Кинорежиссер Николай Бурляев.
Фото: Евгения ГУСЕВА
«В КИНО ПРИШЕЛ ВЕК ТОРГАШЕЙ»
- Я долго созревал, - признался Николай Бурляев. - Хотя очевидно - то, что делается в нашем российском кинопрокате, ставшем отделением американского, - это или недальновидение наших политиков, или преступление. Мой друг и учитель Андрей Тарковский перед уходом из жизни говорил, что грядет век торгашей в кино. И вот они к нам пришли. Поэтому санкции против американского кино будут правильным политическим ответом. А мы сможем прийти за это время в себя, подготовить поколение, которому можно передать нашу Россию со всеми ее традициями.
- Николай Петрович, вот данные кинопроката: в первой десятке рейтинга - американские и европейские фильмы. Народ-то наш выбирает импортное.
- Американцы давят на нас пошлятиной, и российские режиссеры стали пытаться встроиться в этот голливудский кинопоток. Вот я отчитывался перед Общественным советом Минкультуры как заместитель председателя. И говорил: а чем мы можем гордиться? Я, старый кинематографист, могу назвать где-то пять фильмов, за которые не стыдно: «Цитадель», «Солнечный удар», «Брестская крепость», «Время первых». Почти все прочее - это понижение духовного уровня.
- Мы же не единым Михалковым живы… Звягинцева вы критикуете. Про «Притяжение» Бондарчука говорить не хотите - музыку к нему ваш сын написал. Возможно, есть еще имена?
- Вот две чаши весов. На левую положим все, что сделано режиссерами до перестройки: фильмы Эйзенштейна, Пудовкина, Ромма, Бондарчука, Тарковского, Иоселиани, Чхеидзе, Панфилова, того же Михалкова… А что на правую чашу? Я могу назвать от силы пять режиссеров.
- Может ли режиссер Алексей Учитель приписывать Николаю Второму то, чего, возможно, и не было? Есть предел допустимого вымысла? - задал вопрос в эфире военный обозреватель «КП» Виктор Баранец.
- Когда современный режиссер касается человека, который канонизирован православной церковью, как же осторожен он должен быть! Нельзя этого делать в нашем Отечестве, где 85 процентов людей себя отождествляют с православной верой.
- Представим, что я молодой режиссер. Если я захочу снять фильм про Михаила Лермонтова, возьму то, что народ поведет в кинотеатры: он был задира, сам нарвался на пулю, был склочным...
- И вы не один такой. Когда я сделал фильм «Лермонтов», со мной параллельно хотел делать фильм о нем другой режиссер, где именно такой был Лермонтов - задира, лез на каждую девку... Все в мире тенденциозно. Но какой тенденции ты, режиссер, придерживаешься? Вот это главное.
- У нас почему-то черно-белые тона. Лермонтов - гений, которому ничто человеческое было не чуждо. Так показывайте его человеком.
- «Неотменим закон Вселенной - иль к свету ввысь, иль в бездну тлена. И каждый должен выбирать - тьме или свету присягать». Лермонтову приписали бездарные стихи «Прощай, немытая Россия», которые он никогда не писал. Нет подлинника. Тогда и начались литься про него потоки грязи.
Режиссер Андрей Тарковский на съемках фильма «Андрей Рублев» смачивает волосы водой из клизмы исполнителю роли Бориски Николаю Бурляеву, 1966 год.
Фото: кадр из фильма
«КУЛЬТУРА - ЭТО ОБОРОНА ДУШИ»
- Мы позвонили Станиславу Сергеевичу Говорухину, режиссеру, депутату, и вот что он нам сказал:
«На экране ежегодно 400 фильмов зарубежных, и из них - 99 процентов американских. Все это с ходу невозможно отменить или делать это медленно и осторожно».
- Я понимаю, почему Станислав Сергеевич говорит, что надо быть осторожными. Но почему же в санкциях против нас так неосторожны наши партнеры? Мы сейчас сделали тоже очень резкое движение с высылкой дипломатов. Значит, все-таки можно. Просто нужно подготовить российский кинематограф и кинопрокат к тому, чтобы мы могли быть самодостаточны. Издать указ о выведении культуры из рынка. Вложить в культуру большие средства. Я считаю, и так же считает и Никита Михалков, что бюджет Минкультуры должен быть равнозначен бюджету Министерства обороны, поскольку культура - это оборона души. Построить государственные кинотеатры. И не 50 или 100, как сейчас намечено для начала, а 20 тысяч.
И еще все боятся цензуры. Я тоже против цензуры. Я подсчитал, что из 70 фильмов, в которых я играл, 20, причем самых хороших, пролежали на полке более 250 лет, если сложить. Поэтому я первый буду против политической цензуры. Но контроль должен быть. Вот послушайте Пушкина: «Я убежден в необходимости цензуры в образованном нравственно и христианском обществе. Под какими бы законами и правлением оно бы ни находилось». А вот еще его слова: «Нравственность, как и религия, должна быть уважаема писателем».