Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Звезды13 ноября 2018 22:09

Все, что вы хотели забыть про 90-е

Канал «Россия» начал показывать «Ненастье» - новый эпос Сергея Урсуляка
От событий в стране у Германа ненастье в душе, даже любовь не помогает. Пришлось инкассаторский фургон грабить (Татьяна Лялина и Александр Яценко).

От событий в стране у Германа ненастье в душе, даже любовь не помогает. Пришлось инкассаторский фургон грабить (Татьяна Лялина и Александр Яценко).

Фото: кадр из фильма

Водитель инкассаторского броневика Герман Неволин грабит собственную машину, захватив сто килограммов денег в аккуратных мешках. У писателя Алексея Иванова эта сцена - первая в «Ненастье» - разворачивалась в ноябре 2008 года. В экранизации, снятой Сергеем Урсуляком, - в конце декабря 1999-го, а во флешбэках Герман переносится в самое начало 90-х. Это принципиально: Урсуляк хочет снять кино про конкретное десятилетие, лишний раз его осмыслить и напомнить зрителю, почему его называют лихим.

На отечественном телевидении самым известным кинороманом о 90-х была и остается «Бригада» - история про хорошего парня, который вернулся из армии и вместе с друзьями быстро ушел в ОПГ. Ровно то же самое происходит с Германом - бывшим «афганцем», который после дембеля не поймешь чем занимался (у Иванова) и хотел стать документалистом (у Урсуляка), а в результате оказался членом того, что в книжке иронично, но довольно точно именовали «мафией» - коллектива бывших интернационалистов, которые лучше всех в городе Батуеве (типа, Екатеринбурге) знали, что правильно, а что нет. И на правах самопровозглашенных пастырей начали охранять (и периодически стричь) стада обычных граждан. А также бороться за справедливость - прежде всего справедливость для себя.

Германа играет Александр Яценко, отличный актер, которому как-то не везло со всенародной популярностью - по крайней мере до «Аритмии», за которую его осыпали призами. Его друга Серегу Лихолетова - Александр Горбатов. Тренера Ярсаныча - Сергей Маковецкий, у которого эта осень выдалась богатой на прекрасные актерские работы (только что зрители наблюдали за его Иваном Грозным в «Годунове»).

С актерскими-то работами в «Ненастье» все прекрасно. Что коробит в этой истории - навязчивое желание привязать ее к узловым моментам в судьбе страны (августовский путч 1991 года, распад Союза в декабре), просто чтобы смотрелось эпичнее. Именно на декабрьское выступление Горбачева приходится признание Германа в том, что он хочет быть верен той стране, которой давал присягу (а страны бац-бац - и нету); именно в этот вечер афганцы окончательно решают показать зубки и объяснить населению города, кто здесь отныне овчарки. Серджио Леоне в «Однажды в Америке» - золотом стандарте для всех, кто сейчас снимает про криминал, мужскую дружбу и тяжелые времена - прекрасно обходился без таких, слишком явных символов; да и героям он старался давать не такие отталкивающе-многозначительные фамилии, как Лихолетов.

Пока, по трем сериям, нет ощущения, что у Урсуляка получится раскрыть тему 90-х, а тем более закрыть ее на телевидении. И тем не менее смотреть «Ненастье» интересно. Вольно или невольно Урсуляк даже в картинке воссоздает стиль, напоминающий о российских картинах 90-х (прежде всего о балабановском «Брате»); «Ненастье» - своего рода идеальный фильм из той эпохи. И, как ни крути, Урсуляк, набив руку на многосерийных проектах вроде «Жизни и судьбы» и «Тихого Дона», уже не умеет пересказывать большие романы языком кино так, чтобы они не цепляли зрителя.

Россия 1. «Ненастье». Среда-четверг, 21.00.