Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество9 ноября 2011 22:00

Рейтинг магазинных краж-2011: Больше, чем в России, воруют только в Индии

По данным мировой статистики, убытки торговых сетей из-за нечистых на руку продавцов и покупателей за последний год резко увеличились. Исследователи говорят - кризис...

Ущерб торговых сетей во всем мире из-за краж и потерянных товаров за последний год увеличился почти на 2 млрд. евро. Причем воровать больше стали все: и покупатели, и сотрудники магазинов. Такие выводы следуют из ежегодного отчета британского Центра исследований в области ритейла.

Россию в исследование магазинного воровства включают только второй раз. Тем не менее мы уже оказались в тройке «лидеров» - на втором месте после Индии. В прошлом году результаты были «скромнее» - всего лишь шестое место.

Кто хуже: продавцы или покупатели?

Эти исследования (нынешнее прошло в 43 странах и охватило период с июля 2010-го по июнь 2011-го) учитывают все возможные потери крупных торговых сетей из-за воровства или халатности: мелкие магазинные кражи, деятельность организованной преступности, воровство товаров продавцами и прочим обслуживающим персоналом, махинации поставщиков, потери из-за небрежности сотрудников и т. п. Впрочем, как утверждают исследователи, в 80% случаев причина недостачи в магазинах - именно откровенное воровство.

Если брать количество краж, больше всего магазины страдают от покупателей (47,7% всех случаев воровства). Но финансовый ущерб от нечистых на руку сотрудников гораздо выше. Из-за нечестных клиентов торговые сети мира потеряли за год больше 17 млн. евро, а из-за ворюг-продавцов - больше 31 млн. (35% от общего числа краж).

В России расклад, согласно статистике, такой: в 41% случаев недостачи виноваты покупатели, в 36% - схитрили сами продавцы, 7% приходится на махинации поставщиков.

Воры любят бриться и есть сыр

Любопытен список товаров, которые пропадают из торговых залов чаще всего (см. графику). Судя по нему, магазинные воры нынче больше всего озабочены собственной внешностью (бритвенные принадлежности, одежные аксессуары) и здоровой едой (интересно, что магазины чаще недосчитываются именно сыра и мяса, а не каких-нибудь сладостей, например). Эксперты Центра исследований в области ритейла объясняют дело так: воруют прежде всего предметы самой первой необходимости.

Из товаров, которые гораздо чаще стали бесследно исчезать с прилавков именно в последний год, исследователи отмечают косметику (тушь для ресниц, карандаши и тени для глаз) и верхнюю одежду. В Европе резко увеличилось воровство в обув­ных магазинах. В целом по миру сильнее всего вырос уровень недостачи в магазинах и отделах игр и игрушек (на 18% в 2011 году по сравнению с 2010-м).

Виноват кризис

Результаты нынешнего исследования, похоже, несколько обескуражили даже его авторов. В прошлом году ситуация выглядела куда более благостно: тогда, по сравнению с 2009 годом, ущерб торговых сетей от краж сократился (в том числе и в России). И исследователи нашли в этом подтверждение тому, что мировая экономика пошла на подъем.

Нынешние результаты они также объясняют экономической ситуацией - точнее сказать, ее ухудшением. Это, в частности, подтверждается тем, что сильнее всего уровень воровства в магазинах вырос за последний год в Европе - на 7,8% (6,6% в мире в среднем).

- Многие чувствуют, что политики их подвели, - считает Джошуа Бамфилд, директор Центра исследований в области ритейла. Это, по его мнению, психологически дает населению некую «лицензию» на воровство.

Кстати, благополучнее всего дела с магазинными кражами обстоят в Азии. Впрочем, это объясняется скорее местным менталитетом. В Японии и после цунами мародерства практически не было, что крайне удивляло и Россию, и западный мир.

Что нам с того

Это только на первый взгляд кажется, что проблема краж и недостач только самих магазинов и касается. На самом деле она касается всех нас. «Среднестатистические» потери от воровства торговцы закладывают в стоимость товаров. Как следует из исследования, в среднем в мировом масштабе каждая семья таким образом за последний год заплатила ворам $200.

Мнение эксперта

Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП):

- То, что Россия - один из мировых лидеров по воровству в торговых сетях, - это действительно плохой знак. Поскольку это говорит не только о кризисе, но и о том, что теряются нормальные человеческие ценности. Помимо статистики британских исследователей, об этом же свидетельствует, например, и количество молодых людей спортивной наружности, которые прыгают через турникеты в метро. Но надо понимать, что любое воровство - будь то продукты в супермаркете или проезд на халяву - оплачивается другими потребителями. Потери закладываются в тариф. И если увеличивается количество желающих украсть в магазине батон хлеба, цена батона для остальных, порядочных, покупателей в перспективе вырастет.

Я бы порекомендовал желающим выразить свой протест против несправедливых цен делать это более честным способом - голосовать ногами. То есть пойти в тот магазин, где цены ниже. Как минимум в крупных российских городах такая возможность существует - есть конкуренция среди торговых компаний.

ПРОЧИТАНО В ИНТЕРНЕТЕ

На наш взгляд, мотивы магазинных воришек лучше всего выразила пользователь одного из форумов, представившаяся Мариной. Вот ее оправдание:

- Да, я частенько ворую в супермаркете всякую мелочевку. Когда вижу, насколько там задирают цены на сыр или на гречку, чувствую себя вправе положить в карман жвачку - в качестве моральной компенсации. С них не убудет. А вот карманничеством никогда заниматься не стану.