Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Спорт14 января 2016 10:20

Как Леонид Жаботинский перехитрил Юрия Власова

"КП" вспоминает легендарный эпизод биографии спортсмена, о смерти которого стало известно сегодня, 14 января [видео]
Леонид КОСТЕНКО
Леонид Жаботинский на Чемпионате Европы 1968 года.

Леонид Жаботинский на Чемпионате Европы 1968 года.

Фото: РИА Новости

«Город Запорожье понес невосполнимую утрату. Сегодня, 14 января, на 78 году ушел из жизни двукратный олимпийский чемпион (1964, 1968) по тяжёлой атлетике, чемпион мира (1964—1966, 1968), чемпион Европы (1966, 1968), пятикратный чемпион СССР (в 1964—1969), заслуженный мастер спорта СССР Леонид Иванович Жаботинский».

Леонид Жаботинский за свою яркую карьеру дважды в 1964 и 1968 становился олимпийским чемпионом, четыре раза был чемпионом мира, установив в общей сложности 19 мировых рекордов.

Олимпийский чемпион по тяжелой атлетике Леонид Жаботинский, 1967 год.

Олимпийский чемпион по тяжелой атлетике Леонид Жаботинский, 1967 год.

Фото: РИА Новости

В последние годы Жаботинский жил в Запорожье, где еще в 1979 году была открыта спортивная детско-юношеская школа по тяжелой атлетике, носящая его имя. Там же ежегодно проходят и турниры турниры на приз Леонида Жаботинского.

Это уже стало легендой. Но болельщики со стажем еще помнят великолепную дуэль двух наших великих тяжеловесов - Власова и Жаботинского. Вот как описывал ее «Советский спорт». (Приводим с сокращениями).

Про это противостояние в 1960-е года трубил весь мир! Власов против Жаботинского! Жаботинский против Власова! Два советско-украинских богатыря сошлись на одном помосте во время Олимпиады-1964 в Токио. И по мнению многих очевидцев, именно борьба этих двух тяжеловесов стала событием номер один на Играх в столице Японии

Основным соперником на той Олимпиаде 1964 года у Жаботинского был его соотечественник, уроженец Харькова Юрий Власов. Японские газеты тогда захлёбывались от восторгов: «Если кто-то не видел поединка Власова и Жаботинского, то не видел Олимпиады». Так что же такого интересного произошло в том противостоянии?

Юрий Власов в 1959-ом стремительно ворвался в тяжёлоатлетическую элиту, перекрыв тем самым дорогу знаменитому на то время Алексею Медведеву, первому советскому тяжеловесу, ставшему чемпионом мира. Партнёры по сборной проявляли ревность к его успехам, а чиновники, глубоко презираемые спортсменом, отвечали ему тем же. Все они только и выжидали удобного момента для травли неугодного им строптивца. Но Власов таких поводов своих недругам не предоставлял и штамповал победу за победой, рекорд за рекордом. А победителей, как известно, не судят. К токийской Олимпиаде 1964 года успехи Юрия, скажем так, набили всем оскомину и изрядно поднадоели. Ведь на чемпионатах Мира и Европы, а также Олимпийских играх в Риме-1960 ему не было равных. Впрочем, как и во всех внутренних соревнованиях, в которых Власов принимал участие. На Олимпиаду в Японию Юрий приехал в качестве непререкаемого фаворита. И выиграл бы её, не сомневайтесь. Быть бы Власову двукратным олимпийским чемпионом, если бы не Леонид Жаботинский.

Арнольд Шварцнеггер (слева), который с детства был фанатом Жаботинского (справа), однажды поднял с ним штангу и сказал своему кумиру: «Леонид, с самого детства я за тебя болел. Даже во время токийской Олимпиады, хотя там выступали Шемански и Губнер...»

Арнольд Шварцнеггер (слева), который с детства был фанатом Жаботинского (справа), однажды поднял с ним штангу и сказал своему кумиру: «Леонид, с самого детства я за тебя болел. Даже во время токийской Олимпиады, хотя там выступали Шемански и Губнер...»

Фото: семейный архив.

К токийской Олимпиаде Жаботинского готовил Алексей Медведев. Да, да. Тот самый. Сброшенный Власовым с пьедестала в 1959-ом. Нужно ли говорить, как горел желанием бывший чемпион проделать со своим обидчиком то же самое. И если не лично, то руками своего подопечного. Медведев детально изучал Власова. Его характер и привычки, его тренировки. Только так, зная сильные и слабые стороны соперника, и можно было свергнуть короля с престола. Того же жаждал и Жаботинский, подававший большие надежды в тяжёлой атлетике. Оба эти человека шли в одной «связке». Тренер и спортсмен тщательно разработали план достижения своей общей победы и неукоснительно его придерживались.

Многие исследователи противостояния Власов - Жаботинский сходятся во мнении, что последний в Токио вёл себя заносчиво, буквально на грани грубости. Мол, приходил наглый Леонид безо всякого зазрения совести на тренировки к Юрию, садился и буравил насмешливым взглядом своего соперника.

Напомним, что в те времена победителя в соревнованиях по тяжёлой атлетике определяли по сумме троеборья – жиме, толчке и рывке. Позже жим отменили. А пока, вернёмся в переполненный тяжёлоатлетический зал «Сибайя» на Олимпийские игры 1964 года в Токио. Претендентов на победу в самом престижном тяжёлом весе было четверо. Сорокалетний (!) американец Норберт Шемански и его совсем молоденький соотечественник Гэри Губнер хоть и напрягали всю мышечную массу своих атлетических тел – против советских богатырей им было противостоять тяжеловато. А вот между Власовым и Жаботинским развернулась захватывающая борьба.

И те, кому посчастливилось всё же увидеть бой между Власовым и Жаботинским – не пожалели. Американцы начали соревнования неважно. Губнер выжимает175 килограммов, более опытный Шемански – 180...

Жаботинский со второй попытки зафиксировал над головой 187 с половиной кг, а Власов, тот вообще с этого веса только начал! Закончил же фаворит упражнение с новым мировым рекордом – 197,5! Так что, Америка, накось, выкуси! Знай наших! А они продолжали борьбу между собой.

У Жаботинского собственный вес 154,4 кг против 136,4 у Власова. Это значило, что отыгрывать Леониду нужно не десять кило, а на два с половиной больше. Ничего, это не смертельно. А далее был рывок (если кто забыл – упражнение такое из троеборья в тяжёлой атлетике), и непонятная возня чемпиона среди чемпионов с весом 162 с половиной килограмма. Четвёртый, уже дополнительный, подход в рывке на токийской Олимпиаде, в котором он установил мировой рекорд –172,5 кг?..

1964 год. Советские тяжелоатлеты Юрий Власов, Леонид Жаботинский и американец Норберт Шеманский (слева направо) во время вручения наград на XVIII Олимпийских играх в Токио.

1964 год. Советские тяжелоатлеты Юрий Власов, Леонид Жаботинский и американец Норберт Шеманский (слева направо) во время вручения наград на XVIII Олимпийских играх в Токио.

Фото: РИА Новости

«Перед последним упражнением они стояли за сценой, два соперника из одной команды. Все видели, что Власов на голову сильнее. Потерявший нахрап, смиренный Жаботинский предложил расписать очки: "Сделаем по одному подходу на 200 для зачета — и финиш!". Так ведут себя те, кто сломлен. И Власов окончательно решил: соперник сдался, треснул. Ответил отказом: это его последнее выступление, и он будет клепать все по плану. Он уже накрыл два рекорда — может, поддастся и этот, толчковый. Жаботинский изменил свой начальный подход с 205 на 200 кг. Власов принял это как окончательный отказ от борьбы...». Более красочно, чем Сарычев в статье «Ход Жаботинского» то противостояние перед наступлением мировой спортивной сенсации и не опишешь. Жаботинский, кстати, не тех соревнованиях действительно сделал феноменальный ход. «Всем своим видом я демонстрировал, что отказываюсь от борьбы за „золото“ и даже снизил начальный вес. Власов, почувствовав себя хозяином помоста, ринулся покорять рекорды и… срезался» - так немного погодя комментировал ход борьбы сам Леонид Иванович. Его соперник сначала толкает 205, потом –210 кг. С этим результатом Власов уже чемпион. Двукратный олимпийский. Наверняка 28-летний мужчина в полном расцвете сил видел себя на высшей ступеньке пьедестала, а на своей шее очередную «золотую» медаль.

Тем временем вес штанги был установлен выше мирового рекорда - 217,5 кг. Жаботинский в своём втором подходе еле отрывает такой вес от пола. Ещё бы. Ведь ни на соревнованиях, да и по сведениям знающих людей, ни на тренировках он к нему и близко не приближался. А Власов в своей последней попытке решил покорить очередной рекорд. Но неудачно. Ничего. Всё равно – он чемпион! «Я уходил с помоста опустошенный борьбой, немного раздосадованный, но, в общем, довольный. Навстречу поднимался Жаботинский. И потом случилось то, чего я не ожидал. Он взял вес, который сразу вывел его на первое место. Откуда эта перемена? Откуда этот взрыв силы?.. Как я проглядел эту перемену? Однако у меня уже не было подходов для ответа» - писал потом сам Власов. Его объегорили, как пацана. Он попался на собственном самолюбии. Ведь Леонид Иванович специально провалил свой второй подход, показывая сопернику мнимую слабость. «Остается дежурная попытка Жаботинского — теперь уже последняя. Для Власова — чистейшей воды авантюра. Жаботинский с рычанием сбрасывает плед. Власов видел, как он переглянулся с Медведевым, как рванулся к лестнице — всего пять ступенек на сцену. Что-то в его жестах, поведении насторожило. Власов с тревогой впился взглядом в штангу. Она у него на груди! Он встает! Штанга на вытянутых руках!! И крик Медведева: «Он же олимпийский чемпион!»…»

Пьедестал олимпийского Токио, 1964 год.

Пьедестал олимпийского Токио, 1964 год.

Фото: РИА Новости

А какой сумасшедший резонанс имело это событие! Многолетний чемпион, позиции которого казались незыблемыми, как скала, в одночасье рухнул с Олимпа, чтобы на него никогда не возвратиться. «Два сильнейших человека России - Никита Хрущёв и Юрий Власов — пали почти в один день» - писала одна из японских газет. 14 октября 1964 года, за четыре дня до вышеизложенных событий, власть в Советском Союзе поменялась. И возомнившего себя всесильным Хрущёва сменил на её вершине весельчак и балагур Брежнев. Ну, прямо как в случае с Власовым и Жаботинским. Причём один в один. Правда, новый чемпион не стал таким популярным в народе, как его знаменитый предшественник, штамповавший рекорд за рекордом. И всё же Жаботинский превзошёл достижения Власова в одном, но важном аспекте. На Олимпиаде-1968 в Мехико ему не было равных, и он стал двукратным чемпионом Игр. Правда, впервые в истории Олимпиад победитель показал результат, уступающий по килограммам его предыдущей виктории в Токио-64 (572 кг против 577,5). Но данный факт никоим образом не омрачит радости триумфатора.