Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Здоровье21 ноября 2018 8:00

Как приучить школьников к здоровому образу жизни

Родители, педиатры, учителя — кто отвечает за здоровье детей? Беседуем с руководителем лаборатории профилактики хронических неинфекционных заболеваний у детей и подростков ГНИЦ профилактической медицины, профессором, д.м.н. Александром Александровым
Источник:kp.ru

К 1970 году в Финляндии была самая высокая смертность в мире от сердечно-сосудистых болезней. Объяснение ученые и врачи нашли быстро – традиционный «северный» образ жизни: много вкусной жирной свинины, алкоголь для согревания в бесконечные зимние вечера, мало доступных (да и не очень любимых) овощей и фруктов, и сигареты, сигареты, сигареты… Ничего не напоминает?

В Финляндии взялись за проблему на государственном уровне и со скандинавским занудством. Доходило до того, что государевы пропагандисты здорового образа жизни встречали мягко говоря непонимание, когда пытались доказать провинциальным финским парням, что жизнь их расцветет всеми цветами радуги, если они вместо окорока будут есть огурцы с базиликом, а на воскресном обеде чокаться свежевыжатым соком.

Но сегодня Финляндия – страна с одним из самых низких показателей смертности от сердечно-сосудистых и других, так называемых неинфекционных (онкология, легкие, диабет) заболеваний в мире.

В России же, по данным доклада Минздрава, в подготовке которого участвовали ведущие медицинские учреждения страны, хронические неинфекционные заболевания являют­ся причиной 75% всех смертей взрослого населения. Виноваты в этом и наши социальные потрясения, и недостаточное развитие мер профилактики. От потрясений не уйдешь, а в деле профилактики в последние годы наметились положительные сдвиги. И на передовой здесь - Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины Минздрава РФ.

Ну а начинается все с детства. Мы беседуем с Александром Александровым – руководителем лаборатории профилактики хронических неинфекционных заболеваний у детей и подростков Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины, профессором, доктором медицинских наук.

Болезни закладываются в подростковом возрасте

Сегодня две трети взрослых принимают те или иные лекарства для лечения хронических неинфекционных заболеваний, нередко приобретенных из-за того, что уже в детстве они вели неправильный образ жизни. Первичная профилактика в детском и подростковом возрасте как раз помогает избежать этих проблем во взрослой жизни.

- Александр Александрович, в каком возрасте нужно начинать заниматься профилактикой неинфекционных заболеваний?

- Российские и зарубежные исследования показали, что факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний и в целом хронических неинфекционных заболеваний формируются в детском и подростковом возрасте. Всего факторов риска больше двухсот. Основные из них: гипертония, курение, нарушение липидного спектра (качества и количества жирных кислот в организме), низкая физическая активность, ожирение. Если ребенок имеет избыточный вес, то вероятность ожирения во взрослом возрасте – 50%. Если у подростка повышенное давление – 30-40%, что оно будет сопровождать человека всю жизнь. Особенно неблагоприятная ситуация, если повышенное давление сочетается с ожирением. Ну а то, что больше половины взрослых начинают курить в детском и подростковом возрасте, думаю – общеизвестный факт. Причем даже сейчас отношение к курению как к безвредной привычке очень распространенно.

- Какой же самый опасный фактор риска?

- Если рассмотреть влияние каждого из основных факторов на продолжительность жизни, то на первом месте стоит артериальное давление, на втором – алкоголь, на третьем – курение. Это в нашей стране, в других – несколько иначе. Потом идут липиды, низкая физическая активность. К сожалению, сегодня около половины школьников имеют низкую физическую активность. И ситуация ухудшается. Свою отрицательную роль играют компьютеры.

Учить ЗОЖ должны учителя и педиатры

- Сегодня популярны волонтерские движения, которые пропагандируют правильный образ жизни среди школьников. Как вы к этому относитесь?

- В целом, это очень полезно. На базе нашего института, например, реализуется специальный обучающий курс по подготовке волонтеров в области профилактики социально значимых заболеваний среди сверстников, пропаганды основ здорового образа жизни. Направление деятельности полезное и очень нужное. Но сложность в том, что волонтеры, как правило - студенты. Проходит время, у них появляются другие заботы, и они перестают этим заниматься. Поэтому я сторонник того, что внедрено во многих странах – курсы здорового образа жизни в школе. И нужно, чтобы занимались этим учителя. Я также сторонник того, чтобы педиатры занимались проблемами факторов риска. Ну, и конечно, в первую очередь, следует научить родителей внимательно относиться к здоровью своих детей.

- Какие трудности встречаются на этом пути?

- Например, педиатров, которые занимаются детскими болезнями, трудно переориентировать на то, чтобы они также проводили работу по предупреждению проблем, влияющих на продолжительность жизни. Для них это неактуально. К тому же сейчас идет очередная перестройка здравоохранения, и нагрузка на врачей только возрастает. Кроме того, нам стало сложнее работать в школах. Раньше нас встречали с распростертыми объятиями, а сейчас нам дают понять, что мы только мешаем. Предлагаем – давайте, подготовим учителей, мы же не можем прийти во все школы, проведем трехдневный семинар по профилактике вредных привычек, и тогда учителя будут уже знать, что делать. Нам отвечают: «Можем вам уделить час». Часто профилактика в школе ограничивается лекциями, но их эффективность – 5%. Дискуссия – гораздо лучше. Есть старая проверенная формула: получение информации, усвоение ее и изменение поведения. Получить информацию легко. А вот изменить поведение – очень трудно. Простой пример. 90% детей в третьем классе (это наши данные) знают, что курить вредно. А в пятом-шестом классах они начинают курить. Информация и даже знания часто не приводят к изменению поведения – вот в чем дело.

Если нет завтрака, то есть ожирение

- Положительных практик нет вообще?

- Конечно, есть. Например, внедряются довольно серьезные программы по рационализации питания в школах и детских садах. Избыточная масса тела, артериальное давление – это все очень связано с рациональным питанием. Вы знаете, что треть наших школьников не завтракают? Треть! И это идет от семьи, где родители рассуждают – зачем завтракать, если в школе накормят. Меня поразило, пусть это и низкий процент, что 1,5% детей едят один раз в сутки. Причем доказано – если ребенок регулярно не завтракает, у него появляется склонность к ожирению. И что интересно – сейчас у мальчиков ожирение встречается чаще, чем у девочек, которые стремятся быть изящными.

-Неужели завтрак так много решает?

- Главное – рациональное питание. У нас так называемый «северный» тип питания. Мы катастрофически мало потребляем овощей и фруктов. По международным нормам, их нужно есть пять раз в день – около 500 грамм. Питаться правильно – очень сложно. И я, например, не вижу большого криминала, если ребенка «премируют» за хорошее поведение фаст-фудом. Но это не должно быть каждую неделю.

Также бессмысленно мечтать, чтобы ребенок совсем не пользовался компьютером. Так что соблазнов много, ребенку удержаться трудно. И потом философия родителей бывает разная. У одной моей знакомой, которая курит, растет дочка 9 лет. Вероятность того, что она закурит, очень большая - приблизительно 50%. Но знакомая считает, что это - право выбора ребенка. Но как ребенок в 8-9 лет может иметь право выбора? Его можно научить только личным примером.

Или мне говорят – моя бабушка, которой 91 год, курит и ничего. Да, такие люди есть. У этой бабушки, видимо, генетика такая, что она не восприимчива к вреду от курения. Но таких людей очень мало. Если взять рак легкого, то 80% больных – это курильщики.

- У вас в лаборатории, наверное, есть наработки, как донести до детей, что курить вредно?

-Да. Мы издали книжку, где поурочно расписано, что надо делать. Мы именно обучаем. Например, вызываем к доске двух детей. Доску делим пополам и предлагаем расписать с одной стороны – что в курении плохого, с другой – что хорошего. Яркий довод: если куришь – не пополнеешь, а если бросишь сразу поправишься. Но я вспоминаю, как мы с прекрасной актрисой Натальей Крачковской принимали участие в одной телепередаче, где она выступала «за» курение, при этом всегда была полная. Если девочка курит, у нее меньше аппетит, но много плохих последствий – ухудшается цвет кожи, зубы чернеют, может развиться гастрит.

Ребенку нельзя лгать о вреде, лучше правдиво говорить об альтернативе

Одна известная табачная фирма выпустила плакат – «Нельзя курить до 18 лет!» Она вложили в эту рекламу много денег, плакаты висели по всей стране. А на самом деле это была скрытая пропаганда курения. Фактически ребенку говорили: станешь взрослым – сможешь курить, то есть чем быстрей закуришь – тем быстрее станешь взрослым. В табачных фирмах работают умные люди, а мы иногда, наоборот, поступаем глупо. Как-то прочитал в брошюре о вреде курения о том, что если ребенок будет курить, он станет умственно отсталым. Но это же явная ложь. А детям врать нельзя. Лучше говорить: девочке – про цвет кожи, мальчику – про достижения в спорте.

- Как вести себя родителям, если ребенок начал курить?

-Прежде всего, необходимо установить с ребенком доверительные отношения. Ребенка нельзя запугивать. Если родители сами курят, бросить не могут, но хотят, чтобы их ребенок не курил, они должны с ним серьезно поговорить. Сказать, например: «Знаешь, я курю, бросить не могу, но ты видишь - у меня по утрам кашель, отдышка. Нужно ли тебе это?!» Американцы добились фантастических успехов. У них курили 53% мужчин. Сейчас – меньше 20%. Ниже уже не получается – нужны новые подходы. Нам же до таких результатов далеко – пока хотя бы стандартные подходы внедрить.

- Что же самое главное в первичной профилактике, без чего никак не обойтись?

- В профилактике все работает в комплексе. Нельзя потянуть только за одну ниточку и все сразу изменится. А от разговоров пора уже переходить к делам.