2018-04-02T13:39:39+03:00

С юбилеем, дорогие авиастроители!

70 лет ОАО "Гидроагрегат"
Изменить размер текста:

Валерий Шанцев.

Валерий Шанцев.

Уважаемые друзья!

От имени Правительства Нижегородской области сердечно поздравляю вас с 70-летием со дня основания ОАО «Гидроагрегат». С самого начала деятельность завода была направлена на укрепление обороноспособности страны и масштабное развитие авиации. За семь десятилетий предприятие – одно из основных в области производства гидравлических агрегатов для летательных аппаратов всех типов – прошло серьезный путь совершенствования. В годы Великой Отечественной войны его изделиями было оснащено более трети истребителей, что подтверждает значение завода как системообразующего. Сегодня это уникальная организация, разработки которого в области самолето- и вертолетостроения, создания новейших ракетных комплексов и специализированных машин обеспечивают военную мощь и конкурентоспособность государства. Свидетельством безупречного качества работы и высокого профессионализма коллектива, его гражданской зрелости является тот факт, что продукция ОАО «Гидроагрегат» востребована не только в России, но и за ее пределами. В этот праздничный день от души желаю всем здоровья, счастья, благополучия, успехов в реализации намеченных планов во имя процветания Нижегородской земли и любимой Отчизны!

Губернатор Нижегородской области В.П.Шанцев

Николай Сатаев.

Николай Сатаев.

Уважаемые авиастроители! Павловский механический завод, ныне ОАО «Гидроагрегат», семь десятилетий пребывает в авангарде авиастроительной отрасли страны и занимает лидирующие позиции на российском рынке. Все это время предприятие выпускало уникальные наукоемкие изделия для авиационно-космической отрасли промышленности и продукцию, имеющую широкую сферу гражданского применения. Как министр промышленности и инноваций правительства Нижегородской области, хотел бы отметить, что заводы нашего края обеспечивают наибольшую долю доходов в бюджеты и предоставляют самое большое число рабочих мест. И с этой точки зрения ваше предприятие находится на хорошем счету, что подтверждается неоднократным вручением «Гидроагрегату» Губернаторских штандартов, как лучшему предприятию области. Областное руководство благодарит коллектив предприятия за плодотворный труд и желает сотрудникам «Гидроагрегата» оптимизма, новых трудовых свершений и уверенности в завтрашнем дне. С праздником! Министр промышленности и инноваций правительства Нижегородской области Николай Сатаев

Павел Редько.

Павел Редько.

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

В этом году ОАО «Гидроагрегат» отмечает славную дату - 70 лет со дня своего образования. И для человека, и для завода юбилей - это повод подвести итоги и наметить планы, провести параллель между прошлым и настоящим, задуматься о возможностях и перспективах. Наше предприятие появилось накануне Великой Отечественной войны, став одним из заводов военно-промышленного комплекса страны, и внесло весомый вклад в дело Победы. За прошедшие десятилетия не раз изменялось название завода, сменялись его руководители и поколения работников, менялось оборудование и технологии. Менялось многое. Но неизменным оставался профиль предприятия, его принадлежность к авиационной, а затем и космической отрасли, постоянная устремленность вперед и вверх. Сохранялись традиции и умножался опыт, накапливались знания и неизменным оставалось стремление коллектива быть в авангарде технической мысли, на передовых рубежах производства. Богатое наследие ко многому обязывает. Нынешний коллектив «Гидроагрегата» высоко держит профессиональную планку и помнит, что является преемником славного авиастроительного прошлого, которое создавали на протяжении 70 лет наши предшественники. Сегодня «Гидроагрегат» по праву занимает достойное место в отрасли, входит в число лучших предприятий региона. Завод на протяжении всех последних лет динамично развивается, увеличивает объемы производства и заработную плату, имеет устойчивые финансово-экономические показатели. И главная заслуга в этом, бесспорно, принадлежит коллективу предприятия – инженерам и техникам, рабочим и служащим - всем тем, кто связал свою жизнь с самыми высокими отраслями науки и техники – авиацией и космонавтикой, этими своенравными красавицами, отдав им свои сердца. Ветераны и молодежь завода, старожилы и новички предприятия – каждый внес свой вклад в дело развития «Гидроагрегата». Спасибо вам! Каждый из нас может гордиться достигнутым; каждый должен быть устремлен в будущее. Уверен, что и грядущие годы пройдут под знаком стабильности; залогом тому - наш труд и энергия, наши знания и опыт. Иного пути у нас нет. А вместе мы непобедимы. С праздником вас! Генеральный директор ОАО «Гидроагрегат» Павел Редько

В.Н.Лунин.

В.Н.Лунин.

Уважаемые друзья! От имени Законодательного собрания и себя лично поздравляю коллектив и ветеранов предприятия с 70-летием со дня основания ОАО «Гидроагрегат». Это большое событие в жизни завода, города Павлово, Павловского муниципального района, Нижегородской области и всего государства. За прошедшие годы «Гидроагрегат прочно занял позиции одного из ведущих и авторитетных предприятий в своей отрасли, вписав яркие страницы в историю отечественного авиастроения. Мне особенно приятно отметить, что с течением времени, со сменой поколений авиационной техники, усложнением ее конструкций и принципа работы, заводчане смогли сохранить то основное, что всегда является неизменным и отличает продукцию этого предприятия – высокое качество и надежность изделий. Эти критерии подтверждены многочисленными государственными премиями, различными правительственными и ведомственными наградами, сертификатомсоответствия с использование международных стандартов качества ISO 9001-2008, многолетним сотрудничеством с зарубежными компаниями Англии, Франции, Индии, Китая. Успех «Гидроагрегата» - в сплоченном коллективе, эффективной организации производства, умении в сжатые сроки освоить производство новой техники, гибкой организации технологического цикла, оснащенности современным высокотехнологическим оборудованием и, пожалуй, это даже самое главное, наличии высококвалифицированных кадров, способности руководителей и специалистов определить перспективность и востребованность вновь разрабатываемой продукции. Уверен, что сегодняшние достижения позволят гидроагрегатовцам с оптимизмом смотреть в будущее. В день юбилея желаю коллективу творческого горения и дальнейшего процветания.

Председатель Законодательного Собрания Нижегородской области В.Н. Лунин

Владимир Нефедов.

Владимир Нефедов.

Уважаемые заводчане! Дорогие авиастроители! Искренне и сердечно поздравляю славный трудовой коллектив ОАО «Гидроагрегат» с 70-летием со дня образования предприятия! Бывший Павловский механический, или, как говорят у вас, новый завод, вместе с КБ «Восход» стал с середины прошлого века мощным форпостом советского авиапрома. На счету вашего предприятия немало славных производственных побед и технологических свершений. Не было за последние 70 лет такой модели самолета, в которой не использовались бы ваши изделия. Задачи, поставленные перед вами руководителями оборонно-промышленного комплекса страны, всегда выполнялись качественно и в срок. В истории Нижегородского авиастроения ваш завод тоже занимает почетное место. Как градообразующее предприятие, оно дало работу тысячам павловчан; предприятие аккуратно платит налоги, содержит свою социальную сферу и каждый год принимает на себя повышенные обязательства по выполнению коллективного договора. Несмотря на кризис, начавшийся в 2008 году, «Гидроагрегат» продолжает масштабную программу технического перевооружения – приобретает новое оборудование, внедряют современные технологии. Все это станет залогом дальнейшего процветания предприятия и достойной жизни коллектива завода. С праздником вас, дорогие авиастроители! Доброго здоровья, благополучия и новых трудовых побед!

Заместитель министра промышленности и инноваций Нижегородской области Владимир Нефедов

Глава Павловского района Виктор Куренков.

Глава Павловского района Виктор Куренков.

Дорогие земляки! Сегодня одно из самых крупных предприятий города Павлово, ОАО «Гидроагрегат», отмечает круглую дату – 70-летие со дня образования завода. Семь десятилетий на Павловской земле – это целая история, которая вобрала в себя судьбы нескольких поколений, заложила прекрасные традиции, воспитала славные рабочие и инженерные династии, известные на всю округу. С первых дней своего существования предприятие играло заметную роль в жизни всего города – работать на «новом заводе» всегда было почетно и престижно, а социальные программы, существующие здесь, неплохо было бы взять за образец отношения к людям многим производственным структурам. ОАО «Гидроагрегат» занимает лидирующие позиции на российском рынке авиапрома, и давно завоевал репутацию стабильного и надежного партнера, добросовестного налогоплательщика. Богатый опыт, высокий профессионализм и добросовестный труд всего коллектива – вот слагаемые стабильности и процветания ОАО «Гидроагрегат». С праздником! Здоровья, успехов и новых достижений! Глава Павловского района Виктор Куренков

Сергей Чемизов.

Сергей Чемизов.

Уважаемый Павел Григорьевич! От имени Государственной корпорации «Ростехнологии» и от себя лично поздравляю Вас и ваш коллектив с 70-летием предприятия. ОАО «Гидроагрегат» является одним из ведущих предприятий Государственной корпорации «Ростехнологии» в авиационной промышленности. Благодаря вашей самоотверженной работе в сложных экономических условиях, сегодня «Гидроагрегат» - это оснащенный новейшим оборудованием завод по производству точных гидромеханических и электрогидравлических агрегатов систем управления самолетов, вертолетов и ракетных комплексов. Выражаю уверенность, что предприятие и далее, в сотрудничестве с организациями Государственной корпорации «Ростехнологии», в составе холдинга ОАО «Концерн «Авиационное оборудование», будет обеспечивать развитие отечественной авиационной техники, что позволит России оставаться страной с мировым уровнем авиастроения, а работникам предприятия, и в особенности его молодежи, гарантирует достойное положение в современном обществе. Желаю всем работникам предприятия и его ветеранам крепкого здоровья, благополучия и счастья в личной жизни! С глубоким уважением Генеральный директор Государственной корпорации «Ростехнологии» С.В. Чемезов

Генеральный директор ПКО «Теплообменник» Виктор Тятинькин.

Генеральный директор ПКО «Теплообменник» Виктор Тятинькин.

Уважаемые коллеги! Сегодня ваш замечательный завод, ОАО «Гидроагрегат» отмечает славную юбилейную дату. 70 лет назад, в преддверии Великой отечественной войны на территории Горьковской области было создано еще одно предприятие авиастроительного комплекса, которое сразу же включилось в производственный процесс и начало выпускать важнейшие изделия для авиастроительных заводов СССР. За семь десятилетий коллективом предприятия пройден большой путь становления и развития. Серийный завод и сегодня в авангарде отрасли: на «Гидроагрегате выпускают высокотехнологичные, отвечающие мировым стандартам изделия, без которых невозможно производство и выпуск современных военных и гражданских самолетов. В этот праздничный день хочется пожелать многотысячному коллективу долголетия своего предприятия, дальнейших производственных успехов, стабильных и долговременных заказов, новых свершений на благо отечественной авиации и космонавтики! Генеральный директор Главный конструктор ОАО ПКО «Теплообменник» Виктор Тятинькин

Генеральный директор СОКОЛ А.В. Карезин.

Генеральный директор СОКОЛ А.В. Карезин.

Уважаемые коллеги! От коллектива ОАО «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» примите самые теплые и искренние поздравления с 70-летием со дня основания вашего предприятия! Не один десяток лет вашей славной истории – это путь, которым все эти годы с честью идет уже несколько поколений специалистов и рабочих ОАО «Гидроагрегат». Пройденные годы отмечены целом рядом производственных достижений, имеющих важное значение как для гражданской, так и для оборонной промышленности, в том числе и для авиастроительной отрасли. За годы серийного производства было создано огромное количество воздушных винтов, гидравлических агрегатов для систем управления самолетов и вертолетов, а также для различной мобильной техники. Сегодня, прочно заняв лидирующее место в авиакосмической промышленности России и СНГ, вы плодотворно сотрудничаете с ведущими предприятиями отрасли. В настоящее время ОАО «Гидроагрегат» успешно работает и на международном рынке. В течение длительного времени мы также являемся вашими активными партнерами – наши заводы связывает тесное сотрудничество при изготовлении самолетов разработки ОКБ им. А.И. Микояна, ОКБ им. А.С. Яковлева. Поставляемые Вами гидроприводы обеспечивают надежную эксплуатацию этих самолетов и выполнение ими боевых задач. Мы вместе создаем оборонный щит страны, укрепляем рубежи нашей Родины, и я искренне надеюсь, что наше плодотворное сотрудничество будет продолжаться. Пусть 70-летний юбилей вашего предприятия станет чертой, подводящей итоги и открывающей новые горизонты для дальнейшего развития и процветания. От всей души желаю вашему замечательному коллективу интересной и перспективной работы, новых профессиональных успехов, счастья, здоровья и благополучия! Генеральный директор А.В. Карезин Долгота счастливых дней

Авиационная техника - штука тонкая, требующая от своих создателей особых знаний и навыков.

Авиационная техника - штука тонкая, требующая от своих создателей особых знаний и навыков.

Кто бы мог подумать, что поводом для рождения ОАО «Гидроагрегат» станут далекие события в Испании, так взволновавшие мир в конце 30-х годов! Однако факт остается фактом: проанализировав итоги военной кампании, руководство Страны Советов пришло к выводу – социалистической державе нужен мощный и непобедимый авиапром. Уже осенью 1939 года увидело свет постановление правительства СССР «О реконструкции существующих и строительстве новых самолетных заводов». В число «реконструируемых» предприятий попал строящийся в городе Павлово завод для производства металлических изделий бытового назначения. На войне как на войне Первые специалисты прибыли в город на Оке со ступинского и московского авиазаводов. Работа шла в комплексе: строили производство, размещали оборудование и одновременно с этим выпускали первые винты, которые тут же поступали на конвейер завода № 21 в Горьком, где выпускали лучшие в стране самолеты-истребители. Однако авиационная техника – штука тонкая, требующая от своих создателей особых знаний и навыков. А потому в 1941 году партия направила командовать новым самолетостроительным предприятием опытного бойца – начальника производственного отдела 21-го завода (ныне нижегородский ОАО «НАЗ «Сокол») Абрама Филипповича Авербаха, который сменил на этом посту первого директора завода Алексея Бухтина. В 1942-й, страшный и переломный для советской промышленности год, павловские авиастроители вошли в хорошем ритме – объемы выпускаемой для фронта продукции росли не по дням, а по часам. Коллектив жил заботами своей страны и своего народа – создавал фронтовые бригады, включался в движение «двухсотников» и «трехсотников», перевыполнял нормы от 300 до 1000 процентов, подписывался на займы, отправлял продуктовые посылки на передовую, организовывал дежурства на крышах многоэтажных жилых домов и даже издавал боевую заводскую многотиражку. Страна отпраздновала День великой победы. Проверенный в боях завод-фронтовик в одночасье остался без заказов – наркомат предписал завершить производство винтов и даже демонтировать часть производственных мощностей. Павловский героический авиастроитель стал выпускать дверные замки и кухонные ножи, при этом авиационная тематика грозила уйти в историю. Однако новый директор, Степан Иванович Кадышев, имя которого долгие годы носил Павловский механический завод, сумел изменить ситуацию и вернуть предприятию авиационный профиль. Точкой послевоенного отсчета стали новые воздушные винты, потребовавшиеся для четырехмоторного ТУ-4. Разработку данного изделия возложили на конструкторское бюро, которое, с легкого росчерка министерского пера, было перебазировано из Свердловска в Павлово, на завод № 467 – будущий «Гидроагрегат». Летом 46-го в Горьковскую область прибыл мощный конструкторско-инженерный десант, а следом за ним пришло оборудование для первого опытного цеха. Так павловскую прописку обрело еще одно авиационное предприятие – ОАО «ПМЗ «Восход». Осенью в городе на Оке приступили к созданию нового винта, получившего название В-4. В окончательном варианте в серийное производство было запущено совместное детище «Гидроагрегата» и «Восхода» - воздушный винт В3-Б, который выпускали вплоть до 1960 года. Создатели винта были удостоены за эту работу Сталинской премии. Годы советских пятилеток Еще больше оказались востребованы павловские авиастроители в эпоху реактивных летательных аппаратов. Министерство авиационной промышленности поручило павловчанам изготовить опытную партию бустеров Б-7. Задание выполнили быстро и качественно, и вскоре на заводе началось серийное производство важнейших комплектующих самолетостроения. В начале 50-х годов на предприятии были внедрены в серийное производство новые модификации бустеров, которые заметно улучшали управление и маневренность самолетов МиГ-15 и МиГ-17, справедливо названных лучшими крылатыми машинами середины прошлого века. Изготовление гидравлических изделий требовало повышения точности обработки деталей, более высокого класса чистоты поверхностей, скорейшего внедрения современных по тем временам технологий. В начале 60-х годов руководителем завода был назначен Дмитрий Николаевич Каргаленков. В этот период ужесточаются требования к военным самолетам и вертолетам; создаются и осваиваются принципиально новые конструкции агрегатов управления. Наряду с гидромеханическими приводами начинается выпуск электрогидравлических комбинированных агрегатов КАУ для вертолетов МИ-8, вертолетов Камова, для самолетов СУ-24 и СУ-25. В это время происходит качественный прорыв инженерно-конструкторской мысли. Практически одновременно, как это и бывает в науке, целое семейство новых рулевых приводов предлагают авиастроителям московское КБ «Родина» и Павловское ОКБ «Восход». Первые продемонстрировали миру РП-55 и РА-56 для самолетов ТУ-154, «Восход», в свою очередь, подготовил для серийного производства новые и сложные изделия для ИЛ-76 - автономные рулевые машины АРМ-62 со сложными корпусами, кронштейнами и баками; новые бустеры были созданы для семейства МиГов – 23-го и 25-го. Взяться за испытание новых моделей рулевых агрегатов поручили павловскому механическому заводу – нынешнему «Гидроагрегату». В годы 9-10-11 пятилеток для самолетов четвертого поколения начат выпуск агрегатов, имеющих принципиально новые узлы. На предприятии запущены в серийное производство новые модификации рулевых механизмов для самолетов-истребителей – МиГ-29, МиГ-31, СУ-27, СУ-30. Совместно с «Восходом» коллектив ПМЗ приступил к выпуску автономных рулевых приводов АРМ 150К В 80-х годах в небе появились ИЛ-96-300 и ТУ-204. Для них на заводе были изготовлены агрегаты управления РА-86, РА-90 и РА-98 с электронными блоками управления. Для ракетной техники освоено еще одно сложнейшее изделие – моноблочный автономный агрегат управления с рулевыми механизмами вращательного типа. Производство миниатюрных электропреобразователей – сопел, дросселей, фильтров – требовало использования еще более точного оборудования. На предприятии организуются новые производственные участки, вдвое увеличивается парк станков с числовым программным управлением. На переломе эпох Девяностые годы стали для предприятия, как и для других структур, входящих в состав оборонно-промышленного комплекса страны, временем испытания на прочность. Это непростое время выпало на долю генерального директора Е.И. Белова. Заводчане учатся хозяйствовать в новых условиях: цеха и службы переводятся на хозрасчет и самоокупаемость, вводится жесткий режим экономии, создаются малые предприятия, которые позволили спасти завод от бескормицы в лихие перестроечные годы. В самостоятельные структуры были выделены инструментальное и ремонтное производства, отделы капитального строительства, энергетическое и транспортное хозяйство. Первыми в конверсионном производстве стали аварийно-спасательные инструменты, без которых немыслима работа в условиях чрезвычайной ситуации. В постсоветские годы павловчане вспомнили о традиционных замках: от накладных и врезных до шифровых, кодовых и реечных. Предприятие осваивает выпуск тележек, тренажеров, гидрооборудование для добывающих отраслей промышленности и даже деревообрабатывающие комбинированные станки с большим количеством функций. Есть в активе «Гидроагрегата» автоматы для вальцовки вилок и ножей, машины для производства парафиновых свечей, пресс для производства кирпичей, дозирующее устройство для заполнения пластиковых бутылок газированными напитками, диагностические общетерапевтические столы. В эпоху 90-х "Гидроагрегат" научился делать запчасти к самому разному оборудованию. Что неудивительно: после сложнейших электронных агрегатов для "МиГов", "СУшек" и "ТУшек" сделать вал-шестерню или поворотные цапфы для тракторов "Беларусь" представлялось легкой и приятной задачей... В середине 90-х предприятие вышло на внешний рынок – по заказу и чертежам английской фирмы «Моллинс» было освоено производство более 10 тысяч наименований деталей для сигаретных машин. Англичане, более ста лет работающие в табачной промышленности, очень серьезно относятся к вопросам качества; целая делегация британцев весьма обстоятельно изучала и станочный парк, и технологические процессы, и действующую на предприятии систему менеджмента качества перед тем, как разместить свой заказ. «Гидроагрегат» с честью выдержал этот экзамен; сотрудничество с «Моллинс» продолжается до настоящего времени. «Табачный» дебют был закреплен и в самом сердце Европы: после «Моллинза» заказчиками павловчан выступили французы – им потребовались узлы и детали для упаковочных машин. Спустя пару лет завод приступил и к изготовлению комплектующих для парфюмерной промышленности именитых фирм Старого света. Двадцать первый век В январе 2001 года на внеочередном собрании акционеров генеральным директором ОАО «Гидроагрегат» был избран Павел Григорьевич Редько. Вместе с главным инженером предприятия Владимиром Александровичем Чечевичкиным он работает над дальнейшим развитием завода. Альянс ОКБ и серийного завода сегодня актуален, как никогда прежде. В эпоху мировой интеграции авиастроительных концернов и совместного производства гражданских самолетов нового поколения «Гидроагрегат», способный, благодаря талантливому конструкторскому коллективу «Восхода», выпускать прорывные рыночные продукты, рассматривается авиастроителями как достойный и надежный партнер, способный создавать высокоточную и технологичную продукцию в соответствии с международной системой качества и лицензирования. Невероятно, но факт: даже в условиях кризиса 2008 года, когда большая часть предприятий сворачивала программы технического перевооружения производств и отказывалась от дорогостоящего запуска новых видов продукции, «Гидроагрегат» планомерно продолжал программу реконструкции, приобретал недешевое оборудование, без которого немыслимы заказы от мировых авиастроительных концернов. Качественно и в срок выполнял государственные заказы, повышал зарплату сотрудникам предприятия, аккуратно отчислял налоги, финансировал социальную сферу, в том числе и программу помощи пенсионерам-ветеранам завода. И при этом не отказался ни от одного пункта, заложенного в коллективном договоре предприятия, далеко выходящим за рамки требований Трудового Кодекса. Достойны всяческого уважения и экономические показатели «Гидроагрегата». Только за последние 5 лет объемы производства увеличились на предприятии в 2,7 раза, заработная плата - в 2,1 раза, капитальные вложения в реконструкцию – частичную и полную модернизацию производственных мощностей – в 3,2 раза; налоговые отчисления в бюджеты всех уровней с 2007 г. составили более 1 млрд. рублей. В будущем завода можно не сомневаться. «Гидроагрегат» живет и работает в реальном мире. Он с честью вышел из кризиса 90-х и из кризиса последних лет, а опыт, помноженный на мастерство и умения, накопленные за 70 лет существования, станут залогом долгой и счастливой жизни во всех отношениях успешного предприятия.

«Заводская проходная, что в люди вывела меня» Живет завод. Живут и работают на заводе люди. Всех их объединяет общее дело, которому они посвятили свою жизнь. Труд каждого из этих людей на первый взгляд невелик и незаметен. Как неутомимый каменщик по кирпичику возводит изо дня в день монументальное здание, так и они, ежедневно и ежечасно, выкладывают крепкий фундамент и надежные стены своего второго дома - серийного завода, где выпускают важнейшие комплектующие для авиастроительных предприятий страны. Сплетается вереница 70-летних событий в затейливый узор. Переплетется судьба завода с судьбами людей. Старых и молодых. Одни были очевидцами судьбоносных для «Гидроагрегата» событий, другим еще только предстоит вписать свой трудовой подвиг в славную историю предприятия.

Борисов Н.А., Руднев Ю.В., Хрящев Н.Л., Гусев В.С. (слева направо)

Борисов Н.А., Руднев Ю.В., Хрящев Н.Л., Гусев В.С. (слева направо)

Без скидок на возраст Старая гвардия «Гидроагрегата» по сей день в строю. Стоит только взглянуть на них – крепких, подтянутых, бодрых духом. Вот они, гордость завода: бывшие начальник сборочного цеха Николай Алексеевич Борисов, старший военпред Юрий Владимирович Руднев, главный инженер и главный металлург завода Николай Леонидович Хрящев и заместитель главного инженера Валерий Степанович Гусев. Их общий трудовой стаж на «Гидроагрегате» - вдумайтесь только – более 150 лет! Авиастроительная гвардия хорошо помнит первые послевоенные годы. «Как только вернулись фронтовики, - говорит Николай Алексеевич, - завод преобразился. Настроение у всех было приподнятое, казалось, теперь мы сможем сделать абсолютно все». Они работали, не жалея сил, времени, собственного здоровья. «В то время постоянными были два чувства, - с улыбкой вспоминает послевоенное время Валерий Степанович. – Чувство гордости за страну, свой завод и чувство голода. Как нам тогда хотелось просто поесть досыта!» Молодые здоровые парни хоть и не доедали, но вкалывали на заводе не за страх, а за совесть. В выходные работали, после смены оставались, если это было нужно заводу, нужно стране. Как тут не вспомнить бравых фронтовиков, которые после массовой мобилизации 1951 года влились мощной силой в коллектив «Гидроагрегата»: Терентьев, Пырьев, Михалев, Тарабакин, Усанин, Аникин, Захаров, Козлов, Винокуров, Аляпин. С особой теплотой помянули мои собеседники отца нынешнего шефа завода, Григория Редько. Танкист и военная косточка, на поверку он оказался замечательным человеком и изумительным специалистом, который всю свою жизнь отдал авиастроительному делу. Не дожили до юбилея завода Галина Корешкова, Петр Калмыков Александр Лукоянов и многие другие, но память о них будет жить в сердцах сегодняшнего поколения заводчан. Ветераны завода рассказывали о событиях, участниками которых им довелось быть. О том, как строили цеха, осваивали новые изделия, какими неимоверными усилиями увеличивали объемы госзаказа, ни на йоту не отступая от качества и технологического совершенства. О каждом из наших героев не то, что очерк – книгу писать нужно. Это же повесть о настоящих людях, о большой и красивой жизни – такой трепетной, пронзительной и настоящей…

Легкий ритм заводского вальса

Долгова С.Л., Грянов С.А., Квасова Ф.В., Лепешкина А.П., Денисова О.А., Софронов Д.С.

Долгова С.Л., Грянов С.А., Квасова Ф.В., Лепешкина А.П., Денисова О.А., Софронов Д.С.

«Не променяю ее, в 72 года, на двух фрезеровщиц по 36 лет», - так говорит о Софье Леонидовне Долговой, старейшей сотруднице инструментального цеха, ее начальник Сергей Грязнов. В том, что Софья Леонидовна – это золотой фонд предприятия, сомневаться не приходится. Достаточно сказать, что за полвека работы на «Гидроагрегате» она обеспечила фирменным товаром - точным и надежным инструментом – несколько поколений заводских авиастроителей. Мастерство у работницы таково, что чертежи ей, в общем-то, без надобности. С закрытыми глазами из стандартной болванки такой эксклюзив изготовит - ни в одном магазине не купишь! «Пока такие сотрудники работают, завод будет жить», - убежденно говорит начальник инструментального цеха Сергей Александрович Грязнов. Его подразделение недаром называют сердцем завода. Здесь появляется на свет авиастроительная оснастка или «средства производства», которые делаются под каждый конкретный заказ. От уровня мастерства его подчиненных, специализирующихся на штучном товаре, в конечном итоге зависит успех каждого изделия, как военного, так и гражданского. Еще одна заводская звездочка – Фаина Васильевна Квасова. На заводе она прожила почти полвека. Именно – прожила, потому как пришла сюда 15-летней девчонкой и выросла здесь до высококлассного специалиста с высшим образованием и богатейшим производственным опытом. По специальности она химик, окончила КХТИ. Знания и умения дотошной сотрудницы заводу очень даже пригодились – не зря же столько лет возглавляет она гидроагрегатовскую ЦЗЛ, отвечающую за качество резинотехнических деталей. А вот Александра Петровна Лепешкина уверена, что работать на этом заводе, ей было предопределено судьбой. Начинала трудовой путь станочницей, но как только оказалась в деревообрабатывающем цехе, так сразу поняла, что никуда отсюда не уйдет. Прошла путь от кладовщика до начальника цеха. Это при том, что в деревообработке одни мужики всегда работали. Но с Александрой Петровной не забалуешь - дисциплина у начальствующей дамы железная. «Строго и доверительно», - так говорит она о собственном стиле руководства. А потому заказы на производство упаковки для агрегатов выполняются тютелька в тютельку, даже дотошные военпреды за столько лет не нашли к чему придраться. Трудно представить, что трудовой стаж на «Гидроагрегате» у Ольги Андреевны Денисовой исчисляется в четверть века. Но это так: молодая и симпатичная особа пришла на завод сразу по окончании школы. Да и осталась здесь, в сборочном цехе, где всю жизнь проработала ее мама. Демидовцевская трудовая династия удивительна во всех отношениях: мать Ольги и она сама - приобретение «Гидроагрегата». А вот ее отец и два дядюшки по праву считаются золотым фондом ПМЗ «Восход». Их суммарный трудовой стаж исчисляется без малого в сотню лет. Вместе с Ольгой Денисовой трудится в сборочном цехе 26-летний Дмитрий Софронов. Несмотря на довольно-таки молодой возраст, он считается опытным специалистом. Впрочем, сам Дмитрий убежден, что сборочному делу нужно учиться всю жизнь, и не видит ничего зазорного в том, чтобы лишний раз обратиться за консультацией к старшим товарищам. Особенно часто его выручает первый производственный наставник – Павел Михайлович Рыбакин. В производственной коллекции Софронова числятся 4 вида агрегатов. И это не предел: молодой человек не намерен останавливаться на достигнутом и будет штурмовать новые высоты.

Как дело мастера нашло

Е.Б.Белкин, В.П.Зацепин, С.Н.Кондратов, Ю.А.Ефанов, В.К.Мосолков.

Е.Б.Белкин, В.П.Зацепин, С.Н.Кондратов, Ю.А.Ефанов, В.К.Мосолков.

В 1969 году на завод пришли сразу три молодых человека – Владимир Зацепин, Сергей Кондратов и Юрий Ефанов. Пришли и остались на «Гидроагрегате» почти на полвека. Но если первые два наших героя сразу оказались на своих рабочих местах, то Юрий Александрович Ефанов прошел путь от простого калильщика до начальника конструкторского бюро. Примечательно, что на этом посту он сменил своего дядю, который отправился на заслуженный отдых, и вот уже более полувека вся документация конструкторского бюро завода выходит за одной подписью. Заводчане говорят, что там фамилии… подписи, и те у них похожи. Работа у Юрия Александровича более, чем ответственная: сотни инструментов для обработки пластмассы, разных модификаций металла и огромного количества всяких разных пресс-форм создаются по чертежам и моделям, которые разрабатывает его отдел. Долгие годы проработала на заводе и супруга Ефанова, Галина Николаевна заведует технической библиотекой на «Гидроагрегате». А вот трудовая биография Зацепина и Кондратова сложилась сразу и навсегда. Владимир Петрович недолго был слесарем-сборщиком. Точный глазомер и верную руку старшие товарищи приметили сразу, и в скором времени стал он знаменитым на заводе доводчиком – мастером, который умеет «притирать» детали одну к другой с точностью до микрона. Виртуоз своего дела и Сергей Николаевич. В отличие от коллеги-доводчика ему приходится работать в буквальном смысле слова вслепую, потому как сделанного им увидеть просто-напросто невозможно. Его задача – нанести с помощью электроэрозионного станка необходимые сечения на внутренних поверхностях изделий. Сказать, что работа у него ответственная – значит, ничего не сказать. Дело в том, что эрозионная обработка является почти что финальным этапом работ всего завода. Стало быть, малейшая ошибка, а ее, к слову сказать, может выявить только высокочувствительный прибор на испытаниях, ведет насмарку работу всего коллектива. Так вот в Кондратовской коллекции нет ни одной испорченной детали, представляете? Руки ли у него золотые, глазомер ли исключительный, позволяющий довести сложнейшую работу до такой степени виртуозности – сложно сказать. Очевидно одно: начальство бережет его, как зеницу ока и всерьез задумывается над тем, как такому Мастеру с большой буквы замену подготовить. Кстати, о начальстве. Валерий Константинович Мосолков на начальника цеха никак не похож. По моему разумению, с такой представительской внешностью и академической бородкой надо в ученых советах заседать, а не в механическом цехе работать. Впрочем, кругозор в своем деле у руководителя ответственной службы завода и впрямь академический. Иначе как бы он сумел с математической точностью организовать ответственный фронт работ и увязать воедино сложные технологические процессы? Да и команда под стать начальнику. Производственные мастера владеют – вдумайтесь только - всеми смежными специальностями! Сам Валерий Константинович считает, что вырастить хорошего специалиста на корпусные детали – целое дело. Тут, по его словам, требуются не только знания и умения, но и понятие. В смысле, технологическое представление всего процесса - от изготовления деталей до комплектации блоков, которые насчитывают от полутора сотен до тысячи с лишним отверстий. Вот такой диапазон: от нуля до бесконечности. К золотому фонду мастеров «Гидроагрегата» следует причислить Евгения Борисовича Белкина. В этом году он отметит тридцатилетие со дня прихода на авиастроительное предприятие. Трудовой союз оказался удачным во всех отношениях. Евгению Борисовичу по плечу самые сложные работы, связанные с внутренним шлифованием деталей. Этому делу, по его словам, он учится всю жизнь. С недавних пор за отцовский станок встал сын Максим. Белкин-младший, как говорят заводчане, унаследовал от отца золотые руки и упорство в работе. Стало быть, еще полку рабочих династий на «Гидроагрегате» прибыло.

Парни с «Байконура»

«Байконуром» в Павлове называют большой микрорайон, выстроенный в советские времена механическим заводом. Там большей частью проживает заводская молодежь, которая заступила на авиастроительную вахту несколько лет назад. В отличие от большинства своих сверстников, поспешивших получить высшее образование, Алексей Фадеев и Сергей Баранов пришли на завод после профессионально-технического училища. Как положено, отдали Родине воинский долг. Вернулись на завод и продолжили учебу без отрыва от производства. Сегодня они самая настоящая элита – операторы-наладчики станков с ЧПУ последнего поколения. То есть умеют работать и с железом, и с компьютером. Сергей уже окончил политех, Алексей пока учится в строительной академии. Но после нее непременно поступит в политехнический институт – высшее образование ему нужно не из-за вожделенных «корочек», а для работы на заводе, ставшем уже родным. Кстати сказать, отец Сергея Баранова занимает на «Гидроагрегате» довольно высокий пост – мог бы пристроить наследника на хорошую инженерную должность. Однако Баранов-старший только приветствовал решение сына идти в ПТУ. И сегодня вам каждый на заводе скажет, что Сергей Баранов честно прошел путь от рабочего до инженера; папина протекция ему не потребовалась. А вот Денис Пестряков считает, что совершенствоваться до бесконечности можно и в рабочей специальности. Ученику токаря потребовалось всего четыре месяца, чтобы с помощью мастера, Александра Васильевича Колосова, овладеть премудростями профессии. За четыре года работы на «Гидроагрегате» он вырос в высококлассного специалиста и будет в нынешнем году будет защищать честь завода на областном смотре-конкурсе «Золотые руки». Этой замечательной молодежью руководит на общественных началах председатель Совета молодежи предприятия Андрей Гаранин. Сам он старший мастер в кузнечном цехе. «Ребята у нас легкие на подъем, - говорит о молодой смене «Гидроагрегата» ее вожак. КВНы, туристические слеты, спартакиады по 14 (!) видам спорта – почти везде заводская молодежь занимает первые или призовые места. Наверное, секрет производственного успеха также кроется в умении побеждать. В добрый путь!

У каждого своя целина

А.Н.Евстифеев.

А.Н.Евстифеев.

Александр Николаевич Евстифеев отвечает на «Гидроагрегате» за безопасность и охрану труда. Кому, как не техническому работнику, хорошо знающему производственные процессы, стоило доверить столь ответственную должность! На заводе он с 1972 года, был технологом, механиком, заместителем начальника цеха и почти два десятилетия возглавляет столь ответственную службу предприятия. В Ростехнадзоре и в инспекции по охране труда «Гидроагрегат» на хорошем счету – служба, которой руководит Евстифеев, неоднократно отмечалась грамотами и благодарственными письмами. После автомеханического техникума пришел работать на завод Вячеслав Михайлович Соколинский. Без отрыва от производства продолжил учебу в ВУЗе и успел проявить себя на разных должностях – был технологом в механическом цехе, начальником техбюро, главным технологом предприятия.

В.М.Соколинский.

В.М.Соколинский.

Сегодня он заместитель технического директора, и как он сам говорит, его трудовой путь представляет технологическую цепочку, в которой каждое звено накрепко спаяно предыдущим. Основательное знание производственного процесса – залог успешной деятельности сегодня. Современные технологии и оборудование – вот сфера его сегодняшних интересов. Путь новых станков или обрабатывающих центров до каждого заводского цеха неблизкий: этому предшествует колоссальная работа, связанная с выбором оборудования, его отладкой и установкой. Зато производительность труда после технических новшеств возрастает на заводе в несколько раз, а выпускаемая продукция соответствует уровню самых строгих мировых стандартов.

Есть такая профессия

Хомутов В.П.

Хомутов В.П.

Профессия у Вениамина Порфирьевича Хомутова – защищать интересы трудового коллектива. Вот уже 20 лет возглавляет он профсоюзный комитет на «Гидроагрегате». Что неудивительно: энергичный, инициативный и крайне обязательный профорг может, по меткому замечанию сослуживцев, делать несколько дел сразу и даже находится одновременно в нескольких местах. Стоит лишь взглянуть на «список добрых дел», которые каждый день намечает себе Хомутов, так сразу становится ясно, что разговоры про «повышенные обязательства» коллективных договоров – не вымысел. Такой профорг костьми ляжет, а социальные гарантии для коллектива в полном объеме пропишет в объеме, далеко выходящем за рамки норм Трудового Кодекса. Причем, сделает это не напоказ и не для собственной популярности – просто не умеет он жить и работать в полсилы. Ничего героического в своей работе Вениамин Порфирьевич не видит. С администрацией завода он «работает в рамках социального партнерства», а вот заводчан знает каждого поименно. Чем дышит, чем живет каждый авиастроитель и его семья для профорга, как в открытой книге писано. Просто завидуешь им, когда профсоюзный лидер перечисляет некоторые, по его словам, достижения. Это ежемесячный отдых трех десятков сотрудников в санаториях, база отдыха на 240 семей, путевки в детские оздоровительные лагеря, дотированное питание в столовой, добровольное медицинское страхование на каждого работника за счет предприятия, не говоря уже о материальной помощи, за которой первым делом люди в профком обращаются. Но всего этого энергичному Хомутову недостаточно. Лет десять назад по его инициативе был заключен договор с Липецким учебно-летным центром, где проходят срочную службу молодые ребята с «Гидроагрегата». Родители призывников к Хомутову со всего города идут – плохо ли, когда папы и мамы знают, что чадо их под хорошим присмотром воинский долг исполняет! Да и на побывку к служивому съездить можно; тот же Хомутов автобус от завода для «родительского дня» организует. Генерал-майор Александр Харчевский, руководитель липецкого центра, в Павлове периодически бывает. И с Хомутовым каждый раз обязательно увидится. Может быть для того, чтобы еще раз сказать спасибо неутомимому общественному деятелю за хороших ребят из здоровой провинции, которые служат в его гарнизоне…

Команда

В.А.Чечевичкин, О.Н.Кувшинов, С.Р.Давлатов.

В.А.Чечевичкин, О.Н.Кувшинов, С.Р.Давлатов.

О руководящей команде «Гидроагрегата» во главе с генеральным директором Павлом Григорьевичем Редько в двух словах никак не расскажешь. Каждый из них – яркая личность, человек уважаемый и заслуженный. Взять, к примеру, бессменного главного инженера предприятия Владимир Александровича Чечевичкина. На завод он пришел в далеком 1959 году и прошел все ступени руководящей карьеры. Каждый вам на заводе скажет, что Чечевичкин - технарь милостью Божьей. А потому рабочие и инженеры, собираясь на аттестационной (квалификационной) комиссии, хорошо знают, что Главному очки не вотрешь - в миг выведет на чистую воду! Под стать ему и заместитель директора по производству Олег Николаевич Кувшинов. Он тоже начинал свой трудовой путь с рабочей специальности и вырос в замечательного специалиста, который знает все технологические процессы, как свои пять пальцев и без особого труда создает или откорректирует любые стратегические планы предприятия. И, наконец, человек, положивший начало дружбе нашей газеты и павловского авиастроительного завода. Это директор по персоналу и развитию предприятия Сергей Робертович Давлатов. Хотите верьте - хотите нет, но о ком бы мы с ним не разговаривали, не заглядывая в бумаги, он охарактеризовал каждого – кто рыбак, а кто охотник, кто зануда изрядная, а кому внуков в одиночку поднимать приходится. Помнит всех и с гордостью расскажет вам, кто чем знаменит и какова его роль в славной истории отечественного авиастроения. Отрадное это чувство – гордость за свой завод, свою Родину. Отрадное и не притупившееся пафосными лозунгами и высокопарными словесами. Для Давлатова оно также очевидно, как понятие офицерской чести или крепкой мужской дружбы. - Чем больше узнаешь о жизни наших людей, - говорит Сергей Давлатов, - о том, как тесно переплелась она с судьбой завода, тем сильнее испытываешь гордость за свою страну, свою Родину. Гордость не хрестоматийную, не книжную – настоящую, сердечную, искреннюю…

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также