Премия Рунета-2020
Нижний Новгород
+17°
Boom metrics
Звезды2 декабря 2015 12:48

Историки: Нижегородский кремль мог проектировать Леонардо да Винчи

Исследуя русское каменное зодчество, специалисты обратили внимание на сходство нашей и итальянских крепостей
Открытие века: Нижегородский кремль проектировал Леонардо да Винчи.

Открытие века: Нижегородский кремль проектировал Леонардо да Винчи.

Фото: Роман ИГНАТЬЕВ

История нижегородского кремля окутана множеством тайн и легенд. Самые смелые из них рассказывают о том, что к строительству древней крепости приложил руку сам великий мастер Эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Долгое время историки отмахивались от этой гипотезы. Однако совсем недавно было сделано удивительное открытие – оказывается, нижегородский кремль был построен по принципам «золотого сечения», которое действительно активно использовал великий художник. Следы мастера Первым имя да Винчи в связи со строительством нижегородского кремля упомянул советский архитектор Святослав Агафонов, проводивший реставрацию крепости в XX веке. Исследуя русское каменное зодчество, он обратил внимание на сходство нижегородского кремля и итальянских крепостей. - Ни для кого не секрет, что между Россией и Италией существовали очень тесные дипломатические связи, - объясняет нижегородский историк и краевед Александр Данилов. – Доходило до того, что русские посланники отчитывались перед венецианским парламентом о взятии Казани в 1487 году. По странному стечению обстоятельств после каждого визита российских послов, из итальянских письменных документов навсегда исчезали имена знаменитых архитекторов, скульпторов и художников. Некоторые из них потом переехали в Россию, где со временем обрусели и получили русские имена. По всей вероятности, одним из таких итальянцев был и знаменитый Петр Фрязин, которому летописная традиция приписывает строительство Нижегородского кремля. В действительности никто из историков не знает наверняка, кто и даже когда построил кремль. В летописных памятниках разброс датировок начала строительства на целых 17 лет, поэтому чтобы не вносить лишнюю смуту в ряды ученых, принято считать, что кремль строился в начале шестнадцатого века. Что касается самого Петра Фрязина, то это личность и вовсе легендарная. В соответствии с историческими данными на просторах России насчитывалось как минимум четыре мастера с таким именем. Хотя это и именем-то назвать трудно: «Фрязин» - это искаженное прозвище «итальянец».

Схема Нижегородского кремля в "золотых" пропорциях.

Схема Нижегородского кремля в "золотых" пропорциях.

- В Италии того времени была великолепная школа мастеров. В одном только Милане, помимо Леонардо да Винчи, насчитывалось больше 40 мастеров самого высокого уровня. Всех их при своем дворе собрал герцог Сфорца. Совершенно естественно, что между ними неизбежно происходил обмен знаниями и навыками. Поэтому если присмотреться к итальянским крепостям XV-XVI веков и нижегородскому кремлю, то сходство невозможно не заметить. Взять хотя бы ту же крепость Имола, в перестройке которой принимал участие Леонардо да Винчи. В ней, как и в нижегородском кремле, использовался принцип вынесенных за линию стен бастионов. - Дело в том, что у нашего кремля есть еще одна уникальная особенность – по всем его стенам можно обойти, не заходя в башни. Больше нигде в России подобного объекта нет, - объясняет краевед. – Раньше многие объясняли это тем, что башни и стены возводились отдельно друг от друга, однако теперь мы знаем наверняка, что это не так. Такое расположение башен было заложено в изначальном плане строителей. На этом совпадения не заканчиваются. Удивительным образом при строительстве нижегородского кремля использовался новейший способ нанесения круговой карты – по сути, первый аналог чертежа с высоты птичьего полета. Подобный метод использовался и мастером Леонардо да Винчи при переустройстве крепости Имола. - Конечно, я не считаю, что в работах по строительству нижегородского кремля участвовал сам великий художник – скорее всего, он даже не догадывался о существовании Нижнего Новгорода, - уверен краевед. – Однако кто-то из итальянских мастеров привез все эти приемы в Россию. Ведь практически все элементы Нижегородского кремля имеют итальянское происхождение.

Сакральная геометрия кремля По всей вероятности предположение об участии итальянских мастеров эпохи Возрождения в строительстве кремля так бы и осталась гипотезой, если бы совсем недавно сам Александр Данилов не сделал новое сенсационное открытие - каменный кремль в Нижнем Новгороде построен по принципам «золотого сечения» или, как его еще называли в то время «божественной пропорции».

Принцип "золотого сечения" в действии: Нижегородский кремль точно вписывается в фигуру Фибоначчи.

Принцип "золотого сечения" в действии: Нижегородский кремль точно вписывается в фигуру Фибоначчи.

- Все началось с того, что по заданию Федора Селезнева для прояснения древней топографии Нижегородского кремля я отправился в архив изучать нижегородскую Сотную грамоту 1621- 1622 года, составленную на основе Писцовой книги по Нижнему Новгороду 1621-1629 годов. В последней содержалась самая ранняя опись Нижегородского кремля с указанием его длин и размеров. Учитывая, что первое образование у меня техническое, то я обратил внимание на то, чего историки обычно не замечают – все цифры размеров, выписанные в таблицу, выстраивались в какую-то математическую закономерность. Я долго не мог разгадать тайну этих чисел – и вдруг обнаружил, что два ряда их последовательностей подставленных в формулу «золотого сечения» дают иррациональное алгебраическое число «Фи» = 1.6. Получается, что в основе строительства Нижегородского кремля заложена «божественная пропорция». Как ни странно, сделанное открытие поставило перед историками еще больше вопросов – кому, а самое главное - зачем понадобилось закладывать в основу кремля сакральную геометрию? - Лично мне кажется, что все объясняется довольно прозаично: в те времена строители просто еще не знали метрической системы. Да и саженная система еще не была унифицирована, а «золотое сечение» позволяло соблюдать пропорцию при строительстве, что делало здания более прочными, - уверен Александр Данилов. Кроме того, не исключено, что создатели кремля желали каким-то образом использовать или нейтрализовать потоки сильных ветров, господствующих на кремлевских вершинах. Хотя, конечно, мистики со мной не согласятся. По одной из их версий, кремль представляет собой некое устройство, назначение которого нам пока неизвестно. Звучит, конечно, абсурдно, если бы не одно «но» - Нижний Новгород процветал все время, пока кремль оставался замкнутым. Упадок в городе наступил вместе с обрушением Зачатьевской башни и близлежащих участков стен в XVIII веке. Так продолжалось на протяжении двух столетий: в XIX и XX веках активно развивалась заречная часть города. Все это время древняя историческая часть Нижнего Новгорода находилась в упадке. Зато как только Зачатьевскую башню отстроили и периметр кремля «замкнулся», в городе произошел подъем во всех сферах культурной и общественной жизни. Действительно ли Нижнему Новгороду теперь грозит неминуемое процветание, покажет время. Но одно уже ясно – нижегородский кремль скрывает еще очень много тайн, раскрыть которые предстоит будущим исследователям.