Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество17 января 2016 17:09

Тайна перевала Дятлова: Куда исчез сын Семена Золотарева?

Корреспонденты «КП» продолжают изучать личность одного из погибших туристов
Одна из последних фотографий Семена Золотарева

Одна из последних фотографий Семена Золотарева

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

Напомним, зимой 1959 года в горах Северного Урала пропали девять туристов, ушедших в поход под руководством Игоря Дятлова. Через месяц спасатели обнаружили их разрезанную палатку. А в радиусе полутора километров от нее - пять замерзших тел. Трупы остальных нашли только в мае. Почти все туристы были разутые и полураздетые. У некоторых - смертельные травмы. До сих пор не разгадано, почему ребята убежали на лютый мороз и на свою погибель.

Вокруг этой истории немало загадок. Например, некоторым исследователям не дает покоя личность самого старшего участника группы Семена Золотарева. На момент гибели ему было 38 лет, он прошел всю войну, после окончил Минский физкультурный институт и по распределению уехал работать в Пятигорск.

ВМЕСТО ГРОДНО В ПЯТИГОРСК

Правда, распределение происходило достаточно странно. Исходя из знаний и навыков студента Золотарева, институтское начальство, вопреки желанию Семена поехать в Пятигорск, рекомендовало белорусскому комитету по физкультуре направить его в город Гродно, на должность начальника одного из отделов местного спорткомитета.

- Если бы он отправился в Гродно, то ему подчинялись бы все учителя физкультуры этого города, - рассказывает исследователь Сергей Чуйко, который несколько месяцев специально для «КП» изучал минский период биографии Семена Золотарева. – К тому же это была прекрасная возможность сделать карьеру. Комитет подтвердил предложение института. Есть официальная бумага, где напротив фамилии Золотарев прописан город Гродно.

Но Семен до Гродно так и не добрался, с сентября 1950 года он числится преподавателем физкультуры в Пятигорском педагогическом институте. Об этом мы писали ранее.

- Может быть, причиной тому послужила одна странная правительственная телеграмма, которую я обнаружил в Национальном архиве Беларуси, - поясняет Сергей Чуйко. – Она адресована тогдашнему председателю республиканского комитета по физкультуре Коноплину. В ней такой текст: «Придавая большое значение правильному распределению выпускников, обязываю вас принять непосредственное участие в распределении» и т.д. Подпись: Иванов. Есть мнение, что таким псевдонимом подписывался сам Сталин.

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

- Но какой вывод можно сделать из этого послания?

- Если Семен имел какое-то отношение к спецслужбам, то мог через самые высокие инстанции вытребовать себе нужное распределение.

Разумеется, мы проверили эту телеграмму в федеральных архивах. Оказалось, что к Сталину она не имеет никакого отношения. К тому же, по словам историков, Ивановым вождь подписывался исключительно в годы войны. А после 1950 года псевдоним вождя был - Филиппов.

«ОТНОШЕНИЕ КО МНЕ ВРАЖДЕБНОЕ»

Как бы то ни было, Золотарев приехал в Пятигорск. В сентябре 1950 года он начал работать в педагогическом институте. С декабря этого же года руководство объявляет ему строгий выговор за срыв занятий и уже в конце января 1951 года Семен устраивается на должность преподавателя физкультуры в Пятигорский медицинский (ныне фармацевтический) институт.Судя по тем документам, которые нам удалось добыть, трудился Семен с переменным успехом: то благодарность, то выговор. В характеристиках, запрашиваемых военкоматом, руководство вуза пишет следующее: «Золотарев работает не совсем добросовестно. Со студентами бывает груб и нетактичен. Нарушает трудовую дисциплину».

Выговор

Выговор

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

Характеристика

Характеристика

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

Летом 1954 года директор института издает приказ – «освободить Золотарева Семена Алексеевича от занимаемой должности».

«Отношение дирекции ко мне совершенно враждебное, - написал прямо на приказе Золотарев. – Одна цель: вытеснить меня из института. Буду обжаловать».

Приказ

Приказ

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

Чем закончилось дело с обжалованием, нам неведомо. Но в 1954 году Семен Золотарев устраивается работать учителем физкультуры для девочек в школу № 18 поселка (ныне города) Лермонтов.

ЕГО ЗВАЛИ КЕФИРЧИК

Бывшие ученики той школы хорошо помнят учителя Семена Алексеевича. Говорят, что был он высокий, стройный, красивый. Старшеклассницы на него заглядывались. Прозвище у физрука было Кефирчик.

- Он нам всегда говорил: мальчишки, пейте кефир, в нем наше мужское здоровье, - вспоминает 71-летний Василий Дроботов. – Он, говорили, практически ничего не ел. Ежедневно только кефир и одно сырое яйцо. Еще Семен часто в походы школьников водил. И летом, и зимой.

Подпись - Коллектив школы 18, в центре первого ряда сидит Семен Золотарев

Подпись - Коллектив школы 18, в центре первого ряда сидит Семен Золотарев

- Вы не помните, были ли у него татуировки?

- Он всегда ходил в закрытом спортивном костюме, я не видел.

Еще Василий Дроботов вспоминает, что, когда начался 1958-1959-ый учебный год, то Золотарев еще работал в школе. А во втором полугодии куда-то исчез.

- Мы никому из учителей вопросов не задавали, нам и дела не было до физрука, - говорит Дроботов. – А потом вдруг по школе поползли слухи. Один нелепее другого. Якобы он повел группу, она сбилась с маршрута, попали на полигон, где проводилось бомбометание, и все погибли. Вторая версия была такая. Он повел группу в горы, они остановились на ночлег в святом для аборигенов месте. И эти нелюди туристов и растерзали. В последние годы, когда поднялась такая шумиха вокруг перевала Дятлова, я решил спросить о Золотареве бывшего директора школы Крикунова Виктора Павловича.

- Виктора Павловича уже нет в живых?

- Он умер в феврале 2015 года. Наш с ним разговор состоялся незадолго до его смерти. Так вот, он мне сказал, что в начале 1959 года Золотарев хотел взять отпуск без содержания. Но Крикунов его не отпустил. Мол, середина учебного года – куда ты собрался?! Но Семен Алексеевич настаивал на своем. Тогда директор ему сказал: увольняйся. Тот написал заявление и уехал. Но напоследок сказал ребятам, которых водил в походы: у меня будет такое интересное путешествие, приеду – такого вам порасскажу. Но не дождались его больше в Лермонтове.

ШПИОНСКИЕ СТРАСТИ

Есть мнение, что Семен Золотарев мог быть тайным агентом КГБ. Слишком уж подозрительным кажется иным исследователям его проживание в Лермонтове именно в то время, когда там вовсю велась разработка урановых рудников. Мы спросили об этом у местного жителя Павла Архиповича Зиновьева. В 1950-х годах он тоже был учеником школы № 18 и хорошо помнит физрука Семена Алексеевича.

Золотарев - фото из последнего похода

Золотарев - фото из последнего похода

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

- Поселок был закрытым, - рассказывает Павел Архипович. – Даже мы, школьники, через КПП проходили по пропускам. Помню такой случай. В детстве мы шли купаться на речку Гремучку. И вдруг увидели на берегу шалаш. Мой брат подошел к нему, заглянул внутрь, а там иностранный фонарик, какие-то таблетки и нож. Брат взял нож, и в это время на него напал некий мужик. Брат еле отбился, прибежал к нам. Рассказывает, а у самого руки трясутся от страха. Мы кинулись к шалашу толпой и увидели, как в противоположную сторону убегает мужчина. Мы сообщили обо всем взрослым. Милиция нас много допрашивала. Выяснилось, что это был шпион. Их в то время вокруг рудников много лазило. Я вполне допускаю, что Золотарев мог быть в Лермонтове в качестве наблюдателя от органов госбезопасности.

И еще один странный момент. Он поначалу жил в бараке, а потом вдруг получил благоустроенную квартиру. В те годы это было очень сложно. Жильем обеспечивали в первую очередь тех, кто был связан с добычей урановой руды или трудился на ее переработке. А уж педагоги - никогда первоочередниками не были. Тем более одинокие, несемейные, как Золотарев.

- Он не был женат?

- Со слов того же Виктора Павловича Крикунова, он жил здесь гражданским браком с одной женщиной. И у них был сын.

- А где сейчас сын?

- Этого я не знаю. Виктор Павлович только говорил, что она, женщина Золотарева, почему-то ребенка от отца прятала.

Павел Зиновьев и Василий Дроботов лично знали учителя физкультуры Семена Золотарева

Павел Зиновьев и Василий Дроботов лично знали учителя физкультуры Семена Золотарева

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

СДАЛА В ДЕТДОМ

Учительница начальных классов Антонина Александровна Захарова работала в той же школе, что и Золотарев. Женщина помнит о нем не так уж много. Высокий, стройный, подтянутый. Ходил всегда в одном и том же спортивном костюме синего цвета с отложным воротничком. Прямые волосы были аккуратно уложены, небольшие залысины.

- Усы? Нет усов не было, - рассказывает Антонина Александровна. – Всегда спокойный, уравновешенный. Но я знала его гражданскую жену. Она работала в местном отделении госстраха. Каждый месяц я платила ей взносы. Она была красавицей. Хорошо помню кольцо на ее пальце. Оно было с крышечкой, а под крышечкой – миниатюрные часики.

- Говорят, у них был сын?

- Мальчик, да. Я помню, как они с коляской гуляли. Когда Семен погиб, ребенок вдруг исчез. Кто-то спросил ее о сыне, она сказала, что отдала его кубанским родственникам Семена.

Странное дело, но еще три года назад родственники Золотарева, что живут на Кубани, сказали нам, что мальчика Сашу гражданская жена Семена сдала в детдом. И как они ни пытались его искать, ничего не получилось.

Если же вам, уважаемые читатели, что-либо известно о судьбе мальчика Саши (возможно, его фамилия была Золотарев), просим сообщить нам по адресам: konata@kp.ru, vars@kp.ru.