Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Происшествия25 декабря 2016 11:33

Эксперт о возможности теракта на ТУ-154: К самолету подходило много технических служб

Специалист по безопасности полетов склоняется к версии взрыва на борту самолета, летевшего из Адлера [видео]
Какие-то версии строить можно, но о причинах пока говорить еще рано. Фото: Артур Лебедев/ТАСС

Какие-то версии строить можно, но о причинах пока говорить еще рано. Фото: Артур Лебедев/ТАСС

Некачественное топливо, попавшая в двигатель птица , ошибка пилота или технический сбой- это все-таки менее вероятные версии по сравнению с возможностью теракта. Часть экспертов, которые уже поговорили с "КП" не исключают, что на борту Минобороны вполне мог быть запланированный взрыв. К этой версии склоняется и Александр Романов, бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов.

- Какие-то версии строить можно, но о причинах пока говорить еще рано. В связи с тем, чтообломки на значительном расстоянии сейчас разбросаны, это говорит о том, что самолет, возможно, уже разваливался в воздухе. И не исключено, что это был теракт (ситуация политическая сейчас очень сложная). Есть возможность говорить о каких-то диверсиях. Все, наверное, догадывались, куда летит самолет, и что-то могли подложить в багаж, еще куда-нибудь. То есть это, мне кажется, схоже с египетским случаем.

Часть экспертов, которые уже поговорили с "КП" не исключают, что на борту Минобороны вполне мог быть запланированный взрыв

Часть экспертов, которые уже поговорили с "КП" не исключают, что на борту Минобороны вполне мог быть запланированный взрыв

Фото: Рушан КАЮМОВ

- А теперь, Александр Валентинович, давайте разбираться детально. Поскольку вы специалист по безопасности полетов, давайте попытаемся воссоздать весь путь этого борта. Итак, он вылетает с военного аэродрома Чкаловский, насколько я понимаю. Там могло произойти то, о чем вы говорите? Каков там досмотр? Мы понимаем, что летели не военные, летели журналисты, артисты. Это те, кто находился на борту в качестве пассажиров. Как проходит их досмотр, проверяют ли их вещи? Или, наоборот, кажется, что там этого не произойдет, просто проводят на борт и далее – взлетели? Как происходит эта процедура?

- Я боюсь, что надо искать корень зла где-то после посадки, когда самолет сел на дозаправку.

- Я хочу, чтобы мы с вами буквально поэтапно отследили. На первом этапе возможно?

- На первом этапе тоже возможно, потому что это военное ведомство, оно менее относится к безопасности полетов в плане провозок каких-то взрывчатых веществ. Я думаю, что там какие-то слабые звенья найдутся обязательно.

- Я не была на этом аэродроме, не могу сказать, там есть те самые привычные для нас движущиеся ленты, транспортеры, где досматривают багаж, проверяют самих пассажиров? Все это есть в Чкаловском?

- Есть. Вероятно, артистов и прессу привозили прямо на автобусах, возможно, прямо к самолету. Этой информацией я просто не обладаю, это следствие будет разбираться.

- Движемся далее. Следующая точка, куда прилетает борт, это Адлер, там происходит дозаправка. Было уже сказано, что самолет там провел около часа. Мы спрашивали нашего обозревателя, он говорит, что там питание на борту не предоставляют, поэтому предположить, что может быть некая параллель с трагедией, которая произошла в небе над Синаем, но туда, как мы помним, доставили взрывное устройство как раз служащие аэропорта, которые приносили туда питание, производили уборку борта. Здесь, на дозаправке, военный борт, что происходит?

- Вероятностей очень много, я не хочу фантазировать, но подложить какую-то магнитную бомбу или мину к самолету в какой-то отсек, я думаю, вероятность этого остается.

- Мы просто пытаемся понять, что происходит с бортом. Вот он приземлился. Дальше подходят некие технические службы, заходят ли они на борт, не заходят, выводят ли пассажиров из самолета во время дозаправки, не выводят, где они находятся? Приходя на борт, их опять проверяют или не проверяют? Можете эту схему обрисовать?

- Я думаю, что в этом случае пассажиры оставались на борту. Потому что за час они не успели бы высадиться и снова произвести посадку. Скорее всего, подъезжали сервисные службы, был какой-то довоз воды, естественно, были заправщики, были технические службы. Потому что должны были пройти все технические регламенты, всё выполнить техническое со стороны наземных служб. Поэтому народу подходило к самолету довольно много.

- Далее самолет поднимается в воздух, и происходит то, что происходит. Я сейчас сказала о той трагедии, которая произошла практически в том же месте в 2006 году, и тоже самолет, выполняя рейс при хорошей погоде, тем не менее, при заходе на посадку, правда, рухнул в Черное море, а здесь при взлете. Что это за сложность, в чем она может возникнуть для пилотов, причем для высококлассных пилотов?

- Я думаю, сложности здесь не представляется никакой для экипажа. Потому что просто набор высоты, нет грозовой деятельности, нет каких-то сложных, опасных метеоявлений. Здесь или техническая неисправность какая-то, неполадка, возможно, связанная с отказом двигателей. Что там за топливо заправляли, с этим тоже надо будет разбираться следственным органам. Но в основном, судя по обломкам, по большому разбросу, это что-то произошло именно в полете. За 7 минут самолет мог набрать порядка 3-4 тысяч метров, и оттуда все возможности передать у экипажа были, если бы не было какой-то неожиданной, внезапной ситуации, когда все происходило практически мгновенно, экипаж был лишен возможности передать о сложностях, которые возникли на борту. Поэтому, скорее всего, здесь был какой-то теракт.

- А не могла ли птица попасть в двигатель. Один из экспертов такую версию выдвигает. Это возможно?

- Я думаю, нет. Потому что три двигателя. При попадании одной птицы в этом случае - стаи на такой высоте не летают, для сезонной миграции сейчас не время, дикие утки летают до 3 тысяч метров, но вероятность этого очень маленькая. При этом самолет мгновенно бы не развалился, были бы какие-то трещины, какие-то неисправности, остановились бы двигатели, но электричество было бы на борту, и экипаж обязательно доложил бы об этом на землю, что у них произошло столкновение с птицей. Здесь этого не было.