особенно важна такая работа, когда речь идет о детях и подростках. Их мы тоже обследуем и лечим в рамках государственных программ. Не теряйте время, при наличии проблем или сложностей обращайтесь к специалистам.

Татьяна Макарова:

– Сегодня уже говорилось о вспомогательных репродуктивных технологиях, таких как ЭКО или ИКСИ. Они являются дорогостоящими, и наша клиника «Аист» ведет сейчас переговоры с администрацией Нижнего Новгорода, чтобы была оказана какая-либо господдержка с тем, чтобы технологии стали более доступны. Надеемся, что все выльется в совместный проект.

Елена Калошина:

– К сожалению, не всем нижегородкам доступны услуги частных центров, а государственному квотированию подлежат не все услуги. Мы предоставляем коммерческие услуги в этом направлении. Но, кроме того, «Нижегородская медицинская компания» за счет собственных средств предоставляет некоторым парам услуги вспомогательных репродуктивных технологий. Мы считаем это очень важным, своей социальной ответственностью бизнеса. К сожалению, резервы наши небезграничны, но мы делаем все, что можем. В этом году у нас намечено одну пару провести полностью бесплатно, 2-4 пары получат 505 скидку на лекарственное обеспечение и еще три пары – 30% скидку.

Вспомогательные технологии в помощь

Татьяна Макарова:

– В новом законе о здравоохранении внесены некоторые изменения в услугу суррогатного материнства. Оно разрешено официально. Раньше сурмама могла быть и донором ооцитов, теперь этой возможности нет. Клиники «Аист» по программе суррогатного материнства работает, и уже есть детки, рожденные благодаря этому способу. Что касается требований к сурмаме, по закону это должна быть женщина 20-35 лет, имеющая своего здорового ребенка.

Макарова

Макарова

Фото: Мария СОЛЕЕВА

Согласно приказу №67 она проходит полное обследование – нарколога, генетика, психолога, узи всех органов, анализы крови и так далее. Не все женщины могут пойти на такой шаг, и здесь мотивация – не только деньги, важно психо-эмоциональное состояние. В нашей клинике мы не занимаемся подбором кандидатур, будущие родители ищут сами, мы только обследуем.

Елена Калошина:

– «Нижегородская медицинская компания» предлагает кандидатуры потенциальных суррогатных матерей. У нас есть банк таких женщин, которые уже прошли полное обследование и ждут своей очереди. Когда появляется пара, нуждающаяся в сурмаме, мы даем им контакты, люди договариваются между собой, потом приходят к нам и мы оказываем полное медицинское сопровождение. Что касается доноров ооцитов, мы их не морозим. На одну супружескую пару предоставляем одного донора. Все делается анонимно, существуют биопаспорта, на основании которых пара подбирает себе типически похожего донора. И хотела бы добавить по изменениям в закон о суррогатном материнстве. Теперь одинокий мужчина не может воспользоваться данной возможностью, что раньше не было запрещено. И в нашу клинику, в частности, такие желающие обращались. Но я считаю эту поправку правильной – ребенок должен воспитываться в полной семье. Второе важное дополнение – раньше было достаточно одного желания женщины, теперь же по закону этим можно пользоваться только по показаниям.

Могу сказать, что количество женщин, желающих вступить в программы вспомогательных репродуктивных технологий, растет с каждым годом. Влияют на это и социальные проблемы, и медицинские. Сейчас меняется тактика лечения. Например, тот же эндометриоз стали оперировать меньше, перенимает западный опыт, у них хорошая результативность в лечении. Кроме того, пары, лечащиеся от бесплодия, принимают лекарственные препараты годами, пробуя различные схемы. А ведь это очень неполезно для организма. Нежелательно обследоваться и стимулироваться дольше 6 месяцев подряд после 35 лет. Это не приводит к положительному результату и вредно сказывается на здоровье. Когда такая пара приходит к нам, и мы знаем, что у них было уже несколько нерезультативных попыток, предлагаем попробовать инсеминацию спермой донора, чтобы женщины все-таки родила ребенка.

Калошина

Калошина

Фото: Мария СОЛЕЕВА

Как уже говорилось, бесплодие – это не женская проблема. У многих мужчин она также есть. И как бы мы не пытались подсаживать слабый сперматозоид в яйцеклетку, не всегда это приводит к развитию полноценного эмбриона. Это может быть как приобретенное заболевание, так и врожденная патология. Виной тому бывают перенесенные вирусные заболевания, паротит, которые дают такие осложнения. Также среди причин – травмы, облучения, употребление анаболиков и спортивных допингов. Даже те же памперсы – природа вынесла все наружу, чтобы органы находились на холоде. И мы говорим женщинам, пусть лучше будет бессонные ночи, чем потому у сына возникнут проблемы с деторождением. Что касается программ ЭКО, процедура эта дорогостоящая, и мы знаем, что нередко люди берет кредит, чтобы оплатить попытку, поэтому мы стараемся пересаживать много эмбрионов, чтобы все получилось в первого раза. Закон это позволяет.

Хотела бы поделиться с нашими пациентами радостной новостью. Наш филиал в Арзамасе переехал в новое здание, большое и красивое. Планируется, что там будут оказываться все те же услуги, что и в Нижнем Новгороде – консервативное лечение, операции, гистеро и лапароскопии, ВРТ и все остальное. Приходите.

Ирина Максимова:

– Общая стоимость программы ЭКО в нашей клинике составляет 120-150 тысяч рублей с использованием лекарственным препаратов. Процент наступления беременностей неплохой – 42-43%. И, как я уже говорила, многое зависит от возраста, например, до 35 лет беременность получают 62% женщин. А вот после сорока лет возможности значительно снижаются. Кроме того, положительно на результативность влияет то, что в нашем законе не оговаривается число пересаженных эмбрионов. В то время, как в Европе, например, есть закон о защите прав эмбрионов. У них нет отбора, поэтому нередко пересаживается нежизнеспособный эмбрион. Кроме того, у них есть ограничения по количеству. У нас, к счастью, этого нет, поэтому существует и отбор, и число мы стараемся корректировать в зависимости от индивидуальных особенностей.

По закону, нет ограничений по возрасту женщины, которая хочет вступить в программу. Но мы берем анализ крови на гормоны, после которого сразу говорим, есть шанс или нет. Говоря о здоровье, нельзя не привести такую страшную цифру – Нижегородская область находится в числе регионов с очень высоким количеством абортом среди девочек 15-16 лет. Кроме того, такие ранние и нередко беспорядочные половые связи приводят и к получению заболеваний, передающихся половым путем, что впоследствии сказывается на репродуктивных функциях. Задача государства – привить здоровый образ жизни. И в государственной программе «Здоровая нация» включает в себя этот пункт. Будем надеться, что решение этой важной задачи принесет свои плоды.

Наталия Буренина:

– Бесплодие бывает первичным и вторичным – когда беременность была и закончилась родами ли выкидышем. И в том, и в другом случае диагноз ставится через год регулярной половой жизни без контрацепции. И, как уже неоднократно говорилось, много зависит от возраста. Так что не теряйте время, обращайтесь к врачам.