Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Экономика21 июля 2017 22:00

За чемоданы придется доплачивать, а у дольщиков будет специальный фонд

Самые важные для нашего кошелька законодательные новшества, которые одобрены за последнюю неделю
Для возвратных билетов норма о бесплатном провозе багажа останется. Авиакомпании будут устанавливать ее сами, но она не может быть меньше 10 кг.

Для возвратных билетов норма о бесплатном провозе багажа останется. Авиакомпании будут устанавливать ее сами, но она не может быть меньше 10 кг.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

В завершении весенней сессии Госдума приняла огромное количество законов, среди них есть и те, что могут затронуть с финансовой стороны если не всех, то очень многих наших граждан. Попробуем разобраться, что нас ожидает уже в недалеком будущем.

КУПИЛ ДЕШЕВЫЙ БИЛЕТ? ПЛАТИ ЗА БАГАЖ!

Приняты в окончательном чтении поправки в Воздушный кодекс, которые касаются норм провоза багажа. Раньше предполагалось, что если ты купил авиабилет, то твой чемодан, не превышающий определенные нормы по весу, полетит бесплатно. Теперь для невозвратных билетов (это когда, передумав лететь, назад деньги ты уже не получишь — это обычно самый дешевый тариф) авиакомпании вправе вводить дополнительную плату за багаж.

Для возвратных билетов норма о бесплатном провозе багажа останется. Авиакомпании будут устанавливать ее сами, но она не может быть меньше 10 кг.

Также авиакомпаниям дается право устанавливать и нормы бесплатного провоза ручной клади.

Авиаперевозчиков в свою очередь закон обязует информировать пассажиров об условиях провоза багажа до покупки билетов.

По правде говоря, «безбагажные» билеты у нас встречались и раньше. На это авиакомпании пошли в кризис, чтобы как-то снизить стоимость билетов и не остаться без пассажиров. И действительно, по данным интернет-сервиса для авиапутешественников Biletix, в первой половине 2017 г. средняя стоимость билета на внутрироссийских направлениях снизилась более чем на 20%.

Но до сих пор такие билеты были все-таки не совсем безбагажными - хотя бы 10 кг можно было провезти бесплатно (не считая ручной клади). Теперь же можно будет столкнуться с тем, что бесплатно удастся взять с собой только ручную кладь.

Безбагажные, как и невозвратные, билеты - общемировая практика. Как правило, они встречаются у лоукостеров. Философия такая: чтобы сделать билеты максимально дешевыми, из их стоимости исключаются все услуги, которые пассажиру могут и не понадобиться. Они — за дополнительную плату. Не все, например, путешествуют с багажом — кому-то хватает и маленького рюкзачка. Почему бы ни дать таким людям возможность сэкономить? Это не исключает более дорогих билетов, которые включают весь привычный набор услуг: и бесплатный провоз багажа, возможность сдать билет с минимальными потерями в деньгах, если по каким-то причинам летать передумал.

По идее, появление «стопроцентно безбагажных» билетов должно у нас еще больше удешевить авиабилеты. Но эксперты в этом сомневаются: поправки подзапоздали и сейчас могут иметь обратный эффект.

- В 2017 году туристический и авиапассажирский рынок демонстрируют восстановление, авиакомпании вновь стремятся повысить стоимость услуг: отмена нормы бесплатного багажа при невозвратных билетах, на наш взгляд, приведет по факту к подорожанию билетов — так как перевозчик будет брать дополнительную плату за данную услугу, - считает Александр Сизинцев, генеральный директор Biletix.

С ОТДЫХАЮЩИХ ПРИЧИТАЕТСЯ

Одобрен и нашумевший закон о курортном сборе. Нет, те, кто собрался отдохнуть в этом году на отечественных курортах, могут не беспокоиться. Закон начнет действовать с 1 января 2018 года. Причем только в четырех регионах: Крыму, Краснодарском, Ставропольском, Алтайском краях. Ввести там курортный сбор с отдыхающих предполагается в порядке эксперимента, который продлится по 31 декабря 2022 года. Дальше предполагается оценить, что получилось, и либо распространить опыт на остальные курортные регионы, либо от идеи отказаться.

А суть идеи заключается в том, чтобы взрослые отдыхающие (старше 18 лет) платили особый сбор — в первый год действия закона не более 50 рублей в сутки с человека, далее — не более 100 рублей с человека в сутки. Точный размер определят сами регионы. Деньги должны пойти на поправку туристической инфраструктуры.

Курортный сбор появится в четырех регионах: Крыму, Краснодарском, Ставропольском, Алтайском краях.

Курортный сбор появится в четырех регионах: Крыму, Краснодарском, Ставропольском, Алтайском краях.

Фото: Евгения ГУСЕВА

Хотя речь идет вроде бы о не очень больших деньгах, у закона есть много противников. Эксперты считают, что и здесь время для экспериментов выбрано не очень удачное. В законе-то расчет идет на приток туристов на наши курорты, а этим летом опять пошел отток.

Можно понять, зачем введен подобный сбор, например, в Венеции, где от туристов отбою нет, а у нас вроде как другая пока задача стоит — привлечь народ отдыхать не во вновь ставшей доступной Турции, а на родных курортах.

Свои опасения у туроператоров — что от нового закона пострадает организованный туризм, а выиграют частники. Сбор надо будет платить за отдых в лицензированных местах размещения. Вот операторы и предполагают, что граждане предпочтут отелям и пансионатам «нелицензированный» частный сектор, где никакого сбора с них брать не будут.

ДАЧНИКИ СТАНУТ САДОВОДАМИ

Еще один новый закон касается всех российских садоводов и дачников. Он так и называется - «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд». Закон очень долго обсуждался и несколько раз переписывался. Что в итоге получилось?

Дачных товариществ и кооперативов больше не будет, останутся только две законные формы объединений граждан, которые копаются в земле на своих участках — огородническое некоммерческое товарищество и садоводческое некоммерческое товарищество. Разница между ними в том, что огородники на своих участках могут возводить только временные хозяйственные постройки, а садоводам позволены дома.

Собственно, для простых садоводов-дачников эта реорганизация большого значения не имеет: переоформление документов в тех объединениях, которые были оформлены как дачные, а также не как товарищества, а как кооперативы или партнерства — головная боль председателей и правления. С точки зрения кошелька важнее другой момент - законом теперь четко установлено, какие взносы и на что именно могут собираться в садоводческих и огороднических товариществах. Они могут быть только двух видов: членские и целевые (никаких вступительных). Размер и тех, и других утверждается общим собранием. И есть список расходов, на которые как те, так и другие взносы можно пустить — никакого самоуправства.

Новые права и обязанности появляются у тех садоводов, которые в членах товарищества по каким-то причинам не состоят (или и не хотят состоять). Закон теперь обязует их тратиться на содержание имущества общего пользования, которое есть у товарищества (дороги, охрана, водокачка и что там еще на территории есть) наравне с членами товарищества. Но собирать с них денег больше, чем платят взносов члены товарищества, тоже запрещено. Этот вопрос всегда был очень спорным — в некоторых случаях дело доходило аж до суда. Теперь финансовая сторона вопроса с «не членами» должна стать понятнее. Тем более, что у них появляются и не виданные ранее права.

Законом теперь четко установлено, какие взносы и на что именно могут собираться в садоводческих и огороднических товариществах.

Законом теперь четко установлено, какие взносы и на что именно могут собираться в садоводческих и огороднических товариществах.

Фото: Евгения ГУСЕВА

- Это очень важное новшество - владелец участка, который не является членом товарищества, будет иметь право принимать участие в собраниях и даже голосовать по ряду вопросов, - говорит адвокат Светлана Жмурко.

В ПОМОЩЬ ДОЛЬЩИКАМ ПОЯВИТСЯ ФОНД

Этот закон должен защитить покупателей квартир в новостроек. По новой схеме. Она похожа на ту, по которой сейчас получают компенсацию вкладчики «погоревших» банков: деньги им возвращают за счет Агентства по страхованию вкладов, куда в свою очередь банки отчисляют определенные взносы.

С дольщиками будет так. Все застройщики начнут переводить определенный фиксированный взнос с каждого заключенного с гражданами договора долевого участия в специальный государственный компенсационный фонд дольщиков. Если у какой-то из компаний возникли проблемы и ее стройки встали, достраиваться эти жилые комплексы будут как раз за счет компенсационного фонда.

Ужесточены и требования к самим застройщикам, которые хотят возводить именно жилье. У них должны иметься свои средства, как минимум, в размере 10% от стоимости затеянной стройки. Фактически это означает, что строить жилье исключительно на деньги граждан в России будет запрещено.

И этот закон вызывал много споров. Большинство застройщиков им, конечно же, недовольны. Противники нововведений пугают тем, что для небольших местных компаний новые требования могут оказаться непосильными финансово и они уйдут с рынка. Строить что-то для людей смогут только крупные «монстры», снизится конкуренция и вырастут цены. Так-то оно так, но какой толк гражданам от того, что они могут купить заветные квадратные метры чуть дешевле, если потом эти метры оказываются «воздушными»? Кроме того, как поясняют эксперты, цены на новостройки вряд ли вырастут, пока либо не начнут опять расти доходы граждан, либо как-то еще более существенно не подешевеет ипотека.

ВАЖНО

Когда все это заработает

После принятия Госдумой любой закон должен быть одобрен Советом Федерации, подписан президентом и официально опубликован. Только после этого он вступает в силу, если в тексте не дается какая-нибудь отсрочка во времени (как, например, в законе о курортном сборе). Но после третьего чтения в текстах законов обычно ничего уже не меняется — случаи, когда такие документы «заворачиваются» на самой финишной прямой, крайне редки.