Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Звезды19 мая 2013 16:10

Владимир Мединский: «Мечтаю, чтобы дети ходили в музей, как в Диснейленд, – с интересом»

В Ночь музеев министр культуры сам убедился: интереса и любви к искусству россиянам не занимать [фото? видео]
Программа Владимира Мединского в минувшую Музейную ночь представляла собой «срез жанров»

Программа Владимира Мединского в минувшую Музейную ночь представляла собой «срез жанров»

Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

Программа Владимира Мединского в минувшую Музейную ночь представляла собой «срез жанров» и включала посещение Музея имени Пушкина, музея-квартиры Алексея Толстого, Музея декоративно-прикладного искусства, Исторического музея и Третьяковки — а это художественная классика, и галереи на Крымском валу – это уже современное искусство. Собственно, красочное костюмированное представление возле Пушкинского музея в шесть часов вечера, на которое приехал министр, и открыло эту ночь в столице.

На лестнице с застывшими по бокам живыми статуями под музыку Моцарта появился капельмейстер с косицей и в камзоле, вышли герои живописных полотен. Жонглеров в костюмах и масках венецианского карнавала, сменил Древний Египет – с опахалами, перьями и фараоном на носилках. На эти ожившие картины, на девушку с обручами, на бронзовых гимнастов и ожившие статуи смотрели в изумлении и взрослые и дети. Да и министр культуры тоже не отвлекался на нависшую тем временем над Москвой и грозящую дождем тучу. После танца нескольких кокетливых мадам-помпадурш, сказал кратко и емко:

— Суть ночи Музеев не в том, что билеты сегодня бесплатные, у нас билеты в музеи и так доступны по цене любому, а в том, чтобы люди ходили в музеи как можно чаще.

После этого Владимир Ростиславович буквально собственным телом проложил дорогу народу в «сокровищницу искусств» — одну створку двери под напором людей заклинило, и министр энергичным усилием заставил дверь распахнуться. Получилось символично.

Следующим пунктом был филиал Государственного литературного музея — квартира Алексей Толстого, что в особняке на Спиридоновке. Кстати, заведующая филиалом Инна Андреева напомнила министру парадоксальный факт: особняк-то занимал почти целиком как раз буревестник революции Горький, а граф жил в пристройке для прислуги. Министр заглядывал за мебельную обшивку, проверяя качество реставрации и подлинность обстановки, спрашивал, где спал и где гулял писатель.

В музее прикладного искусства съемочной группе телеканала «Комсомольская правда» уже пришлось лавировать между посетителями, музыкантами и детьми, которые тут не только разглядывали богатства музея, но и сами что-то такое сказочное вырезали из бумаги. Мединский тут надолго «завис» в зале с шедеврами советского фарфора, сфотографировав на айфон композицию 37-го года «Народ Узбекистана обсуждает Сталинскую конституцию». Впечатление, похоже, на него произвел и большущий крученый рог нарвала. Владимир Ростиславович долго его разглядывал, и, кажется, хотел потрогать руками, но удержался. А пока мы ехали к Историческому музею, нам удалось поговорить.

— Сегодня, кстати, Международный день музеев — так совпало, а для Ночи все музеи составили особую программу – тут и выставки и лекции и концерты, и целые спектакли, как видите – все, для того чтобы привлечь посетителей, показать им, что им здесь рады — поделился с «КП» министр. — Это отличная практика. Такое надо делать два раза в год. А лучше три. Или четыре – весной, осенью, зимой и летом. Денег это особых не стоит – можно сказать вообще почти ничего не стоит. Но это труд, и самое главное, эта акция должна быть раскручена. Если просто не закрываться до полуночи, то люди знать об этом не будут и не придут.

— Если проводить такие волшебные представления, как возле Пушкинского музея, то полстраны съедется!

— Там таких спектаклей три по плану – и все разные, с интервалом в полтора часа.

— Вот идет ваша личная Ночь музеев, а еще вас в театрах можно встретить. Вы по-человечески интересуетесь предметом или больше по службе?

— Я и в музеях «по-человечески» бываю, и литературой по-человечески интересуюсь, и живописью. И не могу так вот просто выделить что-то одно, – улыбается Владимир Ростиславович, — тем более, как мы помним цитату, из всех искусств для нас важнейшим является кино. Но если серьезно, Министерство культуры не может делать различий между музеями и, например, библиотеками – это все наши подопечные и наши дети. И мы хотим, чтобы они росли, развивались, дышали свободно, смотрели в будущее. Поэтому и такой вояж в музейную ночь — для меня не развлечение, а обозначение проблем, которые есть, конечно. Они разные: имущественные, территориальные, где-то с крышей, где-то с флигелем, где-то ни пройти ни проехать. В Пушкинском, вы и сами знаете, какие… Работать надо. Но если Вы о моих личных вкусах, то в любом искусстве мне ближе классика

В Ночь музеев министр культуры сам убедился: интереса и любви к искусству россиянам не занимать

В Ночь музеев министр культуры сам убедился: интереса и любви к искусству россиянам не занимать

Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

— А, кстати, на какой стадии сейчас ситуация с передачей полотен импрессионистов из Эрмитажа в Москву? Воссоздание Музея нового западного искусства ведь стало «яблоком раздора» между главами музея имени Пушкина и Эрмитажа.

— На следующей неделе состоится экспертное обсуждение, приглашены крупнейшие специалисты. Сейчас собираем все предложения, каждый гражданин может высказать свое мнение по этому поводу на сайте министерства. Дискуссия будет идти в прямом эфире – тема важная. Вопрос настолько неоднозначный, что даже мое личное отношение к этой проблеме несколько раз менялось за последнее время. В такой ситуации самое главное – не принять никаких поспешных решений. Кстати, если говорить о ситуации ликвидации в 48-м году Музея нового Западного искусства – копия того постановления до сих пор висит на стенке Пушкинского, я считаю, что это было ошибочное постановление. Но вопрос в том, что иногда так складывается, что исправление ошибки является еще большей ошибкой. Многие историки, например, считают, что строительство Петербурга было серьезной геополитической ошибкой Петра Первого. Еще Карамзин назвал это одной из самых блестящих ошибок Петра – потому что и место плохое, построен в низине, поэтому затапливается… Так что ж теперь, сносить что ли Петербург?! Нет, конечно. Так и вопрос переезда картин должны очень хорошо продумать специалисты.

— Вы как министр, конечно, решаете глобальные вопросы, работа у вас такая, а народ интересует, не будут ли повышаться цены на билеты за доступ к высокому искусству?

— Билеты в наших музеях в основном более чем доступны. Есть редкие исключения, где цены, приближенны к европейским. Но и там есть система скидок, если вы, например, идете с семьей. В Метрополь и в Лувр билеты тоже далеко не бесплатные. Я в любом городе всегда нахожу свободную минуту и иду в краеведческий музей, чтобы узнать историю этого места и его жителей. Так вот, например, в Курганской области, где Свято-Успенский мужской монастырь, полный билет в музей стоит десять рублей, для пенсионеров – семь, для детей – два рубля. Символическая цена – для учета посетителей. Было бы желание, как говорится. Именно поэтому такие акции, как Ночь в музее – это не возможность пойти бесплатно, это просто возможность прийти и увидеть прекрасное. У нас ведь в музеях не так много посетителей, как нам бы хотелось. И кстати, одной из причин смены директора год назад в Музее декоративно-прикладного искусства было 6 тысяч посетителей в год – то есть 500 в месяц. Это катастрофически мало для такого огромного музея. Деньги от билетов не окупали даже расходов на электричество.

— Чтобы люди ходили, нужны технологии эффективные, новые формы работы

— Да. Как раз сейчас мы разрабатываем инновации в музейно-выставочной сфере. Иногда они возникают стихийно, например в филиале Исторического, но это не концепция пока, а ее кусочки. Моя мечта – чтобы поход в музей не был всего лишь элементом школьной программы. Важно , чтобы молодежь привыкала ходить в музей – не надо только утрировать мои слова – как дети приходят в Диснейленд: несколько раз на одно и то же но с ожиданием чуда. Я, когда был маленький, так ходил в Музей вооруженных сил. Раз десять был точно! Там, конечно, пострелять никто не давал, но можно было полазить, потрогать. Сейчас там есть виртуальные залы, где можно подержать в руках автомат Калашникова. Такой инфотейнмент надо развивать, потому что у современных детей так много соблазнов! Нам-то было проще – хочешь знать про трех мушкетеров – иди в библиотеку и читай книжку. Собрал 20 кило макулатуры – вообще счастливчик. Альтернатив не было — ни DVD, ни Интернета, ни торрентов со всеми пороками. А сейчас надо прилагать гораздо больше усилий и нешуточный творческий подход, чтобы донести нужную информацию до детей.

— Да и взрослым увлекательность не помешает...

Владимир Мединский: «Мечтаю, чтобы дети ходили в музей, как в Диснейленд, – с интересом»

Владимир Мединский: «Мечтаю, чтобы дети ходили в музей, как в Диснейленд, – с интересом»

Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

— Конечно. Формы работы с посетителями разные в каждом музее. Ну вот был я в Ясной Поляне – они там по части общения с посетителями продвинутые, даже чай с вареньем предлагают, а дети могут и на печку залезть и лепешку испечь, и в парке дерево посадить. Но там есть стержневая идея – каждая вещь настоящая и на том месте, где и была. Это фантастическое ощущение полного погружения, когда ты видишь на фото, где стоит Толстой и сейчас в точно такой же комнате на спинке стула висит его вязаная белая кофта – та же, что и на снимке 1903 года. Вот это надо сохранять и конечно никакая компьютерная графика этого не заменит. А есть места, где надо применять более современный подход. В конце мая начнется фестиваль «Интермузей» с участием более трехсот самых разных музеев России — вот там много что можно увидеть и узнать и для самих сотрудников музея это очень полезное профессиональное общение.

В Историческом музее министр надолго «застревал» возле каждой витрины с оружием – наконечники для стрел, древние сабли из половецкого захоронения. Он разводил руками, прикидывал, насколько наши мечи больше римских и видимо вспоминал как в детстве играл в «войнушку». Иногда, как человек современный, он постил свои впечатления в твиттер.

Прослушав экскурсию в соборе Василия Блаженного, на выходе министр увидел стрелецкий полк – переодетых энтузиастов–реконструкторов. И все, стрельцы, что называется, «попали»! Даже налетевшая на министра стая особо злющих комаров не помешала ему их «пытать». Прихлопывая кровососов, Мединский спрашивал: а у всех ли полков такие кафтаны были, а сколько весит «ружьишко» — пищаль стрелецкая, а сколько выстрелов за атаку мог сделать солдат, и вообще, как оно все было в далекие времена. В общем, если бы мы не знали, что Владимир Ростиславович главный по культуре, то решили бы что он точно министр обороны или генерал.

В Третьяковке на Крымском Валу за Мединским ходил огромный хвост молодежи — в основном, модная публика. И затем уже на входе из Третьяковки к министру присоединился глава столичного департамента культуры Сергей Капков и комиссар московской «Ночи в музее» Федор Павлов — Андреевич. Они долго беседовали, споря и соглашаясь друг с другом. И в конце концом Владимир Мединский нам объявил:

— Решили! Следующую Ночь музеев проведем в начале ноября.

ПРИГЛАШАЕМ:

На выставку живописного мира балетов Чайковского!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ ...А обычные посетители смотрели на роботов и покупали гигантских улиток Хвост к Третьяковке обычно напоминает откормленного удава и заканчивается недалеко от метро. В этот раз очередь напоминала ужа-подростка и заканчивалась напротив «дома-писателей» — это в ста метрах от входа. Многих испугал ливень, обрушившийся на столицу вечером. А еще на «упитанности» очереди сказалось, то, что «Ночь» здесь началась в 10 утра. — А почему пирожные не бесплатные? — ворчат недовольные дамы у шатра в напитками и закусками. Продавщицы отшучиваются, что бесплатны в эту ночь только зрелища. Цены на «хлеб» гуманные: Пирожки по 40 рублей, компот — по 50 рублей. Подходит немецкая делегация. Фрау коротают время, прикладываясь к миниатюрным бутылочкам со шнапсом. Немцев ведут в обход. Очередь тем временем растет. Записываем, что основная экспозиция — выставка Васнецова — будет работать все лето, и уходим. Придем в другой раз (далее).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

...А обычные посетители смотрели на роботов и покупали гигантских улиток

Хвост к Третьяковке обычно напоминает откормленного удава и заканчивается недалеко от метро. В этот раз очередь напоминала ужа-подростка и заканчивалась напротив «дома-писателей» — это в ста метрах от входа. Многих испугал ливень, обрушившийся на столицу вечером. А еще на «упитанности» очереди сказалось, то, что «Ночь» здесь началась в 10 утра.

— А почему пирожные не бесплатные? — ворчат недовольные дамы у шатра в напитками и закусками.

Продавщицы отшучиваются, что бесплатны в эту ночь только зрелища. Цены на «хлеб» гуманные: Пирожки по 40 рублей, компот — по 50 рублей.

Подходит немецкая делегация. Фрау коротают время, прикладываясь к миниатюрным бутылочкам со шнапсом. Немцев ведут в обход.

Очередь тем временем растет. Записываем, что основная экспозиция — выставка Васнецова — будет работать все лето, и уходим. Придем в другой раз (далее).