Нижний Новгород
Наука

Тятя, тятя, нейросети притащили котана!

Определены победители российского финала Кубка воображения (Imagine Cup) 2017
Команда из МФТИ теперь поедет на международный финал "Кубка воображения".

Команда из МФТИ теперь поедет на международный финал "Кубка воображения".

- Девушка, позвольте мне просканировать ваше лицо! - очень скоро молодые люди будут знакомиться так. Никаких «а вы не скажете, который сейчас час» или «сегодня хорошая погода, не правда ли?»

Смартфон. Щелчок камеры. И через несколько секунд молодой человек получает психологический портрет понравившейся дамы. Что любит носить, какие фильмы смотрит, какую музыку слушает, холерик или сангвиник, умна или не очень, домовита или бездельница, какого цвета помаду продпочитает и есть ли у нее домашние животные. Полный расклад!

Ну действительно, чего время зря терять? И приличествующая возрасту робость при виде противоположного пола здесь уже не страшна.

Поначалу, сидя в жюри финала конкурса Imagine Cup, я думал, что студенты из Высшей школы экономики, придумавшие проект Social Globe, прикалываются. Ну зачем вязать нейросети, выуживать информацию из ВКонтакте или Twitter, когда можно просто пригласить девушку на стакан сока. Но нет, все серьезно. Им действительно легче написать программу, придумать алгоритм и формализовать информацию о попавшем в поле зрения живом объекте, чем искать повод для знакомства.

- Мы недавно поступили в вуз. Нас посадили вместе и сказали, что нужно общаться. А как? – рассказывали ребята, объясняя почему им в голову пришла идея такого проекта.

И это уже реальность. В нашу жизнь вливается новое поколение, у которого иной (плохой или хороший - нас не спросят) взгляд на жизнь. И другие методы по управлению ею.

«Кубку воображения» пятнадцать лет. Одиннадцать из них я слежу за тем, как он развивается, интересуюсь судьбой ребят, принимавших в конкурсе участие, с кем-то поддерживаю связь. И уже на правах аксакала вправе (а что еще остается?) побрюзжать. Раньше в финал выходили проекты, позволяющие играть музыку вместе, соединяясь по интернету. Игры про то, как надо экономить электричество. Приложения, высчитывающие прогноз площади леса, которая может быть охвачена огнем если летом долго будет стоять жара.

Теперь многие проекты построены на анализе данных, извлеченных из соцсетей.

- Ребята, тайны личных данных больше нет! О нас все можно вычислить по активности в интернете. Приватность теперь имеет другой смысл, - предостерегал мой коллега по жюри руководитель направления по инвестициям и инновациям «Лаборатории Касперского» Вартан Минасян.

У нас, взрослых, это вызывает неуютные ощущения – ну как так - мы все время под колпаком? Мы заклеиваем камеры на ноутбуках. Почему это нас постоянно кто-то изучает – то для того, чтобы что-то убедить купить, то для того, чтобы понимать, как нами манипулировать?

А для старших школьников и студентов это естественная среда, они в ней выросли. И они умудряются из этой ситуации извлечь пользу. Студенты из МАИ с проектом Burning Heads Studio придумали замечательные интерактивные развивающие книжки. Но пока ребенок играет за планшетом, компьютер поглядывает на лицо малыша, анализирует его эмоции и действия и строит для родителей график – как их отпрыск развивается. Мысль о том, что хорошо бы в развивающие игры поиграть вместе и сочинить на такой случай приложение – это про другое.

Или вот проект «Система скоринга» студентов Казанского федерального университета. Он о том, как с помощью тех же социальных сетей оценивать платежеспособность клиента банка, можно ли ему кредит выдавать.

Вот и победители этого года - проекты, построенные на нейросетях, которые если еще не наброшены на всех нас, то по крайней мере уже развешаны по углам.

Один приз – у проекта Boremeter команды Высшей школы экономики. Их приложение анализирует слушает ли аудитория лекцию. На какие моменты выступления лучше реагирует, на каких зевает. Приложение высчитывает и гендерный состав аудитории.

Проект SobBeRider, придуманный студентами МГУ, определяет по тесту пьян ли водитель. И тоже не основе анализа больших данных. И ни в какую трубочку дуть не надо.

Эти два проекта выбраны на университетских отборочных турах.

Проект Meet Articles поможет студентам и ученым найти нужную научную статью.

Проект Meet Articles поможет студентам и ученым найти нужную научную статью.

Фото: Александр МИЛКУС

А в финальном состязании первое место заняла команда UTV с проектом Meet Articles. Студенты МФТИ Мария Сандрикова, Алексей Журавлев и Андрей Саутин задумали серьезную работу. Они создают сервис по поиску и визуализации информации о научных статьях и работах в выбранной области. Можно запросить компьютер выдать все научные труды по нужной теме. И он не только покажет их в хронологии, но и нарисует, как связаны их авторы между собой: кто кого цитировал и кто с кем вместе проводил исследования. Удобно для будущих ученых.

Три наших команды летом поедут в Сиэтл на международный финал Imagine Cup и будут состязаться с командами из пятидесяти стран.

Все-таки без котов не обошлось. Команда Cyber Explorers с помощью нательного нейроинтерфейса пытается восстанавливать двигательную активность человека, перенесшего инсульт.

Все-таки без котов не обошлось. Команда Cyber Explorers с помощью нательного нейроинтерфейса пытается восстанавливать двигательную активность человека, перенесшего инсульт.

Фото: Александр МИЛКУС

Но, впрочем, не все так механистично и расчетливо в мире юных. Думаю, если запустить нейросеть для анализа привязанностей участников Imagine Cup, первой компьютер назовет… кошек. Одна команда в финале показала кормушку для котанов, которых можно кормить дистанционно по специально просчитанному алгоритму. Другая гоняла нарисованного котенка по лабиринту и наблюдала как повышается настроение у играющего. Когда на его лице возникала радостная улыбка, хитрое приложение подсовывало ему позитивную рекламу. У третьей – кот был просто заставкой на фото. А четвертая команда обрядила девушку-участницу в костюм кошечки.

Коты все-таки вселяют надежду…

Необходимое послесловие. Пятнадцать лет назад Imagine Cup был в нашей стране чуть ли не единственным конкурсом для студентов-айтишников и маркетологов. Сейчас различных соревнований для умников - старшеклассников и студентов - десятки. Их несложно найти в интернете. Конкурсы помогают нащупать то, чем человеку будет интересно заниматься в жизни, проявить способости, научиться правильно выстраивать стратегию учебы. Мой совет для родителей: поддерживайте своих ребятишек, не успускайте любую возможность поучаствовать в подобных соревнованиях.