Премия Рунета-2020
Нижний Новгород
-8°
Boom metrics
Наука
Эксклюзив kp.rukp.ru
7 февраля 2024 6:30

Синдром дефицита внимания вождению не помеха: Нижегородские ученые выяснили, как невнимательным водителям обезопасить себя на дорогах

Магистрант ННГУ Альтшулер: «Существует связь между СДВГ и риском попасть в ДТП»
Нижегородские ученые выяснили, как невнимательным водителям обезопасить себя на дорогах.

Нижегородские ученые выяснили, как невнимательным водителям обезопасить себя на дорогах.

Фото: Кристина БЕРБАСОВА

Наверное, каждый хоть раз слышал о синдроме дефицита внимания и гиперактивности – о том самом расстройстве, которое влияет на концентрацию, память и поведение человека. Касательно СДВГ есть множество стереотипов. Например, одни люди привыкли думать, что СДВГ встречается только в детском возрасте, а потом ребенок полностью "перерастает” свой диагноз. Другие же до сих пор не верят в существование такого расстройства. Но современные исследователи подтверждают, что такой диагноз, как синдром дефицита внимания и гиперактивности, существует, а его симптомы могут проявляться и у взрослых и сказываться на их ежедневных привычках и задачах. В связи с этим специалисты ННГУ имени Н.И. Лобачевского из Нижнего Новгорода провели интересный эксперимент и выяснили, может ли СДВГ повлиять на вождение автомобиля. Журналист «Комсомолки» побывала в гостях у учёных и узнала о результатах исследования.

Задумались, как сделать процесс вождения для людей с СДВГ более безопасным

Самим экспериментом занимались специалисты лаборатории киберпсихологии, а идея исследования возникла у магистрантки факультета социальных наук Юлии Альтшулер. Девушка сама имеет СДВГ, поэтому неудивительно, что в какой-то момент она задумалась о том, как сделать процесс вождения для таких же людей более безопасным.

– Среди публикаций зарубежных исследователей она увидела информацию о том, что водители с СДВГ на 25% чаще попадают в аварии, чем водители без СДВГ. Естественно, это подтолкнуло её научно подтвердить тот факт, что симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности у взрослых действительно влияют на то, как эти люди выполняют разные активности и виды деятельности, – рассказала кандидат психологических наук, доцент, заведующая лабораторией киберпсихологии факультета социальных наук ННГУ им. Н.И. Лобачевского Валерия Демарева.

Кстати, исследование нижегородских учёных оказалось в числе малочисленных. Как оказалось, сейчас немногие берутся глубоко изучать, в чем специфика проявления СДВГ именно у взрослых людей, а также проводить для этого эксперименты, приближенные к реальным условиям.

Автосимулятор.

Автосимулятор.

Фото: Кристина БЕРБАСОВА

С помощью очков-айтрекера фиксировали, как движется зрачок

Изучать специалисты решили то, как двигаются глаза людей при вождении автомобиля и на чем фокусируется их взгляд. Для проведения эксперимента были приглашены 33 человека, и у 12 из них наблюдались симптомы СДВГ.

– Мы даже заметили, что многим людям с симптомами СДВГ было сложнее освоить сам ход проведения эксперимента. Некоторые из них нажимали кнопки, которые не нужно, хотя мы объясняли, какая кнопка за что отвечает, – поделилась кандидат психологических наук.

Так, вначале все испытуемые заполняли опросник на проявление симптомов СДВГ. Среди вопросов можно было увидеть следующие: «Как часто вам трудно удерживать внимание при выполнении скучной однообразной работы?», «Как часто вы чувствуете беспокойство или суетливость?». Всего необходимо было честно ответить на 18 вопросов. Затем участники эксперимента надевали очки для трекинга глаз, садились за автосимулятор и отправлялись в путь.

Изучать специалисты решили то, как двигаются глаза людей при вождении автомобиля.

Изучать специалисты решили то, как двигаются глаза людей при вождении автомобиля.

Фото: Кристина БЕРБАСОВА

– Эксперимент был очень прост – нужно было ехать по монотонной трассе и только в одном месте повернуть. К слову, экспериментатор даже предупреждал, что сейчас будет поворот. Но люди с СДВГ чаще ошибались в таких простых вещах, – объяснила Валерия Демарева. – Очки-айтрекер фиксировали, как движется зрачок и выдавали статистику по фиксациям взгляда, по каждой остановке взора, то есть мы понимали, куда смотрел человек и сколько длился фокус. Именно эти данные мы и анализировали потом.

Ученые сравнивали результаты двух групп людей: у тех, кто проявляет симптомы СДВГ, и у тех, кто нет.

Обнаружили особенности у водителей с СДВГ

Исследование показало, что у участников эксперимента с симптомами СДВГ могут проявляться проблемы с рабочей памятью при вождении, а также разные особенности фиксации глаз, в зависимости от типа симптомов СДВГ.

– У СДВГ есть разные варианты проявления. Это может быть только невнимательность, только гиперактивность или смешанный тип. В нашем исследовании ожидаемо не оказалось людей только с гиперактивностью, потому что она, как правило, проходит к взрослому возрасту, – подчеркнула заведующая лабораторией киберпсихологии.

Самый главный результат учёных состоял в том, что у людей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности действительно есть особенности при управлении автомобилем. Например, подобные водители реже проявляют вариативность в движениях своих глаз, а еще у них отличается минимальная и максимальная фиксации взгляда.

Очки для трекинга глаз.

Очки для трекинга глаз.

Фото: Кристина БЕРБАСОВА

– Люди, у которых нет симптомов СДВГ, могут при необходимости делать очень короткие фиксации. Сначала их взгляд чуть-чуть задержится на одном объекте, потом сразу переключится на другой. А, когда того требует ситуация, они будут делать длительную фиксацию на каком-то объекте, в то время как у людей с СДВГ это проявляется в меньшей степени, – сказала Валерия Демарева. – Максимальная длительность у людей с СДВГ меньше, чем у людей без симптомов. Минимальная же, наоборот, больше, чем у людей без симптомов. Ну, а если все усреднить, то получится, что все одинаково у тех и у других, но мы очень глубоко подошли в нашем анализе и выяснили, что есть такая особенность.

Иными словами, водители с СДВГ могут, например, пропустить значимый знак, так как “перефокусировались” на предыдущем. Тут всё дело в том, что они не могут сделать короткую фиксацию. А в ситуациях, где стоило бы уделить больше внимания происходящему на дороге, они бы не стали так долго фокусироваться на этом.

Экспериментом занимались специалисты лаборатории киберпсихологии.

Экспериментом занимались специалисты лаборатории киберпсихологии.

Фото: Кристина БЕРБАСОВА

Облегчить жизнь могут специальные тренировки на внимание

Однако специальные упражнения и тренировки на внимание могут помочь людям с СДВГ избежать негативных последствий и попаданий в ДТП.

– В любом случае надо понимать, что СДВГ – это не диагноз-противопоказание. Совершать ошибки за рулем могут разные люди. У человека могут быть проблемы с самоконтролем другого рода, и он будет опаснее на дороге. Или у водителя могут быть просто проблемы с дисциплиной, мы же таких никак не отсеиваем, – подчеркнула специалист. – В этом плане та категория людей, которых мы изучали, могут быть прекрасными водителями. Другое дело, что они могут посетить какие-то курсы и помочь себе быть увереннее и расслабленными за рулем, лучше контролировать ситуацию и, естественно, за счет этого лучше обращать внимание на те аспекты, которые нужно.

Кстати, результаты данного эксперимента Юлия Альтшулер уже используются в работе своей школы для людей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Она предлагает своим ученикам специальные программы, благодаря которым они могут научиться работать со своим СДВГ и действовать более оптимально при выполнении тех или иных задач.