2018-12-25T16:50:48+03:00

Как работает единственный в России колбасный робот-завод

Группа «Черкизово» построила полностью автоматизированное пищевое производство
Теперь люди помогают автоматике делать вкусную колбасу. Фото: РИА НОВОСТИТеперь люди помогают автоматике делать вкусную колбасу. Фото: РИА НОВОСТИ
Изменить размер текста:

Будущее подкрадывается незаметно. Сначала мы читаем в фантастических рассказах о заводах, работающих без людей, а потом эти заводы появляются на самом деле. Первое в России полностью автоматическое пищевое производство открыли летом 2018 года. Предприятие находится в подмосковной Кашире. Завод за сутки делает треть дневного потребления сырокопченых колбас (80 тонн). Что как нельзя кстати, так как с восстановлением экономики начало расти и потребление колбасных изделий. По данным Росстата, за 9 месяцев 2018 года производство колбасных изделий выросло на 1% - до 1,69 млн тонн по сравнению с прошлым годом. Сегодня на мясокомбинате в Кашире трудятся 150 человек. Это в пять раз меньше, чем на обычном колбасном заводе с похожими объемами производства. Группе «Черкизово» понадобилось несколько лет, чтобы построить такой завод. Отдельные автоконвейеры используются много где. Но объединить их в единое производство без людей еще никому не удавалось. Роботизированный завод - это первый этап создания комплекса предприятий мясоперерабатывающей промышленности в Кашире, в него было вложено 7 млрд рублей.

Безлюдный процесс на мясокомбинате в Кашире вызывает интерес. Здесь мало людей, но много оборудования и техники из Италии, Германии, Испании, Дании, Австрии, Чехии, Великобритании и Швейцарии. Самое интересное в производственной цепочке то, что роботы сами под заданную рецептуру подбирают, сколько мяса, сколько шпика, специй и других компонентов необходимо для приготовления фарша. А после приготовления колбасы еще 15 - 20 дней «навещают» ее в камерах сушки, чтобы взвесить рамы и зафиксировать изменение веса. Этот процесс позволяет судить о том, насколько правильно и качественно идет процесс созревания колбасы. На обычном колбасном заводе решение о готовности колбасы принимается на основании взвешивания только одной рамы. Здесь же автоматика измеряет все рамы, что исключает недочеты в качестве всей партии. Кстати, как отмечают в группе компаний «Черкизово», на обычном заводе сопоставимого масштаба понадобилось бы для производства такого количества продукции порядка 700 сотрудников. Предприятий с высоким уровнем роботизации довольно много - на Челябинском трубопрокатном заводе или Станкостроительном заводе DMG MORI в Ульяновске большая часть операций совершается без людей. Но все же им далеко до беспилотности предприятия в Кашире.

СКАЗАНО

Директор робота-завода Андрей ПОРОЛО: Автоматизация - гарантия стабильности качества!

- Мы не смогли совсем отказаться от участия людей: уборкой помещений, мытьем машин занимаются рабочие. Люди на погрузчиках забирают из фур мясо, а потом грузят в фургоны готовую продукцию. Инженеры следят за работой машин. Но вся технологическая цепочка полностью автоматизирована. Мясо со склада уже забирают роботы, машины перевозят колбасы по территории завода, от линии к линии, они все делают и упаковывают конечную продукцию. Полная автоматизация - это стабильность качества. Человеку скучно каждый день выполнять одни и те же процедуры, и он начинает экспериментировать, что-то менять. Из-за этого качество колбасы может плавать. У робота такой проблемы нет - он будет делать именно то, что ему укажут, не отклоняясь от инструкции ни на шаг.

К размышлению

Не все рейтинги продуктов одинаково полезны

Каким исследованиям можно доверять, а каким нет.

В России работают разные организации, занимающиеся проверками качества продуктов. Есть государственные - Роспотребнадзор, Россельхознадзор. Есть окологосударственные - Роскачество (учредитель - Минпромторг). Есть чисто коммерческие - «Росконтроль».

Вроде бы все структуры делают одно дело. Только вот репутация у них разная.

Наибольшим авторитетом пользуется Роспотребнадзор. Структура на правах «старшего брата» негласно приглядывает за коллегами, чтобы никто не нарушал деловую этику и не использовал рейтинги продуктов в своих интересах. Сейчас Роспотребнадзор рассылает обращения к журналистам, чтобы СМИ не использовали в материалах данные «Росконтроля». «Организация «Росконтроль», известная манипулированием потребительским мнением, судебными делами с производителями продукции и скандальными проверками, активно пытается продвигать результаты своих «проверок» в средства массовой информации… Недопустимо формировать негативное отношение к продукции на основе сомнительной организации», - говорится в письме федерального ведомства, которое разослали крупнейшим российским изданиям.

Вызывают сомнения методы работы «Росконтроля». Как частная фирма проводит обычное исследование? Сотрудники организации берут с полки 3 - 4 единицы товара (палок колбасы, упаковок с мясом и так далее) и отправляют их в лабораторию. По результатам исследования делается вывод о качестве всего производства на основе нескольких проб.

А вот как работает Роскачество, учрежденное Минпромторгом: в разных магазинах покупается несколько десятков одинаковых товаров одного производителя, упаковки отправляются по разным лабораториям, итоги подводятся потом на основании всех тестов. Любое исследование базируется на большой работе, многих закупках, а не на единичной выборке. По этой причине масштабных профессиональных проверок качества еды не так много - это дорогое удовольствие, которое обычно позволяют себе только организации с госучастием. Официальные контролирующие структуры работают еще строже. Роспотребнадзор и Россельхознадзор в год делают 8 млн экспертиз. У ведомств для этого есть десятки профессиональных лабораторий. Пробы берутся не с одной случайной полки, а сразу из магазина, со склада, с предприятия. Такой подход дает полную картину. Условно, если на заводе колбаса хорошая, на складе из той же партии хорошая, а в супермаркете колбаса из проверяемой партии плохая, то причин может быть много. Неправильное хранение, перевозка, единичный брак на предприятии. Окончательный ответ дает дальнейшее разбирательство. Но государственные контролеры не клеймят позором производителей только за то, что в какой-то пачке из какого-то магазина что-то нашли. Этим и отличаются профессиональные исследования от сомнительных частных.

СУД ДА ДЕЛО

«Росконтроль» - это сетевое издание

Замечаний много, взять хотя бы название. Еще в сентябре 2016 года Арбитражный суд Москвы постановил, что «Росконтролю» надо поменять имя. Без разрешения Минюста нельзя использовать полные или сокращенные наименования органов власти, субъектов страны («Рос», «Мос», «Гос» и так далее). Росконтролю такого разрешения не давали. Впрочем, компания придумала, как сохранить имя. Юрлицо переименовали в «Агентство рк-медиа». И теперь «Росконтроль» - это название «сетевого издания», учрежденного агентством. Формально проверку качества товаров проводит одна структура, а «Росконтроль» только информирует. Согласитесь, такие маневры подозрительно похожи на желание обойти судебное решение.

КСТАТИ

У «Росконтроля» хватает проигранных дел в судах. Разбирательства выигрывали: «Сады Придонья», «Дикси», «Королевская вода», Gulliver (детская одежда). Даже у мирового гиганта Coca-Cola есть претензии к «Росконтролю». Коммерческая организация сообщает СМИ о выявленных нарушениях, а потом выясняется, что вся проверка шла с ошибками.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также