Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
В мире1 февраля 2016 13:00

«Небесная сотня» Литвы. Кто убил людей у Вильнюсской телебашни?

В прибалтийской стране начали показательное судилище над «советскими военными преступниками»
Александр НОСОВИЧ
Вильнюс. Обстановка у телецентра в январе 1991 года.  Фото Андрея Бабушкина /Фотохроника ТАСС.

Вильнюс. Обстановка у телецентра в январе 1991 года. Фото Андрея Бабушкина /Фотохроника ТАСС.

В ночь на 13 января 1991 года при попытке штурма советскими войсками Вильнюсского телецентра погибли 14 человек. Согласно официальной литовской версии, в их гибели повинны советские военнослужащие. Спустя четверть века, 27 января 2016 года, в Вильнюсе начался судебный процесс по «делу 13 января» - показательное судилище над бывшими советскими военными, участвовавшими в штурме Вильнюсской телебашни. За процессом следит вся Литва, его ход комментируют первые лица страны. Поставлена задача: создать международный правовой прецедент, закрепляющий «преступный» характер Советского Союза и России как его правопреемницы. Осудить хотят 65 человек, в том числе маршала Дмитрия Язова, экс-министра обороны СССР. Говорят и о бывшем президенте СССР Михаиле Горбачеве. Но реально на скамье подсудимых - лишь двое бывших советских военных. Именно над ними будет учинена показательная расправа. Обвинительный приговор российским отставникам Геннадию Иванову и Юрию Мелю, можно сказать, уже вынесен – в Литве законодательно запрещено подвергать сомнению официальную версию событий у Вильнюсской телебашни. Осмеливавшиеся усомниться в виновности советских военных в гибели защитников телецентра в свое время подвергались уголовному преследованию.

НЕУДОБНАЯ ПРАВДА О 13 ЯНВАРЯ

Признание Геннадия Иванова, Юрия Меля и других виновными в военных преступлениях и преступлениях против человечности – это вопрос национальной безопасности Литовской республики. Потому что распространение правды о событиях у телебашни способно, без преувеличений, подорвать основы литовской государственности. А правда заключается в том, что в сторонников независимой Литвы, вышедших защищать телебашню, стреляли снайперы «Саюдиса» - литовского движения за независимость, которое в тот момент подмял под себя литовский политик (по совместительству музыковед) Витаутас Ландсбергис. Эта версия подтверждена самими участниками столкновений, включая лидеров движения за выход Литвы из состава СССР. Сохранилась уголовное дело советской прокуратуры с судебно-медицинской экспертизой, доказывающей гибель людей от пуль снайперов. Живы свидетели, видевшие снайперов в окнах телецентра и на крышах соседних домов.

Литовские власти в 2010 году приняли поправки к Уголовному кодексу, вводящие уголовную ответственность за «отрицание преступлений тоталитарных режимов». Все случаи применения этих поправок на практике – это репрессии против тех, кто посмел усомниться в официальной версии гибели людей у Вильнюсского телецентра.

КОМАНДИР БОЕВЫХ ОТРЯДОВ «САЮДИСА»: «Я ЛИЧНО ПЛАНИРОВАЛ ЭТУ ОПЕРАЦИЮ»

В 1997 году во время стажировки в Британской военной академии бывший командир боевых отрядов «Саюдиса» Аудрюс Буткявичюс заявил журналистам, что 13 января 1991 году в толпу сторонников независимой Литвы, собравшихся у Вильнюсской телебашни, стреляли с крыш окрестных домов его люди. Сообщив это, он нарушил табу.

Сразу по возвращении в Литву Буткявичюс был арестован – следующие три года он провел в тюрьме по обвинению в мошенничестве. Освободившись в 2000 году, экс-министр обороны дал серию интервью газете «Обзор», в котором подтвердил: в людей зимой 91-го в Вильнюсе стреляли по его приказу. «Я прямо скажу – да, я планировал это. Я работал долгое время с профессором Джином Шарпом, который занимался психологической войной (американский политтехнолог - специалист по проведению «цветных революций». - Ред.). И я планировал, как поставить советскую армию в очень неудобную психологическую позицию, чтобы любой офицер стал стыдиться того, что он там находится. Это была психологическая война. В этом конфликте мы не могли выиграть, употребляя силу. Это было ясно. И я старался перетянуть конфликт на другую фазу – на фазу психологической стычки. Я выиграл», - заявил тогда Аудрюс Буткявичюс.

Способный ученик Джина Шарпа подчеркнул, что не испытывает раскаяния за содеянное: «Я не могу оправдать себя перед родными погибших. Но перед историей – да. Я могу сказать другое – эти жертвы нанесли такой сильный удар по двум главным столпам советской власти – по армии и по КГБ – что произошла их компрометация».

Литовские власти предпочли откровения главаря боевых дружин «саюдистов» игнорировать – эпатажный Буткявичюс бросал тень на других лидеров движения за независимость, которых еще много оставалось в литовской элите. В том числе на своего непосредственного начальника – Витаутаса Ландсбергиса. Эти люди гордятся, что в своей маленькой борьбе они переиграли Советский Союз. Но не говорят о цене этой победы. Не говорят об убийствах.

«КОРАБЛЬ ДУРАКОВ» НЕ ТОНЕТ...

Впрочем, за них говорят другие. В 2003 году один из бывших лидеров «Саюдиса» - писатель Витаутас Петкявичюс – опубликовал книгу под названием «Корабль дураков», которая представляла собой едкую сатиру на литовский политический класс. В своих мемуарах Петкявичюс высмеял и «Саюдис», и борьбу за независимость, и своих соратников, да и самого себя. В главе о роковых событиях января 91-го года, когда союзный Центр пытался силой вернуть себе контроль над Литовской ССР, Петкявичюс пишет о снайперах в здании Вильнюсского телецентра. «На совести Ландсбергиса и. Буткявичюса жертвы ночи 13 января, поскольку один придумал, а по приказу другого несколько пограничников были переодеты и запущены на телебашню. Это они сверху вниз стреляли в толпу. Я это своими глазами видел, когда возле моих ног рикошетом от асфальта отскакивали пули», - пишет Петкявичюс.

По воспоминаниям активиста «Саюдиса», в 1993 году все 18 пограничников пришли к нему в Сейм с жалобой на то, что их вычеркнули из списков участников событий 13 января. «Они рассказали, что их начальник Чеснулявичюс с пистолетом в руке поставил всех их к стенке и заявил, что, если они хоть одним словом проговорятся, что были на башне, – с ними будет покончено», - пишет Петкявичюс.

Лидер «Саюдиса» Витаутас Ландсбергис, уже добившийся к тому времени статуса «отца нации», подал на Петкявичюса в суд по обвинению в клевете. Судебные разбирательства продолжались долго, вплоть до смерти писателя в 2008 году. Но и тогда Ландсбергис не успокоился - он потребовал возмещения ущерба за прозвучавшие в «Корабле дураков» разоблачения от… детей Петкявичюса! И в 2011 году Верховный суд Литвы признал наследников писателя виновными в оскорблении чести и достоинства «отца литовской демократии».

ЗА ФРАЗУ «СВОИ СТРЕЛЯЛИ В СВОИХ» - ПОД СУД!

В 2011 году лидер Социалистического фронта Литвы Альгирдас Палецкис бросил в эфире литовской радиостанции следующую фразу: «А что было 13 января, значит, у башни? Сейчас выясняется, что свои стреляли в своих». За эту фразу против политика сразу же было возбуждено уголовное дело. В соответствии с только что принятыми поправками к Уголовному кодексу за «отрицание преступлений тоталитарных режимов» Палецкису грозило пять лет тюрьмы.

«Дело Палецкиса» привлекло к себе всеобщее внимание в Литве и за ее пределами. В первую очередь – незаурядной личностью обвиняемого. В прошлом вице-мэр Вильнюса и перспективный дипломат, сын европарламентария Юстаса Палецкиса и внук первого председателя президиума Верховного совета Литовской ССР Альгирдас Палецкис бросил вызов основам основ Литовской республики. Он не побоялся повторить свои слова, что считать виновными в убийстве людей у Вильнюсской телебашни нужно снайперов «Саюдиса», и взялся доказать свою правоту в суде. В качестве свидетелей Палецкисом были вызваны в суд 14 человек, ставших очевидцами событий 13 января. Двое из них подтвердили, что видели снайперов и не видели, чтобы советские солдаты стреляли в толпу. Против этих свидетелей литовская прокуратура возбудила уголовное дело о даче ложных показаний. Впоследствии они были оправданы, но мощный административный пресс, под который они попали, сильно поубавил желание других очевидцев высказываться в поддержку Палецкиса.

Под давлением международного сообщества и правозащитников Палецкис избежал тюремного срока и отделался лишь штрафом. Из перспективного молодого политика он превратился в изгоя: президент Литвы Даля Грибаускайте (в свое время окончившая Академию общественных наук при ЦК КПСС) лишила Палецкиса госнаград, полученных за дипломатическую деятельность.

В 2013 году в Литве был запрещен Первый балтийский канал – ретранслятор программ Первого канала в Прибалтике. Причина все та же – «неправильная» трактовка событий у Вильнюсской телебашни. В программе «Человек и закон» был показан сюжет о 13 января, в котором очевидцы рассказывали, что видели снайперов. Через день ПБК был отключен от эфира. Восстановить вещание удалось лишь через несколько месяцев. Но программа «Человек и закон» в Литве с тех пор запрещена навсегда.

ЛОЖЬ В РЕЖИМЕ ОНЛАЙН

«Мы ощущаем связь единства и с украинским народом, представителей которого мы видим и сегодня в этом зале. Точно так же и Литва в судьбоносные дни января ощущала мощную поддержку международной общественности, которую мы всегда будем вспоминать с большой благодарностью. Судя по своему опыту, я могу заверить людей Украины в том, что их борьба за свободу создания открытого, европейского государства увенчается победой», – заявила президент Литвы Даля Грибаускайте, выступая на торжественном заседании Сейма, посвященном 25-летию событий 13 января 1991 года.

Казалось бы, где столкновения у Вильнюсской телебашни, и где Украина? На самом деле, связь очевидна. Слова Дали Грибаускайте – доказательство того, что и в Литве видят параллели между «делом 13 января» и расстрелом «Небесной сотни». И у вильнюсского телецентра в 91-м году, и в районе киевского Майдана в ключевой момент схватки за власть начинали работать снайперы. Их выстрелы оба раза обеспечивали итоговую победу, замазывая кровью законное правительство и правоохранительные органы.

При этом с украинским «делом снайперов» история выходит такая же темная, как с литовским «делом 13 января». Версии о причастности к убийству людей в центре Киева президента Виктора Януковича или российского ФСБ развалились в исторически рекордные сроки. Прошлой осенью украинская Генпрокуратура уже провела обыски по обвинению в расстреле «Небесной сотни» у лидеров ультраправой партии «Свобода».

Украинская власть в связи с «делом снайперов» находится в крайне затруднительном положении: она же не может признать, что в своих стреляли свои. Вся мифология «революции достоинства» строится на светлом образе «Небесной сотни», погибшей от рук тиранов в борьбе за «вильну Украину».

Поэтому к ним и пришел этот «месседж» от литовских союзников: учитесь у нас, ведь тутс тоже все построено на лжи, защищайте свою национальную мифологию так же агрессивно, как и мы, никому не позволяя докопаться до сути. Не нужно правды, не нужно настоящего расследования – устройте из суда пропагандистское шоу!

Как именно это нужно делать, в Литве теперь показывают чуть ли не в режиме онлайн.

Александр НОСОВИЧ