Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Экономика1 июня 2018 12:50

У добытчиков один союзник - флот

Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров подвела итоги работы за 2017 год
Владимир ЗАМИРСКИЙ
Странности ценообразования: в Китае построить судно в четыре раза дешевле, чем в России. Фото: Игорь ЗАРЕМБО/РИА Новости

Странности ценообразования: в Китае построить судно в четыре раза дешевле, чем в России. Фото: Игорь ЗАРЕМБО/РИА Новости

24 мая прошло Общее собрание некоммерческой организации «Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров» (НО «ВАРПЭ») при участии представителей 67 рыбопромышленных предприятий и отраслевых объединений. На встрече присутствовали заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Олег Рязанцев и заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Петр Савчук.

Члены ассоциации подвели итоги 2017 года и утвердили план работы на 2018-й. Главной задачей прошлого года, по словам президента ВАРПЭ Германа Зверева, была работа над поправками к постановлению правительства по инвестиционным квотам на вылов водных биологических ресурсов.

- На рыбопромышленном совещании, проходившем в августе прошлого года на Сахалине под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева, мы сформировали большой пакет изменений в постановление правительства об инвестквотах, - сказал на собрании Герман Зверев. - Они касались более эффективного способа освоения инвестиционных квот. Также внесли ряд замечаний по поводу требований к рыбопромысловым судам, которые рыбаки должны строить за эти квоты. И большинство замечаний рыболовецкого сообщества было принято или учтено.

Также президент ВАРПЭ доложил о важных поправках, которые удалось внести в постановление о перезаключении договоров по наделению рыбаков долями квот. Напомним, заявочная кампания стартовала весной 2018 года.

- Раньше в постановлении отсутствовала возможность исправления ошибок и замечаний при подаче заявок. То есть даже малейшая ошибка могла послужить основанием для отказа. Кроме того, мы выступали за то, чтобы Росрыболовство показало нам калькулятор расчета долей инвестквот. В прошлом году прошло несколько «круглых столов», на которых нам показали эту методику. Но самое важное - нам удалось договориться с Росрыболовством об участии рыбаков в работе комиссии по перезаключению договоров по долям квот, - отметил Герман Зверев.

Работала ВАРПЭ с другими союзами и над переносом сроков введения электронной ветеринарной сертификации - она сдвинута

до 1 июля. Еще одно направление - взаимодействие с Евразийской экономической комиссией по вступлению в силу техрегламента «О безопасности рыбы и рыбной продукции».

Благодаря работе с ЕЭК и Минпромторгом рыбакам удалось на уровне правительства добиться понимания от РЖД того факта, что рыбу надо возить в специально оборудованных вагонах, иначе это негативно сказывается на ее качестве. Важно, что отрасль в последнее время по самым острым вопросам выступает единым фронтом, что помогло выстроить конструктивный диалог с властью и регуляторами отрасли.

Минпромторг поможет рыбакам строить флот

Еще одно ключевое событие общего собрания - подписание соглашения ВАРПЭ с Минпромторгом «О взаимодействии и сотрудничестве в области судостроения и технического регулирования строительства судов рыбопромыслового флота». Оно предусматривает обмен информацией, планирование и проведение совместных мероприятий, работу в комиссиях, комитетах, рабочих группах и других органах в сфере судостроительной промышленности и рыбохозяйственного комплекса. С учетом многочисленных контрактов на строительство судов под инвестиционные квоты Минпромторг в ближайшие несколько лет, а может, и на длительную перспективу станет для рыбаков одним из важных регуляторов. Сейчас у рыбохозяйственных предприятий заключены контракты с отечественными верфями на постройку 33 судов

(20 крупнотоннажных, 12 среднетоннажных и одного малотоннажного). Общий объем инвестиций в обновление флота составляет около 110 млрд. рублей.

- Мы ждем от представителей вашей отрасли предложений, как и куда двигаться дальше, как строить соответствующие суда, где у нас недостатки, - обратился к участникам собрания замглавы Минпромторга Олег Рязанцев. - Очень надеемся, работая в рамках соглашения с ВАРПЭ, получить от вас постоянную обратную связь. Причем не будем останавливаться исключительно на постройке самого судна, планируем заниматься и вопросом авторизации судового оборудования. Мы бы очень хотели, чтобы вы участвовали в этой работе, надеемся на вашу поддержку в реализации промышленной политики.

Президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр Дупляков считает этот документ крайне своевременным. И если, по его словам, правительство примет постановление об инвестквотах для краболовных судов, то это обеспечит постройку 40 кораблей в ближайшие пять лет.

- В рамках этого соглашения мы будем достаточно серьезно с вами взаимодействовать, потому что надеемся, что большинство этих судов мы построим на Дальнем Востоке, - сказал Александр Дупляков, обращаясь к представителю Минпромторга. - К сожалению, состояние верфей и возможности пока сложно оценить, но, надеемся, они справятся с этим заказом и вы нам в этом поможете.

Вот только, по мнению некоторых участников собрания, уровень цен на российских верфях - главный тормоз на пути развития отечественного судостроения.

- Стоимость краболовного судна порядка 30 млн. евро, что в несколько раз выше, чем в Хорватии и странах Азии. Рыболовный бизнес не настолько рентабелен. А в Китае вообще краболов можно построить за 7,5 млн. евро. Разница огромная. Разве мы можем потянуть такие цены? И главное - какой смысл нам, рыбопромышленникам, переплачивать? Надо проанализировать цены на наших верфях и разобраться, откуда они берут такие цифры, - заявил президент Магаданской ассоциации рыбопромышленников Михаил Котов.

Сетовал на слишком высокие расценки у судостроителей и президент Ассоциации рыбопромышленников Севастополя и Крыма Валерий Сивочуб.

Замглавы Минпромторга согласился, что в этом вопросе нужен анализ, и попросил рыбаков помочь с мониторингом цен на строительство флота. А также поинтересовался, почему рыбопромышленники не пользуются мерами господдержки для его обновления.

- Мы сформировали очень большой набор инструментов, как вас поддержать, - в виде субсидий, лизинга, утилизационного гранта. Но вы к нам не приходите. Транспортники ходят, а вы - нет. Мы вас к себе зовем, - пригласил рыбаков представитель Минпромторга.

Как оказалось, многие представители отрасли толком и не знали о таких мерах господдержки.