Премия Рунета-2020
Калининград
+5°
Boom metrics
Звезды17 сентября 2014 11:17

Заслуженная артистка России Ирина Пегова: «Не понимаю, за что можно ругать Платонова»

Мы поговорили с исполнительницей главной роли спектакля «Рассказ о счастливой Москве», который театр «Табакерка» представил в Калининграде
Свою героиню Ирина Пегова играет уже 7 лет, и только перед гастролями в Калининграде состригла знаменитые косы.

Свою героиню Ирина Пегова играет уже 7 лет, и только перед гастролями в Калининграде состригла знаменитые косы.

- Для многих зрителей стало неожиданностью - увидеть вас с короткой стрижкой. В зале даже шептались, мол, а вот эта лидирующая актриса точно - Пегова? Где ваши косы?

- Так бывает…

- Это связано со съемками, с новой ролью?

- Скорее это - желание. Причем, так кардинально я подстриглась впервые.

- Режиссер, художник спектакля о Москве Честновой использовали два цвета - серый и красный. Вам в красном очень хорошо. Носите ли вы в обычной жизни этот цвет?

- (Задумалась). Даже до красных губ очень редко доходит.

- О вас часто пишут, что вы худеете по каким-то диетам, методикам. Вы нашли для себя самый эффективный путь снижения веса?

- В моем случае самый эффективный метод - заклеить себе рот (смеется). Перепробовав многое, могу сказать одно - нужно принять себя такой, какая ты есть, полюбить себя. И просто следить за тем, что ты ешь.

- Про спектакль. Он интересно устроен. Каждый актер играет не только конкретную роль, но и произносит текст от автора. Режиссер сохранил платоновский язык. Очень непростой язык. Как сложно было работать с этим текстом, запоминать его?

- Платонов является одним из любимых мною авторов. У меня нет сложностей в восприятии его текстов. Но сложность была лишь в том, что за месяц до премьеры режиссер Миндаугас Карбаускис поменял актрису, предложил роль Москвы мне. С одной стороны, я была очень рада этому предложению - потому что Платонов, потому что Карбаускис, все мое, любимое. Но вот за месяц освоить эту роль, текст - да, это было трудно. Но, повторю, для меня язык Платонова - это органичное явление, я с ним легко переплетаюсь.

- Роман о счастливой Москве Платонова до сих пор является предметом острых дискуссий среди филологов, литераторов. Одни считают, что это - вершина его творчества, другие, напротив, обвиняют Платонова в излишней увлеченности сарказмом, дескать, здесь он очень сильно выдал свою нелюбовь к человеку. Насколько для вас это произведение однозначно?

- Я не понимаю, за что можно ругать Платонова. Правда! Лично я его не читаю, я его смакую. К этому роману Платонова я постоянно возвращаюсь. Раз в год, раз в два года - но я его перелистываю, и все время нахожу что-то новое. И каждый раз, соприкасаясь с текстом, думаю: вот как нужно сделать в этой сцене! Платонов же здесь вот про что говорит! Вообще же этот роман, на мой взгляд, об эгоизме. Воплощением этого эго является Москва Честнова.

- Вам близка, понятна эта героиня?

- Москва для меня - это чистой воды эго. Это хорошо? Нет, в жизни это ни есть хорошо.

- Москву Честнову вы играете уже 7 лет. Как сильно изменилась ваша героиня?

- Меняюсь я - меняется Москва. Думаю она стала более опытнее, взрослее.

- Вы давно знакомы с режиссером Миндаугасом Карбаускисом?

- Мы учились вместе на одном курсе. Совместных работ много.

- Какой это режиссер?

- Любимый. Я ему бесконечно доверяю. Бывают формы репетиций тяжелые, да. Но я это принимаю, потому что знаю, что это нужно не просто так, что будет результат. Я не знаю, как выглядит спектакль о Москве со стороны - плохой он, хороший, я же не видела его. Но все равно, этот спектакль я не устаю играть, я могу играть его еще и еще. В «Табакерке» он играется в подвале, его смотрят всего 100 зрителей. Совершенно другие ощущения! В Калининграде же, вы сами видели, огромный зал, 500 человек. Другой спектакль получился.

- Вы, наверное, знаете, что калининградцы увидели два спектакля Миндаугаса. Второй - это «Кант». Знакомы ли вы с этой работой?

- Я являюсь поклонницей этого режиссера. Мне все интересно. Считаю, что «Кант» - это одна из его удач. Я обожаю театр Маяковского, обожаю Филиппова, Костолевского. Я с этими актерами играю в «Таланты и поклонники». Это огромное удовольствие - работать, общаться с этими большими актерами, интересными людьми. Я не могу оценить спектакли этого режиссера, этих актеров, потому что я изначально предвзято отношусь к ним. Я люблю такой театр. Это мой театр… Театры в Москве движутся в другую сторону. А Миндаугас идет своей дорогой.

- В другую - это куда?

- Я воздержусь от расшифровок своей мысли. Идут в другую сторону. А Миндаугас - молодец.

- Как часто вы удивляетесь ролям, которые вам предлагают театральные, кинорежиссеры?

- Всегда удивляюсь. Всегда одна и та же реакция - как же это играть? Что я могу? Я ведь ничего не могу, не умею, не знаю.

- Снимаетесь ли вы сейчас в кино?

- Сейчас буду сниматься в «Экипаже» (вздыхает).

- В ремейке советского «Экипажа»?

- Да. Готовимся. Совершенно не знаю, что это будет, что получится. Кино - это прекрасно, это репетируется, и ты никогда не знаешь, что же там, в кадре получается, что увидят зрители. Впереди много работы, новых встреч с вами, зрителями…

ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД

Карбаускис и его счастливая Москва

Однозначно, гвоздь программы фестиваля «Балтийские сезоны» - режиссер Миндаугас Карбаускис. Две его работы, причем созданных в разных театрах, силами совершенно разных трупп, художников и сценографов, калининградский зритель увидел в этом сентябре. Это спектакли - «Кант» (театр Маяковского, подробнее - на нашем сайте kp.ru) и «Рассказ о счастливой Москве» (театр «Табакерка»). И обе работы очень интересны, их хочется обсуждать, их хочется вспоминать, к ним хочется возвращаться.

«Рассказ о счастливой Москве» - история, созданная Карбаускисом по роману Андрея Платонова «Счастливая Москва». Действия спектакля происходят в гардеробе (он превращается то в кладбище с крестами, то в комнаты общежития, то в рынок, то в морг). В центре рассказа - Москва Честнова. Такое странное имя она получила в детском доме. Мамы не помнит вовсе, папу - чуть-чуть. Сирота, и, как мне показалось, перед нами - девушка, склонная к бродяжничеству. С неба - под землю, из-под земли - в небо. И это в прямом смысле так. То она устремляется на самолете ввысь, чтобы спрыгнуть с парашютом, то верит плакату и спускается под землю, чтобы строить метро Москвы. Такой остроконечный, неровный графический рисунок жизни складывается из-за ее желания понять, что же такое счастье. То счастье - это коммунизм, то счастье - «в завтра», то счастье - в «давай, поженимся»! Словом, носит девушку - из стороны в сторону, и влюбляет она в себя таких разных мужчин: и инженера Сарториуса (Заслуженный артист России Иван Шибанов), и Виктора Васильевича Божко (Алексей Усольцев), и хирурга Самбикина (Евгений Миллер). А потеряв ногу (в метро, придавило вагоном), остается со странным Вневойсковиком Комягиным (Заслуженный артист России Александр Воробьев).

Комягин, кстати, - единственный герой, кто лишь изредка появлялся в серой одежде, а в главной сцене - в костюме песочного цвета. Такой он приземленный, такой тоскливый герой, что правильно сделал режиссер, что «окрасил» его в такие, земные оттенки. Все остальные персонажи - в сером. И только когда дело доходит до чувств, любви и страсти, тут же появляется что-то красное: то воротник алой рубахи покажется, то подол рубинового платья мелькнет. Но больше всех обнажается (сбрасывает с себя серое и появляется в красном) Москва Честнова. Она - советская девушка 30-х годов, смелая, отчаянная - позволяет себе, застегивая пуговицы на алом платье, обсуждать с поклонниками чувства и проведенные вместе ночи! Хотя местами казалось, что разменивается она по мелочам в поисках любви. Одна только сцена, как она приглашает танцевать инженера Сарториуса чего стоит!

Игра актеров - это огромная энергия. Именно она сделала спектакль таким, о котором поклонники фестиваля «Балтийские сезоны» го-во-рят.

Надежда РЖЕВСКАЯ.