Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+9°
Boom metrics
Общество2 сентября 2015 13:25

Девять кругов фасАДА

"Комсомолка" вспомнила места в Петербурге, где по-прежнему живет нечистая сила [фото]
Дьявол кроется в деталях

Дьявол кроется в деталях

Фото: Тимур ХАНОВ

Чтобы низвергнуть на землю во второй раз Мефистотеля легиона ангелов не понадобилось, рабочему хватило лома, против которого у барельефа демона не оказалось приема. Пока полиция ищет того, кому мятежный дух не давал жить, корреспонденты "КП", осмотрев фасады домов в Петербурге, убедились, что дьявол по-прежнему кроется в деталях. И не только он. На барельефах зданий Северной столицы кто только не живет: от гомункулов до мертвых голов.

Автор текста - Алексей Мавлиев, фото - Александра Глуза и Тимура Ханова, коллажи - Анатолий Зайончковский

Адрес - Садовая 55-57, построен в 1906 году

Адрес - Садовая 55-57, построен в 1906 году

Фото: Тимур ХАНОВ

Если бы граф Дракула искал себе место, где остановиться в Петербурге, то лучше дома городских учреждений убежища бы себе не сыскал. Его дальние родственники - летучие мыши, конечно, каменные, уже облюбовали там двор, куда солнечные лучи почти не попадают. На фронтоне сказочного дома, выстроенного Лишневским, живут совы, а фасад улеплен гомункулами.

- Не было тогда никакой цензуры, только внутренняя дисциплина архитектора, - говорит историк архитектуры и искусствовед Борис Кириков.

И с этим трудно поспорить. Дом на перекрестке Садовой и Вознесенского Александр Лишневский построил по заказу города, на деньги казны. А проект одобрил император Николай Второй, позже признанный святым.

Адрес - Каменоостровский 1-3, построен в 1904 году

Адрес - Каменоостровский 1-3, построен в 1904 году

Фото: Александр ГЛУЗ

Это была первая серьезная работа архитектора Федора Лидваля, будущего автора Толстовского дома на Фонтанке и соавтора "Астории". На Петроградской стороне он по заказу матери возводит доходный дом в холодном стиле северных широт. Неотесанные фасады здания населенны лесной живностью: филины, рыси на колоннах, ворон на каменной ели, грибы... Есть на одном барельефе даже юноша на фоне солнца, которого позже потомки сравнят с Зигфридом.

Что касается нечистой силы, то разглядеть дьявола в деталях можно на решетках балкона. Они на поверку оказываются паутиной. Кого символизирует чугунный паук, решать прохожим: молчаливых обитателей вечности, о которой переживал Свидригайлов, или по-утилитарному - защитные амулеты от комаров.

Адрес - Каменоостровский 1-3, построен в 1904 году

Адрес - 5-ая линия В.О., построен в 1862 году.

Адрес - 5-ая линия В.О., построен в 1862 году.

Фото: Александр ГЛУЗ

Это не северный модерн, эклектика. И тем необъяснимей присутствие чертей в гексаграммах над балконами здания. Этнограф Валерий Дымщиц разглядел в них еврейскую нечисть. Сам автор дома на Васильевском острове Иосиф Маевский, увы, подсказок не оставил. В Петербурге он построил всего три дома, в отличие от своего именитого однофамильца Карла Маевского, основательно застроившего город тюрьмами, церквями и полицейскими управами.

В доме с чертями в 1880-1884 жил русский живописец Иван Шишкин, а летом 1914 года - поэт Николай Гумилев.

Адрес - Литейный, 47. Дата постройки - начала XIX века, в 1911-13 годах перестроен Александром Лишневским.

Адрес - Литейный, 47. Дата постройки - начала XIX века, в 1911-13 годах перестроен Александром Лишневским.

Фото: Тимур ХАНОВ

Иногда голова мертвого быка - это просто голова мертвого быка. Букраний, от греческого - череп быка, часто употребляемый орнамент в классической архитектуре. Впервые появился в дорическом ордене, вторую жизнь, если так можно говорить о черепах, обрел в ренессансе. Кроме голов скота на фасаде дома на Литейном можно отыскать барельефы кентавров, античные маски и медузу Горгону.

Адрес - Каменоостровский, 32. Построен в 1900 году

Адрес - Каменоостровский, 32. Построен в 1900 году

Фото: Александр ГЛУЗ

По фасаду вьются орнаменты каменных зарослей, а под балконом спрятался бородатый мужчина. Вряд ли дьявол, но взгляд у него безумный.

- Дома принято было украшать масками, - говорит Борис Кириков. - В эпоху барокко, классицизма - маскароны обязательны. Иногда это античные персонажи, божества. Есть ли у них смысл? А в чем может быть смысл, например, смысл медузы Горгоны? Что она должна делать? Защищать дом? Отпугивать? В основном, маскароны несут декоративную функцию. Хотя семантическая нагрузка, тоже была.

Адрес - площадь Островского, 5. Год постройки - 1879.

Адрес - площадь Островского, 5. Год постройки - 1879.

Фото: Тимур ХАНОВ

Не только античные и библейские персонажи проживают на фасадах Петербурга. Нашлось место в самом европейской городе России и для русской самобытности, причем в самом центре. Рядом с Александрийским театром архитектор Николай Басин во второй половине XIX века воздвиг лубочный дом: на окнах - резные "полотенца", на фасаде каменные кокошники, а на стенах - гнездятся огромные птицы. Увы,  ни к жар-птицам,  ни к заграничным родственникам Фениксам, отношения они не имеют.  Это пернатые, сошедшие с орнаментов русских рукописных книг XIII-XIV веков.

Адрес - Апраксин переулок, 4. Построен в 1862 году, перестроен в 1912.

Адрес - Апраксин переулок, 4. Построен в 1862 году, перестроен в 1912.

Фото: Тимур ХАНОВ

И вновь творение архитектора Александра Лишневского. Перестраивая доходный дом в Апраксином переулке, гений украсил фасад масками мужчины с египетской бородой, а на балконы усадил младенцев, оседлавших козлов с крыльями. Детские шалости ли это или всадники апокалипсиса, решать, как обычно, прохожим. Подсказок архитектор не оставил.

Адрес - Литейный, 21. Год постройки - начало XIX века,  перестроен в 1877 году

Адрес - Литейный, 21. Год постройки - начало XIX века, перестроен в 1877 году

Фото: Тимур ХАНОВ

Модернизируя дом на Литейной, архитектор Юлий Дютель, превратил его в небольшой дворец, под стать сказочной принцессе. По фасаду гуляют павлины, сверху вниз взирают на прохожих грифоны и даже драконы, сжимая в лапах щиты. В двадцатом веке в доме жил Самуил Маршак.

Адрес - Жуковского, 47. Дата постройки - 1858, перестроен в 1901 году.

Адрес - Жуковского, 47. Дата постройки - 1858, перестроен в 1901 году.

Фото: Тимур ХАНОВ

Вполне себе обычный петербургский дом: желтого цвета, на нем растительный орнамент... Выделяются, пожалуй, только летающие крокодилы,  скрестившие пасти под крышей. Их оставил на фасаде архитектор Александр фон Гоген, перестраивавший здание в 1901 году. Как настоящий моддернист, объяснять свой замысел, он не стал. Искусствоведы, впрочем, считают, что никакие это не крылатые крокодилы,  а драконы.  Пусть так и будет.