Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Наука8 августа 2017 16:50

Глобальное потепление снижает взлетные качества лайнеров

Однако по мнению эксперта, проблемы, связанные с изменением климата в авиации вполне решаемы
Ученые заявили, что через 30-40 лет современные самолеты не смогут взлететь при полной загрузке.

Ученые заявили, что через 30-40 лет современные самолеты не смогут взлететь при полной загрузке.

Фото: REUTERS

Не так давно мы писали о сенсационном исследовании ученых из Колумбийского университета (США), которые предсказали, что из-за изменений климата человечеству грозит авиационный коллапс. Изучив влияние повышения температуры на взлетные качества самолета ученые мужи определили, что через 30-40 лет треть современных самолетов не смогут взлететь в воздух при полной загрузке. Нагретый воздух становится менее плотным и чтобы подняться в небо нужно будет уменьшать полезную нагрузку ( лайнер, рассчитанный на 160 посадочных мест не сможет взять на борт примерно 12-13 пассажиров) либо строить более длинные взлетные полосы.

А не слишком ли завиральные идеи высказывают ученые? Действительно ли повышение температуры способно влиять на условия взлета и посадки? Об этом мы решили расспросить авиаэксперта Сергея Мельниченко, генерального директора Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов».

- Из-за высокой температуры действительно падают взлетные характеристики воздушного судна. Однозначно самолету нужна более длинная полоса, чтобы достичь скорости безопасной для взлета, - говорит Сергей Александрович. - В бытность летчиком я несколько лет проработал в чартерной грузовой авиакомпании. Мы часто летали по направлению в Эмираты. Так вот время вылета мы всегда выбирали перед рассветом, потому что в это время суток воздух самый прохладный. При этом слово «прохладный» надо употреблять в кавычках, поскольку термометр показывал там 35, а то и 40 градусов жары. Есть и другие нюансы. Во время пекла раскаляется асфальт или бетон, которыми покрывают поверхность аэродрома. Это приводит к перегреву шасси. И когда вы их убираете в замкнутое пространство гондолы, есть вероятность возникновения пожара. Все эти явления, связанные с повышением температуры, очень неприятны для летчиков. Но, все же меня смущает такой апокалиптический прогноз. Ведь средняя температура поднимется где-то на 2 градуса, а это все же незначительная помеха для взлета воздушного судна.

- Ученые в бОльшей степени опасаются температурных волн вроде той, которая накрыла Москву в 2010 году. Говорят, по мере глобального потепления такие явления станут чаще...

- В это намного проще поверить. Посмотрите, хотя бы какая сейчас жара стоит в Европе, где вовсю бушуют пожары. Если говорится об ограниченных по времени явлениях - наверное, такое возможно. Однако надо понимать: климат изменяется, но и технологии не стоят на месте. Кто мог мечтать 50-60 лет назад, что появятся самолеты, способные перевозить по 500 пассажиров на борту? Или представить сегодняшнюю ситуацию, когда каждую единицу времени в воздухе одномоментно находятся более миллиона пассажиров? Сейчас развитие инженерной мысли и технологий идет семимильными шагами. Кто знает, что будет изобретено в ближайшее время? В среднесрочной перспективе, скорее всего, появятся более мощные и экономичные двигатели. И может быть, в нашем жарком будущем для лайнеров с более совершенными движками уже не нужны будут такие длинные полосы? Возможно введут какие-то ограничения технического порядка на самолеты большой грузоподъемности. Самолеты будут брать не по 500, а по 300 человек. Но ведь далеко не все аэродромы строятся из расчета, что у них будет садиться аэробус А-380? Гиганты будут летать только в крупные хабы, откуда потом более мелкими самолетами пассажиров развезут по близлежащим направлениям. Я думаю, все эти проблемы вполне решаемы.