Нижний Новгород
Общество

«Падающий» корабль

Воронеж может лишиться одной из своих достопримечательностей
Так кораблик выглядел в 2001 году

Так кораблик выглядел в 2001 году

Фото: Елена ФЕДЯШЕВА

Воронежцы боятся потерять миниатюрную копию легендарного трехмачтового баркалона «Меркурий», установленную на акватории Воронежского водохранилища. На протяжении сорока с лишним лет, полюбившийся нескольким поколениям воронежцев кораблик, медленно, но постоянно «падает» на бок. Разрушению подсобили и вандалы. В начале 2000-х они скрутили с корабля алюминиевые паруса и латунную чеканку в виде львиной морды, украшавшую нос баркалона. «Бескрылый» и завалившийся сегодня героический парусник представляет собой плачевное зрелище. Его крен стал настолько угрожающим, что горожане опасаются, переживет ли памятник весенний ледоход. Один из воронежцев создал тему для обсуждения на Большом Воронежском форуме.

- Беспокоятся ли о его дальнейшей судьбе градоначальники, - спрашивает форумец под ником Управдом. – Или его похоронит водохранилище?

Тема вызвала живой отклик в интернете. Участники дискуссии высказали единодушное мнение, что такой памятник нельзя потерять и призвали чиновников начать срочную реконструкцию. Прозвучало и предложение перенести корабль ближе "к людям".

- Автор и архитектор памятника Виктор Алексеевич Неберкутин, инженер строительного треста №2, - рассказал «Комсомолке» краевед Владимир Елецких. - Трест был генподрядчиком для создания Воронежского водохранилища. Инженера Неберкутина вызвал к себе управляющий трестом Г.А. Сухомлинов и поручил ко дню строителя на железобетонной опоре бывшей ЛЭП установить макет парусника. Основой для памятника послужил петровский парусник «Меркурий», история которого особенно поразила автора проекта. Однако делать макет пришлось по репродукции. Поэтому назвать его точной копией парусника нельзя.

Несмотря на миниатюрные размеры, весит «кораблик» около тонны. Для его установки 10 августа 1972 года арендовали катер у речного флота.

А так выглядит сегодня

А так выглядит сегодня

Фото: Елена ФЕДЯШЕВА

«КОРАБЛЬ УСТАНОВИЛИ БЕЗ ПРОЕКТА И РАСЧЕТОВ»

«Комсомолка» попросила чиновников мэрии рассказать о перспективах восстановления памятника. По нашему запросу, 30 января 2018 года, комиссия, в которую вошли сотрудники управлений культуры, дирекции единого заказчика капитального строительства и спасатели, выехали на место, обследовали памятник и признали, что он нуждается в срочной реконструкции.

- Установка памятного знака проводилась без проекта и документации, методом народной стройки, - рассказали «Комсомолке» в пресс-службе горадминистрации. - Со временем макет корабля сильно пострадал от атмосферных осадков и вандализма.

Чиновники поддержали воронежцев в желании сохранить «Меркурий», ставший одной из визитных карточек города. Осталось найти возможности. Чтобы демонтировать кораблик, необходим специальный плавучий кран, которого у муниципалитета нет. В связи с этим в мэрии изучают другие варианты транспортировки макета.

Есть трудности и с финансированием восстановительных работ. Если демонтаж все-таки состоится, то в этом году городская администрация будет искать спонсоров для реконструкции «Меркурия». Ну а настолько далеко, чтобы назвать место дальнейшего пребывания баркалона, в мэрии пока не заглядывают.

ДВЕНАДЦАТЬ ЛЕТ НАЗАД РЕМОНТ КОРАБЛЯ ОЦЕНИВАЛСЯ В 200 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ

Надо сказать, что разговоры о необходимости реставрации "Меркурия" возникают в адинистрации города с периодичностью в несколько лет. Первый раз власти обспокоились плачевным состоянием памятника в 2006-ом. Подсчитали расходы на демонтаж и ремонт, вышло 200 тысяч. В бюджете их, конечно, не нашлось.

В следующий раз поручение изучить вопрос реставрации дал подчиненным в 2016 году мэр Александр Гусев. Но инициатива снова уперлась в денежный вопрос. Как видно, ничего не изменилось и сегодня. Кроме крена "Меркурия".

«Комсомолка» будет следить за судьбой памятника.

СПРАВКА «КП»

Трехмачтовый баркалон «Меркурий» был построен в Рамони и спущен на воду с «Волчьей пристани» в 1698 году. В следующем году он успешно участвовал в Керченском походе под командованием англичанина на русской службе капитана-камендора Ивана Валранта.

По приказу Петра I «Меркурий в числе других кораблей отправился на Азов, но сел на мель, получил пробоину и затонул. Позже баркалон подняли и отремонтировали. В 1710 году корабль ходил в поход за солью, а в 1713 году еще упоминается как несущий боевое дежурство. Спустя три года «Меркурий» прекратил свое существование.