Премия Рунета-2020
Нижний Новгород
+8°
Boom metrics

Жаркие, зимние, не наши

Почему самарских спортсменов всегда мало на зимних Олимпиадах и как с этим бороться?

Фото: Александра ЛУКЬЯНОВА

На радио «Комсомольская правда-Самара» в программе «Тема дня» о проблемах зимних видов спорта в регионе рассуждали организатор марафона «Сокольи горы» Алексей Жирухин и президентом городской федерации хоккея Сергей Кизоркин, по телефону свое мнение высказал пресс-секретарь минспорта Павел Сещенко.

Предлагаем послушать запись прямого эфира, обсудить проблемные вопросы в комментариях. Приводим самые яркие цитаты гостей.

Павел Сещенко, пресс-секретарь регионального министерства спорта Самарской области:

- Я не собираюсь с флагом Самарской области бежать впереди и говорить, что все замечательно, и вы все врете. Давайте адекватно оценим ситуацию: исторически сложилось, что Самарская область – регион, где развиты летние виды спорта. Зимние – на вторых-третьих ролях. Мы с таким удивлением говорим, на Олимпиаде нет ни одного спортсмена. А давайте вспомним, у нас вообще есть предпосылки к тому, чтобы у нас на Играх были наши спортсмены. Почему уходят спортсмены в другие регионы? Потому что там есть базы, лучшие условия. Если бы у нас были условия, базы нужного уровня, то ни один спортсмен от нас бы не уехал. Нам трудно конкурировать с Тюменской областью, Татарстаном, Удмуртией, где зимние виды спорта на первых ролях.

У нас была спортсменка Ольга Кучерук (участница и призер Чемпионатов мира среди юниоров – прим .КП) талантливая лыжница, ее пригласили в Тюмень. Что мы можем предложить Ольге Кучерук? Если в Тюмени - один из лучших центров подготовки в стране, который готовит лыжников мирового уровня. А нас единственная база «Чайка», построенная в 76 году. Чего мы будем ждать, 5-10-15 лыжников в сборной? Это наивно предполагать. Пока мы не начнем вкладывать средства в инфраструктуру, развивать материально-техническую базу, реально ожидать, что у нас будет плеяда спортсменов на Зимних олимпийских играх – не стоит.

За всю историю Зимних Олимпийских игр, которые проводятся с 24 года, всего 13 спортсменов участвовали в Зимних Играх. А на Летних Олимпийских Играх только в прошлый раз было 12 спортсменов. Представляете, какая разница. Нам надо развивать виды, которые у нас есть – есть база лыжная, любители, массовый спорт. Нам надо развивать нашу базу, строить ее и через 10-15 лет, готовить тренеров, воспитывать своих лыжников.

Алексей Жирухин, марафонец, организатор марафона «Сокольи горы»:

Алексей Жирухин

Алексей Жирухин

Фото: Александра ЛУКЬЯНОВА

- С малых лет из детей нужно растить олимпийцев. Чтобы заниматься в Самарской области, есть только одна база «Чайка» и небольшая база в 11 школе. В основном, все спортсмены, которые регулярно занимаются - это жители деревень, либо это жители поселка Управленческий и Мехзавод. Если семья живет в центре города, до лыжной базы добираться далеко, скорее всего ребенка отдадут в секцию по месту жительства. И вряд ли это будет лыжный спорт. Я много путешествую, был в скандинавских странах. Все жители этих стран занимаются лыжными гонками, биатлоном практически с пеленок. Чтобы там заниматься этими видами спорта, достаточно обуть лыжи и выйти кататься. Есть полчаса времени, ты выходишь и катаешься.

Мы же полтора года работаем над проектом лыжероллерной трассы. Раз 20 дорабатывали проект и его наконец-то утвердили в конце прошлого года. Надеемся, что в 18 году дело пойдет. Сейчас вопрос в финансировании. Трасса нужна на базе «Чайка» по существующей «семерке». Сейчас все катаются на «дороге любви» – по технической трассе, где гоняют камазы. Бывали случаи, когда сбивали лыжников. Ремонта трасы давно не было, в последнее время там опасно кататься даже на велосипеде, не говоря уже о лыжероллерах.

Сергей Кизоркин, президент федерации хоккея Самары:

Сергей Кизоркин

Сергей Кизоркин

Фото: Александра ЛУКЬЯНОВА

- У самарского хоккея несколько проблем:

Неустойчивая погода в Самаре: от -30 до плюсовой температуры. Могут несколько дней идти метели. Хоккейные коробки, которые есть во дворах и при школах, из-за этого очень сложно обслуживать. Соответственно, ребята идут в те команды, где есть лед круглый год. А у любительских команд таких возможностей нет. У нас есть «Чайка» - муниципальная команда, у них есть лед один раз в неделю на Мехзаводе для тренировок круглый год. У других команд такой возможности нет.

В США или в Канаде на 100 тысяч населения приходится 1 закрытая тренировочная коробка. У нас за последние несколько лет построили физкультурно-оздоровительные комплексы. Если не ошибаюсь, 5 или 6 закрытых хоккейных площадок.

Любительские детские команды, которые есть в городе, там не тренируются. Воспитать хоккеиста на земле невозможно. Он, конечно, может бегать, прыгать, быть физически подготовленным, но если он не катается минимум 4-5 раз в неделю 11 месяцев в году на льду, вырастить хоккеиста нереально.

Вторая проблема -низкая квалификация тренеров. У нас в основном занимаются тренеры по месту жительства. Шесть лет практика такая существует. Но тренер по месту жительства отвечает за общую физкультуру. Чтобы заниматься хоккеем, нужно иметь специальную подготовку. А таких тренеров у нас мало.

К сожалению, мы до сих пор не можем найти общий язык с руководителями областной федерации хоккея. Поэтому наши руки связаны. Мы не получаем никакого бюджетного финансирования ни от города, ни от области. Сейчас находимся в поиске спонсоров. Нам необходим лед, инвентарь, экипировка.

Если у нас при каждом катке будут закреплены команды, и они будут заниматься за счет бюджета, все будет намного проще.

В советское время хоккейные команды финансировались заводами. Внутри заводов тоже были свои команды: цех играл против цеха. Детской команде «Меридиан», которая существует и сейчас, помогал нефтеперерабатывающий завод. Если говорить про североамериканский хоккей, там команды и клубы финансируются бизнесом. Там это коммерческая структура, которая зарабатывает за счет профессионалов деньги и вкладывает в детский хоккей.

Путь у талантливых ребят будет, если в Самарской области создадут пирамиду от любителей до профессионалов. И будет хоккейный центр, куда всю талантливую молодежь можно будет приглашать, чтобы дети там учились и тренировались. Если такой центр сделать, то можно воспитать профессионалов, которые будут выступать в КХЛ, а если повезет, уедут в Северную Америку.