Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Здоровье18 марта 2020 13:09

Почему гречка стала символом беды в России

Наш колумнист Наталья Садовникова - о том, почему первым делом россияне раскупают именно этот продукт
В критические моменты включается советский участок в наших генах, где записано, как с мамой-бабушкой мы стояли в очередях именно за гречкой

В критические моменты включается советский участок в наших генах, где записано, как с мамой-бабушкой мы стояли в очередях именно за гречкой

Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

Вопрос «зачем наши люди при любом кризисе в первую очередь сметают с прилавков гречку и туалетную бумагу» сейчас во всех соцсетях

Почему не макароны с рисом, и даже не разные интересные напитки, а именно гречка вымывается первой? Из стратегических продуктов длительного хранения мы выбираем именно её. Почему именно она - символ беды в России? При том, что в обычной мирной жизни её многие не любят, не едят и не покупают.

Мне попалось уже штуки три глубокомысленных текстов на эту тему. О том, что гречка сакральна и метафизична. О том, что эта крупа зашифрована в культурном коде России. Что она символ страны. Она, как птица Сирин, символизирует, что возродится Россия из любого пепла. Кто не верит - кот Баюн с Серым Волком подтвердят, они эту информацию узнавали где надо. Там сказали, что не нужны русскому человеку разносолы, дай ему гречку-матрешку-балалайку и леопардовый пиджак, и он выживет. По щучьему велению. Ещё сказали, что русский человек непритязателен. Ленин вон в Шушенском стриг ногти овечьими ножницами, потому что других не было.

Но я не кот Баюн, и мне кажется, что объяснение для этого явления абсолютно не метафизическое. И уходит в наши пищевые традиции. Они в основном советские, даже у тех, кто родился уже при Ельцине. Даже у тех, кто живет на две страны, они все еще советские. Потому что сама среда еще во многом советская, и это отдельный длинный разговор. Макароны мы в массе своей ненавидим. Хотя паста - чуть ли не самое вкусное, что придумало человечество: с помидорами, чесноком, базиликом, песто, всякими морскими гадами... но это в Италии. А нас никто никогда не учил готовить, относясь к продуктам с нежностью и уважением. И не учили, что еда - часть культуры. У нас при слове «макароны» память моментально подсовывает армию, голодное студенчество, пионерлагерь, больницу, алюминиевый бак с надписью масляной краской на боку, а внутри что-то слипшееся и безвкусное. Малосъедобное. Детсадовская тарелка остывших скользких макарон со стыдливой кучкой баклажанной икры сбоку навеки у нас в памяти.

Есть рис сам по себе, как азиаты, мы тоже не умеем. Рис для нас - это плов, а плов требует усилий, времени, мяса, души, дополнительных расходов. Перловка опять же напоминает об армии, поэтому в магазине проходим мимо полок с ней. Перловку теперь переименовали в булгур, но нас, советских людей, не обманешь.

И потому хватаем родную гречку, которую - одну - можно без отвращения есть просто так, всего лишь сварив в воде. Которая - одна - имеет хоть какой-то вкус сама по себе. Вот и все объяснение, по-моему.

Опять же, в критические моменты включается советский участок в наших генах, где записано, как с мамой-бабушкой мы стояли в очередях именно за гречкой и туалетной бумагой. Дальше в сознании вспыхивает сигнальная лампочка: хватай, дефицит!

А с туалетной бумагой ещё проще. Она попросту громоздкая, занимает много места. Поэтому её в магазине в принципе немного (а казалось бы). И если вы, а вслед за вами ещё 10 человек, берут вместо одной упаковки три - полки пустеют за полчаса. И возникает иллюзия, что завтра война. А завтра вместо войны к магазину прикатит фура, и мигрант-грузчик снова забьётся полки гречкой и туалетной бумагой, бубня: «С ума все посходили...» Бубнят мигранты почему-то русски, это радует.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Россияне массово скупают электронику. И правильно делают

За техникой приходится погоняться по магазинам (подробности)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Повезло тем, у кого страховой стаж больше восьми лет»: как начисляют больничные на карантине

Юрист, финансовый советник и блогер Виктория Шергина рассказала Радио «Комсомольская правда» о том, как рассчитываются больничные при карантине по коронавирусу (подробнее)

Психолог рассказал, как организовать работу из дома

Психолог Владимир Крупин в интервью Радио «Комсомольская правда» рассказал, как привыкнуть к работе на дому, если вы привыкли все время ходить в офис, но работодатель отправил вас на удаленку (подробнее)

«Нет убедительных данных»: инфекционист сомневается в гибели коронавируса летом

Директор ООО «НИЦ по профилактике и лечению вирусных инфекций», инфекционист Георгий Викулов рассказал Радио «Комсомольская Правда», что никакой уверенности, что эпидемия закончится летом, нет. Ученым только предстоит выяснить, как коронавирус будет чувствовать себя в теплое время года (подробнее)