Премия Рунета-2020
Самара
+18°
Boom metrics
Дом. Семья10 июня 2022 10:30

«Лошади очень хорошо понимают людей, ревнуют и проверяют»: девушка из Самары рассказала о жизни с конем в большом городе

Жительница Самары рассказала, как найти подход к лошади и показать, что ты ее друг
Прапрадед выхаживал больных лошадей. Фото из личного архива Алины Хвалевой

Прапрадед выхаживал больных лошадей. Фото из личного архива Алины Хвалевой

Благородные, красивые и чуткие животные — лошади могут стать надежным другом, который поддержит, когда плохо, повеселится вместе с тобой и даже приревнует к другим. Журналистка «КП –Самара» поговорила с Алиной Хвалевой, девушкой занимающейся лошадьми с детства, о покупке своего коня, как лошади ревнуют, проверяют людей, относятся к детям, и о подходах к воспитанию.

ЛЮБОВЬ К ЛОШАДЯМ В ГЕНАХ

В детстве моими любимыми игрушками были лошади, в садик подружки приносят кукол, а я коняшек. Из каждого семейного путешествия привозила разные статуэтки, картины с их изображением. Ну а уж когда видела лошадок вживую – у меня тряслись руки и перехватывало дыхание: «Кони! Мама! Пошли кататься!». Когда повзрослела, узнала, что мой прапрадед по маминой линии выкупал больных старых лошадей, выхаживал, чинил копыта, лечил и потом продавал. У моих прадеда и деда всю жизнь были лошади в деревне, мама тоже очень любит их. Видимо меня на каком-то внутреннем генетическом уровне так тянет к коням. Мне было около шести лет, когда я чисто случайно заметила конно-спортивный клуб, завизжала: «Мама, папа, лошадки!». Папа затормозил, я взяла их за руку и потащила. Там мы встретились с моим первым тренером. В итоге все лето, пока жила на даче, ходила заниматься. Меня учили седлать, расседлывать, чистить, кататься. Сначала ездила по кругу на поняшках маленьких. Сколько я падала! Очень много песка наелась в то время. Травм никогда не было, но без синяков не обходилось.

Я мечтала пойти в конный спорт, но родители не разрешили, не знаю почему. А потом до пятнадцати лет жизнь была связана только с художественной гимнастикой: диеты, сборы, соревнования. Дошла до кандидата и сказала: «Все, мам, сворачиваемся. Больше не хочу, не могу». И опять окунулась с головой в лошадей, нашла конюшню рядом с нашей дачей. Каждое лето проводила там все свое время, с девяти часов утра до десяти часов вечера. Мне поручили в опеку молодую кобылу, ее только заездили, и мы с ней вместе всему учились. На ней я проехала свои первые любительские соревнования, мы тогда третье место заняли. Еще на конюшне организовывали туры, и перед приходом людей я помогала готовить лошадок, чтобы они были начищенные, блестящие и оседланные.

С самого утра до вечера проводила время на конюшне. Фото из личного архива Алины Хвалевой

С самого утра до вечера проводила время на конюшне. Фото из личного архива Алины Хвалевой

ИДИ ВЫБИРАЙ СЕБЕ ЛОШАДЬ

Я всю жизнь мечтала о своей лошади, о буланной кобыле, как герой моего любимого мультфильма «Спирит: Душа прерий». Хотела именно кобылу, чтобы мы были двумя подружками-девчонками. И по характеру они как женщины: если нет настроения, то что хочешь делай, работать она сегодня не будет. Ты можешь к ней подойти, она задом повернется как бы говоря: «У меня сегодня нет настроения, давай потом, не подходи ко мне». В один день послушные лапочки, а в другой: «Ты вообще кто? Ты мой хозяин? Нет, я сама себе хозяйка». С шести лет я копила деньги на лошадь: со всех праздников откладывала. А на каждый Новый год сжигала записочку с надписью: «Я хочу лошадь». Ни копеечки не брала из копилки, в итоге двести тысяч вышло. Несмотря на это в какой-то момент я перегорела: взрослая жизнь, учеба, дела, к чему мне лишние хлопоты. Летом 2019 года мне папа заявляет:

— Ну все, иди выбирай лошадь.

— В смысле, пап, ты что?

— Ну мы с мамой решили подарок тебе на день рождения сделать – купить кобылу.

— Нет, пап, не хочу.

— Хорошо. Ну если ты не хочешь, я куплю себе коня. Ты же поможешь мне выбрать?

Я благодарна папе, что он пошел на хитрость и подтолкнул меня. С этого дня начались поиски коня. Мы ездили в Ульяновск, по конюшням Самары, искали в интернете. Больше пятнадцати лошадей посмотрели, мне никакая не нравилась. В один день поехали на конезавод, мимо прошлись и уехали. Позже попросила своего первого тренера помочь с выбором. Она спрашивает: «А ты их как смотрела? Их ведь выводить надо, пообщаться с каждым, посмотреть в глаза, тогда поймешь». Поехали второй раз на конезавод. Первого вывели – ну нормально, конь как конь. Второго вывели, он был огромный, высокий – папе очень понравился: «Все хочу его». «Ладно, пап, это же тебе», — села на него, ну обычный, ничего у меня не ёкает. И тут выводят серого жеребенка. Он у них там стоял, им никто не занимался. Вышел весь на взводе. Показал себя во всей красе, выгнул лебединую шею, бегал, ржал. Я такая: «Ууу, пап, всё. Я нашла. Вообще никого не хочу больше смотреть». Я на него села, крыша у него конечно тогда поехала. Поносил, потаскал, я его за поводья еле сдерживала. Смотрю на него – красавец, серый, хвост и грива длинные, носик розовый, взгляд какой-то осознанный. Подумала: «Умный, еще и с характером». Мы его и забрали. Хотела буланую кобылу, а получился серый жеребец, но я ни на минуту не пожалела. Самый лучший конь на свете. Фомка.

Конь людям не доверял совсем. Фото из личного архива Алины Хвалевой

Конь людям не доверял совсем. Фото из личного архива Алины Хвалевой

У ЛОШАДЕЙ УДИВИТЕЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИКА

Конь был запущенный: молодой четырехлетний жеребец, которого поставили в четыре стены и закрыли. Его очень сильно там били, когда я первый раз подошла с хлыстом, он так испугался, я думала, стенку проломит. У нас до сих пор проблемы с этим, хлыст продолжение руки, я его использую не чтобы наказать или ударить, а указать направление. Фома был очень грязный, копыта все в трещинах, людям не доверял вообще. Друг к другу мы привыкали около трех месяцев. Потом он понял, что я не кусаюсь, бить его не буду, и кроме того, что целовать в носик, я от него ничего не хочу. После этого и подружились.

В городе мы арендуем место в конюшне, туда входит кормежка, сено, опилки, выгул и время в крытом манеже. Я к нему прихожу каждый день, по три часа бываю. Бывает в какие-то дни я лучше себе ужин не приготовлю, но на конюшню обязательно съезжу. Мне могут помешать только какие-то запланированные планы или болезнь, если слягу с температурой. Как только теплеет, мы опять на дачу перебираемся. Сейчас у нас гостит конь моей подруги, с которой мы познакомились на конюшне. Получилось так, что мы с девочкой сдружились, и кони наши сдружились. Им вдвоем очень хорошо, весело. Носятся, играют, рядышком стоят – не скучно. Они у нас как мамины сыночки.

Когда у меня что-то неприятное происходит, плохое настроение, расстраиваюсь или плачу, я еду к Фомке, даже если уже была в этот день на конюшне, тем более мне на машине десять минут ехать. Постою с ним, пообнимаю, поцелую в носик, выхожу – у меня настроение будто ничего не было, и все прекрасно. Все хорошо, живем дальше. Лошади какие-то невероятные существа с удивительной энергетикой!

Привыкали друг к другу около трёх месяцев. Фото из личного архива Алины Хвалевой

Привыкали друг к другу около трёх месяцев. Фото из личного архива Алины Хвалевой

«Лошади проверяют людей»

Лошади очень хорошо понимают людей, ревнуют и проверяют. Они чувствуют: настроение, интонации, прикосновения, мимику. Человек должен быть добрым и уверенным в себе. Все-таки лошадь – это табунное животное, а там есть четкая иерархия: кто самый сильный и уверенный, тот главный. Уверенность не означает, что ты должен лупасить коня хлыстом и орать. Уверенность должна быть в голосе, четком и строгом. Когда неопытного человека сажают на лошадей, они начинают издеваться, потому что чувствуют, сидит неуверенный наездник, который не совсем знает, что делать. Могут головой начать мотать, останавливаться, резко понестись, но не потому что они какие-то злые, просто им весело и нужно проверить человека. Когда первый раз садишься на лошадь, она тебя проверяет, насколько ты ее можешь контролировать. А если садится уверенный человек, который говорит: «Привет. Сегодня мы с тобой компания. Мы с тобой будем вместе работать», то лошадь сразу: «Да, все, хорошо, ты мой друг, я твой друг, мы вместе скачем».

У лошадей особое отношение к детям. Домашняя хорошая адекватная лошадь ребенка никогда не понесет, не укусит, ничего плохого ему не сделает. Детей сажают либо на более взрослых, либо на старых лошадей. Со своим жизненном опытом лошади все понимают и становятся очень чуткими. Когда я вместе с братишками сажусь на коня, он замирает, очень медленно шагает, ножку еле переставляет. Просто становится моментально другим. Когда к нему подходит взрослый человек, он может укусить.

Фомка вообще у меня очень ревнивый. Я разговаривала с новым тренером, как ни с того, ни с сего конь подскочил и укусил ее за плечо. Если во время прогулки какая-то другая лошадь ко мне подходит, он может с другого конца это увидеть, подбежать, отогнать того коня и шеей начать меня уводить. Я прям читаю в его глазах: «Не трогай, вообще не подходи к нему, что ты с ним делаешь, ты моя». Как-то раз мой молодой человек приходил на конюшню, там я гладила Фому. Стоило зайти парню, как конь повернулся к нам задом и стоял лицом в стенку. Думаю, что ты делаешь, мы все поняли, тебя обидело, что я пришла еще с кем-то. Вот к моему шпицу не ревнует, мне кажется, из-за размера он не воспринимает его как соперника. Собачку я сажала несколько раз на него, он стоял вообще спокойно, и нюхуются они друг с другом, и гулять выходят вместе.

Уверенность должна быть в голосе. Фото из личного архива Алины Хвалевой

Уверенность должна быть в голосе. Фото из личного архива Алины Хвалевой

БЫВАЮТ И ОБИДЫ

Мы друг к другу с Фомкой очень привязаны, каждый день вместе. Он меня любит, ждет. Когда к нему прихожу, гугукает и ржет. В прошлом году я такая бессовестная мать привезла коня к папе на дачу и уехала путешествовать на месяц. Постоянно созванивалась с папой, спрашивала все ли хорошо, переживала очень. Приезжаю через месяц – я коня не узнал. Он не то, что похудел, у него были видны ребра, кости торчали везде. Я к нему подхожу, зову, а он с места не сдвигается вообще никак. Посмотрел на меня и дальше стоит траву жует. Как ножом по сердцу. Начала гладить – он развернулся и ушел. Я поняла: все обиделся, трагедия. В его кормлении ничего не менялось. Папа рассказал потом, что спустя неделю после моего отъезда, он поменялся. Если до этого выводили гулять – носился, то теперь стоял в поле. Я с Фомкой разговаривала, как с человеком: «Ну ты меня прости, больше так делать не буду, не обижайся». Спустя какое-то время у нас наладились отношения, и он начал поправляться.

Лошади считывают эмоциональное состояние людей. Фото из личного архива Алины Хвалевой

Лошади считывают эмоциональное состояние людей. Фото из личного архива Алины Хвалевой

В другой раз уезжала на неделю. Приехала к нему, тоже зову, он не подходит, не поворачивается, стоит. Три дня он так меня игнорировал. Был никакой в работе, очень сильно вредничал: верхом на него садишься, туда не пойду, сюда не пойду, галоп и рысь я тебе делать не буду. Поэтому в этом году я предложила подруге перевезти ее коня к себе. Если вдруг куда-то соберусь уехать, Фома хотя бы будет не один, а с другом, которого знает и любит.

Лошади, у которых есть один человек, сильно к нему привязаны, переживают за него, считывают эмоциональное состояние. Если ты приходишь злой, он это прекрасно понимает, и либо перехватит от тебя энергию, либо будет паинькой, чтобы ты подобрел, стал мягче. Когда у нас с Фомой что-то не получается, я начинаю нервничать, заводиться, какие-то резкие движения делать, он это чувствует. Его начинает все раздражать, он копает копытом и всем своим видом показывает недовольство.

Фото из личного архива Алины Хвалевой

Фото из личного архива Алины Хвалевой

ГРУБОСТЬ ЛОМАЕТ ЖИВОТНЫХ

Очень много подходов к воспитанию лошадей и разных точек зрения на этот счет. Мы уже как год перешли на натуральное воспитание, еще его называют «танцы с лошадьми». Ты учишь коня взаимодействовать с собой через язык тела. Например, если ты наклонил корпус вперед, то она должна пойти, если назад, то остановиться. Лошадь понимает, что ты разговариваешь на ее языке, что она понимает тебя, а ты ее.

Многие частники, которые берут лошадь для себя, используют мягкие методы, искренне любят лошадок и бережно обращаются. Когда же берут для большого спорта, или безразлично относятся, появляется жестокость. Естественно, это не нормально, когда лошадей бьют хлыстом. Я знаю случаи, когда пробивали до крови и оставались шрамы. Для меня это немыслимо, неправильно! Если не умеешь обращаться с лошадью, зачем покупаешь. Можно воспитать лошадь без жестокости, но это дольше, а людям чаще всего в этом деле важен эффективный результат. Не всем же хочется проводить время с ней и объяснять, как можно и нужно, а как нельзя. Легче же ударить хлыстом и показать, что не надо так делать. В итоге конь забивается, он ответить не может, а грубостью и насилием ломают животных.

Вот в Загородном парке, например, очень хорошая любящая хозяйка, насколько я знаю. У нее все лошади выкуплены с бойни. Она приводит их в порядок, воспитывает. Они всегда ухожены, в хорошем состоянии, спокойные. Конечно когда идешь в тридцатиградусную жару и смотришь на прокатную лошадку, которая стоит высунув язык, думаешь: «Бедная лошадь», но с другой стороны, учитывая, что никакое финансирование туда не поступает, лошадь зарабатывают себе на еду, а иначе их судьба могла быть страшной.

Не нормально бить лошадей хлыстом. Фото из личного архива Алины Хвалевой

Не нормально бить лошадей хлыстом. Фото из личного архива Алины Хвалевой

ЗАЩИЩАЕТ СВОЕГО СЫНОЧКА

Фомка у меня как собачка. Мы часто выходим гулять в поля: я иду, и он за мной рядышком. Я уверена, он никуда не убежит, ведь когда лошадь доверяет человеку, знает, что он его друг, она ни за что не развернется и не уйдет. Мы можем и на весь день уехать. Я беру с собой рюкзак, мы катаемся, можем остановиться в поле, я его расседлаю, отпущу. Передохнем, попьем, поедим и едем дальше. На речку ходим купаться туда, где нет людей. Он у меня собственник же, когда кто-то к нему подходит, он сразу заводится: «Ты ко мне не подходи. Не трогай. Я тут с мамой. Не надо».

Иногда бывает шумная толпа детей на него летит и просит покататься. А еще вода, жара, мухи, слепни – его все раздражает. У него глаза по пять копеек, я в них читаю: «Зачем ты меня сюда привела, что здесь происходит?». Мы разворачиваемся и уходим, говорю: «Ребята, извините». Когда мы в деревне, я стараюсь на дорогу куда-либо не выезжать. Очень часто машины останавливаются, кто-то может проехать посигналить, остановиться что-то спросить. В городе иногда мы уезжаем на просеку гулять, тоже часто подходят, спрашивают, например: «Откуда вы? Что за лошадь?». Лошадь у многих вызывает чувство восторга, как и у меня. Но я оберегаю и защищаю своего сыночка.

Лошадь у многих вызывает чувство восторга. Фото из личного архива Алины Хвалевой

Лошадь у многих вызывает чувство восторга. Фото из личного архива Алины Хвалевой