Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество17 июля 2017 22:00

Помощь небес

Как пилоты МЧС России тушат лесные пожары
Источник:kp.ru
Экипаж - это не просто команда, это семья! Фото: Андрей ЧИРКОВ, Александр КОРОЛЬКОВ

Экипаж - это не просто команда, это семья! Фото: Андрей ЧИРКОВ, Александр КОРОЛЬКОВ

География полетов авиации МЧС России обширна. Пилоты одного только Красноярского комплексного авиационно-спасательного центра работают от Калининграда до Дальнего Востока. Уровень технической оснащенности центра и подготовки летного состава заставляет обращаться к этим специалистам за помощью почти все регионы страны. Доставка гуманитарных грузов, оказание помощи населению и ликвидация последствий техногенных чрезвычайных ситуаций, поиск потерявшихся людей, эвакуация пострадавших - это малая часть выполняемых летчиками работ.

Но одна из первых, «народных», ассоциаций, возникающих при упоминании авиации МЧС, - лесные пожары. Роль летчиков-спасателей в тушении этого природного явления не просто весомая, она - ключевая.

- Лесные пожары часто возникают в холмистой местности, что сильно осложняет процесс тушения, потому что люди и техника не к каждой кромке пожара могут подойти, - объясняет командир воздушного судна Красноярского авиацентра МЧС Андрей Чирков. - И только с помощью вертолета можно высадить в любой точке авиагруппу. Здесь, в Бурятии, мы поработали очень эффективно с водосливным устройством. С его помощью мы точечно сливаем воду на кромку пожара. Опять же благодаря тому, что с воздуха нам видно, как быстро распространяется огонь, куда он движется, где работают наземные группы, мы можем действовать максимально эффективно.

Андрей Чирков только что вернулся из Бурятии, где спасал леса от огня. Фото: Андрей ЧИРКОВ, Александр КОРОЛЬКОВ

Андрей Чирков только что вернулся из Бурятии, где спасал леса от огня. Фото: Андрей ЧИРКОВ, Александр КОРОЛЬКОВ

За один полет экипаж вертолета выполняет несколько функций. Пилоты оценивают состояние пожара, перемещение огня. В кабине с летчиками находится лесной наблюдатель, который решает, куда нужно забросить группу и что конкретно им там нужно сделать: окопать, прижать или пустить встречный пал.

Полеты в зоне ЧС - это высший пилотаж! В вертолете нет кондиционеров. Рядом с летчиками находятся двигатели, плюс палящее солнце и пламя пожара - в кабине температура поднимается до 55 градусов.

С помощью водосливного устройства вертолетчики точно бьют по кромке пожара. Фото: Андрей ЧИРКОВ, Александр КОРОЛЬКОВ

С помощью водосливного устройства вертолетчики точно бьют по кромке пожара. Фото: Андрей ЧИРКОВ, Александр КОРОЛЬКОВ

- Вы представьте: 8 часов летать в таком напряжении с ограниченной видимостью при высокой температуре. А пилотирование - это обдумывание каждого захода и виража, постоянный контроль, - говорит Андрей Чирков. - Поэтому мы и летаем втроем - один не может следить и за штурманской, и за оборотами, и пожар тушить. Экипаж - это слаженная команда, где каждый максимально выполняет свои задачи и поддерживает товарищей.

КОМПЕТЕНТНО

Максимально эффективной, по словам командира, работа получается, когда слаженно работают наземная группировка и авиация. Причем авиация не отдельным Ми-8, а вместе с самолетами Бе-200, Ил-76, вертолетом Ми-26. Воздушные суда создают так называемое кольцо, когда один самолет сливает воду, за ним заходит следующий борт, потом Ми-8 добивает очаги, и люди на земле тушат более мелкие пожары.

Фото: Андрей ЧИРКОВ, Александр КОРОЛЬКОВ

Фото: Андрей ЧИРКОВ, Александр КОРОЛЬКОВ

СПРАВКА «СПАСАТЕЛЯ»

По состоянию на 17 июля 2017 года, особый противопожарный режим действует на территории 39 субъектов Российской Федерации.

По данным Рослесхоза, зафиксировано 106 очагов природных пожаров. За сутки применялись 2 вертолета Ми-8 МЧС России в Кабанском районе Республики Бурятия и Красночикойском районе Забайкальского края.

Не допущен переход огня на 11 населенных пунктов.

Всего к тушению природных пожаров и обеспечению пожарной безопасности привлечены свыше 135 тыс. человек и 28 тыс. единиц техники.