Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Общество23 октября 2019 12:10

От слов - к делу, от букв - к цифре

Фонд социального страхования (ФСС) совместно с ИД "Комсомольская правда" организовали пресс-тур в Нижний Новгород на семинар, где обсуждался вопрос перехода государственных и муниципальных социальных сервисов в цифровой формат
.

.

Фото: Роман ИГНАТЬЕВ

В двухдневном мероприятии приняли участие 150 представителей из 23 регионов России самых разных специализаций и структур - телекоммуникационных и IT- компаний, провайдеров услуг связи, страховщиков, медиков, управленцев, крупнейших в стране производственных компаний и журналистов из разных изданий страны. Основными участниками стали центральный аппарат Фонда социального страхования Российской Федерации и руководители региональных отделений Приволжского и Уральского федерального округов, Санкт-Петербурга, Ростовской области и Хабаровского края; представители федеральных министерств и ведомств; руководители органов государственной власти субъектов Российской Федерации; руководители министерств и ведомств Нижегородской области; руководители государственных учреждений, крупных предприятий и компаний Нижегородской области; руководители общественных, некоммерческих организаций и волонтёрских движений.

Модератором собрания выступил заместитель председателя Фонда социального страхования РФ, Алексей Поликашин.

Центральной темой диалога собравшихся стал переход государственных и муниципальных сервисов в цифровой формат. Были озвучены явные преимущества такой трансформации как для государства, так и для населения.

Как заявил заместитель директора департамента информационных технологий и обеспечения проектной деятельности Минтруда России Михаил Аронов, по данным 2018 года была оказана государственная социальная поддержка более 40 млн получателей, без учета граждан, получающих только пенсию по старости, но при этом почти половина российских граждан, имеющих права на получение государственной социальной помощи, получает не все возможные для них меры соцподдержки.

Многие объясняют этот факт нежеланием граждан и юрлиц собирать необходимые в таком случае справки и документы и потом обивать пороги инстанций, чтобы их сдать и оформить полагающуюся услугу. Эта бумажная волокита обычно занимала много времени. В результате трансформации обращение за соцподдержкой планируется, условно говоря, в один клик. Стремительными темпами осуществляется перевод в электронный формат социальных сервисов. Просто далеко не все про это знают. С переходом на "новые рельсы" охват по предоставлению социальной поддержки может стать полномасштабным.

Цифровизация - наше все

"Цифровизация" - новые термин. Будем привыкать. Он означает активное применение цифровых технологий в области документооборота в масштабе страны и реализацию социальных нацпроектов в электронном формате.

"Мы рады тому, что на нижегородской земле проходит такое мероприятие, где идет коммуникация и взаимодействие всех направлений, в том числе здравоохранения и образования, в едином социальном комплексе, - сказал заместитель губернатора, заместитель председателя Правительства Нижегородской области Андрей Гнеушев. - Цифровые технологии просто необходимы для наших граждан - получателей социальных услуг. Но их эффективность зависит от того, насколько специалисты будут погружены в суть дела и как донесут информацию до своих подразделений."

Дальнейшая цифровизация предполагает организацию Единого контактного центра, где как по телефону, так и в чате можно будет задать свой вопрос по предоставлению соцуслуг.

А выгоды очевидны: экономия лесных массивов, экономия времени, экономия бюджетных средств, оперативность в решении вопросов, высвобождение человеческих ресурсов.

Хотя последнее обстоятельство у многих как раз вызывает беспокойство. Люди боятся потерять работу. Однако по словам управляющего Нижегородским региональным отделением Фонда социального страхования РФ Юрия Хаброва, в ФСС работают высокопрофессиональные специалисты, а задач перед организацией стоит так много, что работы хватит на всех. Во всяком случае, глобальных сокращений не ожидается.

Сейчас уже всем ясно, что без цифровых технологий мы никуда не уйдем - это уже норма и требование времени. Нижегородский регион - один из передовых в стране по освоению всего нового.

"Приятно, что наш территориальный фонд является одним из лидеров по внедрению новых технологий. У нас уже работает и социальный навигатор и электронный больничный (ЭЛН - электронный лист нетрудоспособности). Мы на уровне региона и законодательной власти активно взаимодействуем для достижения показателей нацпроектов", - подытожил свое выступление Андрей Гнеушев.

Казенщины станет меньше

Дело идет к тому, что скоро мы сможем получать все нужные документы - справки, выписки, архивные данные - одним взмахом руки (с помощью компьютера или любого гаджета), минуя казенные учреждения и чиновников. Обещают, что к 2024 году персональные данные граждан будут отцифрованы. А заказывать и получать их мы сможем через портал Госуслуг. В настоящий момент система выстраивается таким образом, чтобы гражданин мог лично управлять собственными документами. Для этих целей разрабатывается 24 суперсервиса, учитывающих различные жизненные ситуации - от рождения ребенка до смерти близкого человека. Здесь можно в полном объеме получить сведения о причитающихся в том или ином случае льготах и без проволочки оформить эти самые льготы в электронном виде.

Причем достаточно вбить ФИО, год рождения и некоторые другие данные, как все остальное система найдет и "подстроит" сама. Словом, все дело займет нескольких минут.

Как прозвучало на семинаре в Нижнем Новгороде, сейчас на портале Госуслуг зарегистрировано 97 млн россиян, предусмотрено оказание 1,1 тыс. услуг федеральных ведомств и 4,7 тыс. услуг субъектов РФ.

"Социальный навигатор" планируют популяризировать

Это мобильное приложение, с помощью которого любой человек вскоре сможет узнать, какие и куда нужно подать документы для предоставления той или иной услуги, рассчитать размер выплаты или пособия и т.д. А пока для этого интенсивно разрабатывается социальная Дорожная карта. Об этом рассказал руководитель департамента информационных технологий и защиты информации Фонда социального страхования РФ Андрей Шолкин.

"Запросы граждан на предоставление услуг возрастают и качество услуг, которые они требуют от госорганов и фонда социального страхования достаточно велико, - вторил коллеге управляющий Нижегородским региональным отделением ФСС РФ Юрий Хабров. - Сейчас люди хотят получать все услуги в режиме онлайн и как можно более оперативно. За счет внедрения эффективных проектных решений мы надеемся сократить сроки предоставления услуг."

ЭЛН шагает по стране

ЭЛН - это электронный лист нетрудоспособности, а по-простому - больничный. Теперь необязательно самому получать такую бумажку для предоставления в отдел кадров. Отныне ее просто можно заказать в электронном виде, сообщив о своем желании тому врачу, который фиксирует ваше нездоровье и временную нетрудоспособность. Полностью оформленный документ прямиком поступит на ваше предприятие после того, как вы поправитесь. Очень удобно. Не помнется, не потеряется, лишний раз бегать за ним не нужно. Красота: одни оформят, другие получат и быстро сделают положенные начисления. Все сработает "само".

Об этом новшестве и о том, как происходит его реализация, рассказала руководитель Департамента организации обеспечения страховых выплат ФСС РФ Татьяна Лотоцкая.

- С момента запуска проекта уже 85 субъектов РФ работают с ЭЛН, - сообщила подробности госпожа Лотоцкая. - Из 12 тыс медицинских учреждений подключились 8,5 тыс., что составляет 70% от их числа. Среди них есть и такие пункты, где дров в печку закинули и пошли за компьютер выписывать электронный больничный. То есть центрального отопления нет, а ЭЛН они выдают. Значит, экономическая выгода и практическое удобство налицо. На сегодняшний день оформлено более 14 млн электронных листов нетрудоспособности (в сутки примерно 96 тыс. штук) - это почти 30% от всех выписанных больничных. Примечательно, что и работодатели, у которых работает 70% российских граждан, уже приняли систему ЭЛН.

В ФСС считают, что с учетом добровольности всех участников в этом процессе (медицинская организация, сам больной, врач) это очень хорошие показатели. Главное - во многих регионах подключились государственные структуры. Именно они дают самый большой процент активности. На электронные больничные уже перешли такие корпорации, как "Газпром", "РЖД", "Сбербанк", "Тандер" и многие другие. И положительная динамика сохраняется за счет удобства сервиса.

А максимального результата можно достичь лишь в том случае, если обязать всех использовать предлагаемую систему. Но нигде в мире нет такой "обязаловки".

Например, в Швеции, где проживает меньше 10 млн. человек, система ЭЛН функционирует аж с 2011 года. И все равно 20% больничных выдается там на бумаге, поскольку не всем работодателям целесообразно ставить специальное программное обеспечение для выписки ЭЛН. В частности, малым, где болеет не так много народу и не так часто, - это вовсе не обязательно. Им разумнее, как и раньше, печатать больничные на бумаге.

Кстати, что касается практического внедрения ЭЛН, то здесь нет никаких сложностей. Уже разработаны типовые технические решения с бесшовной, как говорят айтишники, интеграцией в ныне действующие программные продукты. И они просты в использовании. Об этом сообщил руководитель направления "Локальные программные решения для автоматизации учета" СКБ Контур Евгений Шонов.

Электронный родовый сертификат

Как известно, в 2006 году в России была утверждена национальная программа «Здоровье», предполагающая повышение качества медицинского обслуживания. Идея проекта заключалась в финансовом стимулировании медицинских учреждений, предоставляющих в том числе грамотное сопровождение беременности и родовспоможение. Таким образом, медицинским работникам стало выгодно, чтобы к ним на учет становилось как можно больше будущих мам. Именно тогда были введены родовые сертификаты, позволяющие женщине по желанию выбрать ту или иную консультацию, где она захочет наблюдаться, и роддом, где бы она хотела родить. Это документ на определенную денежную сумму, которая будет выплачена работникам выбранных будущей мамой медучреждений из федерального бюджета в качестве оплаты за предоставленные услуги. Получают его при оформлении декрета по беременности на определенном сроке - 28 -30 недель.

Свыше 50% медучреждений сегодня подключены к электронному документообороту, поэтому существует реальная основа для того, чтобы в следующем году, как запланировано, в ряде пилотных регионов родовый сертификат будет выдаваться в электронном формате.

Тем платить, кто бросает курить

Большое внимание на совещании было уделено новым подходам к снижению производственного травматизма и профзаболеваний, представлены лучшие практики организации охраны труда на производственных предприятиях.

По иронии судьбы, наиболее высокий уровень травматизма в России за прошлый год отмечен в области медицины - в результате аварий, в которые попадают машины "скорой помощи". Эти данные обнародовал руководитель департамента страхования профессиональных рисков ФСС РФ Игорь Барановский.

Затраты ФСС в 2018 году на обеспечение по страхованию составили 71,6 млрд. рублей, из них 56,5 млрд. – ежемесячные страховые выплаты, 10,6 млрд. рублей – оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную, профессиональную реабилитацию, 2,6 млрд. рублей – пособие по временной нетрудоспособности по ОСС, 1,7 млрд. рублей – единовременные страховые выплаты.

Вместе с тем, в настоящее время предлагается перейти на риск-ориентированный подход и поощрять предприятия, поддерживающие своих сотрудников, взявших курс на ЗОЖ. Об этом упомянул и Начальник отдела по охране труда Госинспекции труда в Нижегородской области Алексей Бодунов.

В частности, ФСС планирует пересмотреть страховые тарифы для работодателей, которые внедряют корпоративные программы на предприятии по укреплению здоровья, поощряющие, например, отказ от курения, дополнительную вакцинацию сотрудников и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

В рамках пресс-тура гости семинара и журналисты посетили прославленное российское предприятия, недавно отметившее 85-летний юбилей - Борский стекольный завод, чтобы посмотреть, как на практике осуществляется охрана труда на опасном производстве.