2017-08-21T14:58:01+03:00

На съемках фильма «Мой друг Иван Лапшин» Алексей Герман заставлял Андрея Миронова падать в грязь

О монтаже этого и других известных хитов «Ленфильма» рассказывает режиссер монтажа Леда Семенова
Поделиться:
Комментарии: comments4
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
Изменить размер текста:

Для нас, зрителей, кино рождается на съемочной площадке. После звучного, словно выстрел, щелчка хлопушки, крика «Мотор!», жужжания кинокамеры, появления в кадре актеров. Но все это - прелюдия. Сотни метров отснятой кинопленки, дубли, пот, а иногда и кровь всей киногруппы в конце концов стекаются на киностудию. И уже тут, в тесных монтажных, начинается колдовство. «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи…» - написала гениальная Анна Ахматова. То же самое, нисколько не ущемляя авторитета наших гениев, можно сказать и про кино. Зато, если все получилось, появляется шедевр.

НА ЕДИНОМ ДЫХАНИИ

Леда Александровна Семенова - легендарный ленфильмовский режиссер монтажа. На киностудии она проработала более полувека. В ее фильмографии десятки картин. А режиссеров, с которыми она сотрудничала, не так уж много. Зато какие: Алексей Герман - старший, Александр Сокуров, Владимир Бортко. Начиная новую картину, каждый из них старался заполучить в свою команду «звездного» мастера монтажа.

Любой серьезный режиссер - человек со сложным характером. Герман, не щадя себя и тех, кто вокруг, старался добиться на экране максимальной правды. Монтаж на его картинах начинался рано утром и продолжался до глубокой ночи. Правда, и хороших специалистов мэтр ценил. Леду Александровну после смены всегда отвозил домой и провожал до подъезда, чтобы чего не случилось.

Для Германа никогда не существовало мелочей. В фильме «Мой друг Иван Лапшин» в сцене задержания бандитов режиссер настаивал, чтобы герой Андрея Миронова падал лицом в грязь. Снимали несколько раз, какое бы неудовольствие при этом не проявлял Миронов. Леда Александровна была на площадке и подмечала каждый нюанс. В одном дубле актер неловко подмял под себя франтовую шляпу, в другом, падая, зацепился за проволоку. Потом она поделилась своими наблюдениями. Герман воскликнул: «Мы со Светланой Кармалитой только что обсуждали то же самое! Ты словно подслушала наши мысли». Миронова больше мучить не стали. Но все «находки» соединили на монтаже, по кадрикам выстроив важную сцену.

- Любая склейка на экране - это шок для зрителя, - говорит Леда Александровна. - Когда я слышу, как режиссера хвалят за то, что ему удалось снять сцену целиком, на едином дыхании, радуюсь. Я-то знаю, из скольких кусочков собрано это «единое целое». Значит, мы неплохо потрудились, раз зрителю ничего не заметно.

Кадр из фильма "Мой друг Иван Лапшин"

Кадр из фильма "Мой друг Иван Лапшин"

МИГ ВДОХНОВЕНИЯ

Искусство монтажа построено на чувствах и ощущениях. Главное - передать образ. Конечно, режиссер, собирая картину из фрагментов и дублей, хочет видеть тот результат, который задумал. Но не всегда все идет идеально. Вроде все снято по сценарию, но картинка почему-то не выстраивается. Химии нет…

На монтаже фильма «Идиот» Владимира Бортко никак не получалась финальная сцена: объяснение князя Мышкина и Рогожина. Долго искали: что не так? Глаза героев горят, свои слова они произносят со страстью… А не цепляет. Подняли черновые материалы. Тогда на съемочной площадке актеры Евгений Миронов и Владимир Машков говорили горячо и естественно. Повторить эти чувства на озвучании в тон-студии уже никак не получалось. Приняли решение взять черновой звук. И сцена сразу ожила. Растроганный Владимир Машков бросился в магазин и принес Леде Александровне цветы и коробку конфет.

- Даже неудобно получилось, - смущенно говорит режиссер монтажа.

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» - произведение чисто московское. Но многие сцены в своем фильме Владимир Бортко снимал в Петербурге. Встречаются Берлиоз (Александр Адабашьян) и Воланд (Олег Басилашвили) на скамейке на настоящих Чистых прудах в Москве. Но «Аннушка уже разлила масло» в Петербурге, поскольку московскую улицу из-за загруженности транспортом оцепить для съемок не удалось. Свою голову Берлиоз теряет под колесами трамвая на площади Тургенева в городе на Неве. Соединила две столицы своим искусством именно Леда Александровна.

Кадр из фильма "Идиот"

Кадр из фильма "Идиот"

«НЕ ДУМАЙ О СЕКУНДАХ СВЫСОКА»

Долгое творческое сотрудничество связывает Леду Александровну с Александром Сокуровым. В списке ее работ - картина «Русский ковчег». Это первый полнометражный фильм, снятый без использования монтажа. Съемки прошли в Зимнем дворце 23 декабря 2001 года за 1 час 27 минут 12 секунд «одним кадром», за один дубль, то есть без остановки камеры и, как следствие, без единой монтажной склейки.

По сути, монтаж осуществляли прямо на площадке. Прежде чем снять «одним кадром» полуторачасовой фильм, неделю шли тщательные репетиции. Каждый эпизод определили по времени, чтобы не «выскочить из хронометража». Самую ответственную работу - следить за секундомером - Сокуров доверил Леде Александровне. Раз за разом все участники уникального киноэксперимента сверяли часы. Лишь когда удостоверились, что все проверено до мелочей, в Зимнем дворце прозвучала команда «Мотор!».

Во время съемок Леда Александровна продолжала следить за секундами. Чтоб не потерять драгоценное время, невидимым для объектива движением открывала дверь или, проползая на четвереньках, чтобы не попасть в кадр, пробиралась в следующий зал, предупредить актеров: «Идут!» Вот уж поистине «не думай о секундах свысока». Уникальный фильм состоялся. Александру Сокурову удалось то, что пока никому не удавалось. В общем, без склеек. Но, получается, с «живым» монтажом.

Кадр из фильма "Русский Ковчег"

Кадр из фильма "Русский Ковчег"

ПЕРВЫЙ ЗРИТЕЛЬ

Когда Леда Александровна начинала свою работу в кино, материал снимали на пленку и просматривали на большом экране, потом резали ножницами на монтажном столе.

- У нас в монтажном столе была специальная педаль на полу, когда мы прокручивали пленку до нужного места, давили ногой, и пленка останавливалась… Теперь все делается на компьютере. К новой технике я привыкла довольно быстро. Но еще долгое время ловила себя на мысли, что машинально давлю на невидимую педаль, когда хочу остановить кадр, - признается Леда Александровна.

По сути, режиссер монтажа - первый зритель будущего фильма. И этот зритель должен быть невероятно талантливым, чтобы его опыту и мастерству доверился автор картины и они вместе сделали настоящее кино.

 
Читайте также