Почему работодатели отказывают соискателям - разбиралась "Комсомолка".
Ваш отклик посмотрели. Танцевать?
Составив резюме (рекомендации на этот счет читайте в предыдущей части), я приступила к выбору потенциального работодателя. Отсеяв предложения быстроразвивающихся компаний, зашифровавшие свой профиль так, что непонятно – чем же они занимаются, низкие оклады и графики «от рассвета до заката», я сделала рассылку по возможным лично для меня вакансиям, в диапазоне от маркетолога до специалиста по соцсетям.
Дальше началось самое сложное – ожидание, начиная с прочтения откликов от звонков и встреч. Зато сразу стало понятно, кто действительно ищет специалистов: оповещения о прочтении резюме появляются в ближайшие часы. Правда, от этих писем рано танцевать.
Просмотр еще не гарантирует, что пора паковать вещи в новый офис. У меня была такая ситуация. Организация просматривала отклик в течение нескольких дней (когда и сколько раз – статистика открыта для соискателя). «Значит, чем-то зацепила, может, главному начальнику показывают, советуются», - уже мысленно радовалась я, представляя себя в новой атмосфере, с новым коллективом и обязанностями. Но не тут-то было! Через неделю просмотров (до трех в день!) пришел отказ с благодарностью за потраченное время.
Еще несколько вежливых извещений о том, что работодатель не готов пригласить на собеседование, но учтет кандидатуру при появлении мест, поступило по другой причине: вакансии оказались не актуальны, хотя каким-то образом попали в действующие.
В общем, не унывайте и не отчаивайтесь, если вдруг посыпались отказы. Хотя понимаю, что сложно держать себя в тонусе, когда сверлит мысль что ты уже изначально не нужен никому. Но еще хуже, если начинаются отказы в «реале».
НА ЗАМЕТКУ
По данным службы исследований сайта по поиску работы и персонала HeadHunter, в сентябре в пятерке самых востребованных сфер по Тюменской области оказались «продажи» (34%), «строительство» (16%), «производство» (9%). По 8% от общего числа вакансий у «рабочего персонала» и «начала карьеры».
Вы ж начальника подсидите!
Первое собеседование было по скайпу. Кстати, это нормальная практика, когда менеджер по персоналу проводит первичные переговоры по телефону или через Интернет – хорошая экономия времени в первую очередь для соискателя.
В назначенный час компьютер стал издавать «булькающие звуки». Специалист по кадрам оказалась молоденькой девушкой, но опыт чувствовался. Все четко и по теме.
Конечно, она попросила рассказать о себе, об опыте и навыках. Затем последовала серия вопросов: что для меня приемлемо или нет. Допустим, работать во внеурочное время, в режиме «аврала», ездить по командировкам и так далее. Третий блок – как бы вы повели себя в определенных ситуациях.
К слову, по такому же принципу составляют анкеты для соискателей, у некоторых организаций они опубликованы на официальном сайте. В них есть общие вопросы: как бы поступил, узнав о воровстве? что будешь делать, если заболел? действия, если рабочий день окончен, а начатая работа – нет. Плюс профессиональные ситуации, с которыми специалист может столкнуться.
Собеседница в мониторе покачивала головой в знак согласия, моими ответами она явно казалась довольна. Правда, после этого девушка чуть нахмурилась.
- Вы очень хороший кандидат, и стаж, и опыт в руководстве, и вообще всё… - вынесла она свой вердикт. – Но вдруг подсидите нашего начальника? (Речь шла о кресле заместителя – Авт.)
Честно говоря, такого поворота я не ожидала. Однако менеджеру была благодарна за искренность: хотя бы знала, почему мне в итоге не перезвонили.
Другое собеседование было в реале, то есть офисе. И снова меня встретила молоденькая специалист.
О чем меня только не спрашивала – о семье, увлечениях, почему больше 20 лет назад в принципе решила поступать на филфак в ТюмГУ. Потом немного рассказала о фирме, чем она занимается сейчас и перспективах.
- А перечень обязанностей посмотрите на вакансии, - в заключение отметила специалист. – Еще там есть требования, что должен уметь кандидат. Если есть пробелы – почитайте в Интернете…
«Сидите, в карты играете»
Еще одно собеседование проводили два партнера по бизнесу – симпатичная молодая женщина около тридцати и мужчина примерно того же возраста.
- Мне Яндекс.Директ позарез нужен, - сразу поставил задачу он. – Денег, говорят, много уходит, но надо срочно.
- Хорошо, - соглашаюсь я и начинаю спрашивать подробности: для каких услуг нужна контекстная реклама, каких результатов ждет.
И тут понимаю, что собеседнику на самом деле нужно сео продвижение.
- Бли-ин! – схватился собеседник за голову. – А я-то думал, что это «Директ»... Надо это дело перекурить.
Вернулся он со свежими мыслями.
- Если честно, я знаю, что маркетолог нужен, - начинает рассуждать он. – Но вот я не понимаю: чего он делает? Сидит за компьютером, стучит по клавишам. Может, вообще в карты играет, а я деньги за это плачу! Мне вот рассказывали про одного такого – в нефтянке пристроился. Просто периодически ходит в отдел продаж, удостовериться, что все хорошо. Так и без него хорошо!
«Нафига козе баян» - мысленно я перевела эмоциональный посыл руководителя. И была даже рада последующему молчанию: не хочется каждый день доказывать, что не играешь в карты на работе, и какие результаты есть от сделанного лично тобой. Работодателю же сначала нужно просто «дозреть» - понять, какой сотрудник ему нужен, и что от него он ждет.
«Чтобы принять кого-то нужного, надо уволить кого-то ненужного»
Впрочем, проблема «чем занят сотрудник», оказывается, для многих актуальна. На очередной встрече с соучредителями я нечаянно задела больной вопрос.
- Какой-то странный синдром «офисного планктона» или «балбеса». Человек считает, что он пришел на работу и уже молодец, за просиживание перед монитором ему и платят, - вздыхает один из руководителей. – Иногда чувствуешь себя воспитателем в детском саду: ребенок притих – а чем он занят? Переписывается с подружками? Веселые ролики смотрит?
Руководитель вздыхает:
- Зато по прямым обязанностям отчета не добьешься. Однажды дошло до того, что проплаченная наружная реклама в другом городе так и не появилась. Вместо фото и видео, как наши флаеры раздают на кассе в гипермаркете, было множество отмазок и… прекрасный фотошоп! Хоть что-то он делать умел…
- И зачем вам нужен такой сотрудник? – интересуюсь я.
- Про то и речь!
- Поэтому вакансия постоянно появляется?
- Да. Текучка страшная. Люди не понимают, что нужно работать, что от них требуется ответственность. А если что-то не получается, не запускать ситуацию до крайностей. Вообще, сложно найти хорошего специалиста.
Одни сотрудники уходят сами, других просят уйти, третьи правдами-неправдами держатся за своем место.
- Вы мультик про «Простоквашино» смотрели? – неожиданный вопрос задал директор следующей фирмы. - У нас есть вакансия действительно для вас. Но чтобы принять кого-то нужного, надо уволить ненужного. А у нас денег на отступные сейчас нет.
АНЕКДОТ В ТЕМУ
- Ну что, я вам подхожу?
- Нет. Но вы подойдете в конкурирующую фирму. Мы даже готовы доплачивать, если устроитесь.
Позвоню – через месяц
Пока одни организации днем с огнем ищут достойных кандидатов, поведение других вызывает массу вопросов.
Повторюсь, что соискатели через Интернет могут отслеживать путь своего отклика: отправлен, получен, ответ. На моем опыте около половины осталась нетронутой. И дело тут не в возрасте, квалификации или других причинах. Ведь чтобы оценить возможного кандидата, нужно минимум развернуть его резюме.
В одной крупной компании, связанной с недвижимостью, вакансии продолжительное время были в топе, хотя лично мои отклики остались без внимания. Честно говоря, создалось ощущение, что у менеджера по персоналу стояла задача в количестве опубликованных вакансий, а не проведенных собеседований и принятых на работу людей.
Ответа а я все-таки дождалась. Примерно через месяц, когда о своем отклике я давно забыла, неожиданно раздался звонок из данной компании.
- Действительно я отзывалась на вашу вакансию, но это было несколько недель назад, - удивляюсь я. – За это время работу можно найти.
- Ну… да, - не стала отрицать девушка и стала рассказывать о возможной работе.
Зачем нужно было публиковать за вакансию месяц назад, чтобы приступить к рассмотрению значительно позднее – я так и не поняла. Теоретически абсолютно все возможные кандидаты могут быть уже пристроены, зато деньги за публикации потеряны.
КОНКРЕТНО
Какие могут быть причины для отказа у работодателя
- Кандидат не компетентен.
- Его квалификация не соответствует требуемой.
- Нет опыта или он слишком мал.
- Возраст: слишком юн, за сорок, предпенсионный.
- Хочет зарплату значительно выше или указывает чересчур низкую, что подозрительно.
- Слишком часто меняет работу.
- Скандальность.
- Нет машины.
- Нет знания иностранного.
- Личные качества: внешний вид, неспособность связать и пары слов и т.д..
- Отказы на уровне чувств: слишком нервничает, боится смотреть в глаза, сильно подозрительный и т.д..
СОВЕТ «КП»
«Как прокачать себя»
Одна из основных причин отказа – у кандидата нет определенных навыков. Однако это не приговор.
Можно поискать онлайн-курсы, в том числе бесплатные (в этом я соглашусь с менеджером по персоналу). Или найти полезные публикации по нужному вопросу. В идеале - пройти курсы и получить соответствующий документ. В общем, старайтесь себя «прокачать».
Сравните сами. Либо вы ответите «не умею, не знаю, не понимаю». Либо «мне не доводилось заниматься этим, но я прошел обучение, попробовал сам, понимаю, как это работает. Немного практике и все получится».
Не лишним будут семинары, вебинары и прочие вариации интеллектуальной встряски даже по хорошо знакомой деятельности - чтобы узнать что-то новое и освежить свою память.
Читайте в заключительной части. Почему соискатели отказываются от работы? Почему одни и те же вакансии висят месяцами? Как не попасть на уловки мошенников.