Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Общество10 сентября 2010 9:56

Застегни ему рубаху и не смей отказываться

Снимать видео и собирать грибы в двух шагах от смерти - это все-таки национальная черта

Очень счастливо закончилась история с аварийной посадкой "Ту-154 М" в тайге республики Коми. Две вещи поражают в таких критических ситуациях.

Первое - как резко простые мужики вдруг становятся героями. Самые обычные. Угрюмые, лысоватые, занудные, с кучей своих смешных закидонов.

Но случается беда - и в критических обстоятельствах вот эти самые обычные мужики вдруг раскрываются так красиво, что аж в горле перехватывает - надо же... А они всего-то стоят на Земле и держат ее ногами - чтоб двигалась верным галсом, чтоб не улетела в тартарары, не столкнулась с небесной осью, не скатилась окончательно в глобализацию. Чтоб мололи мукомольные заводы, росли дети, лаяли собаки, и самолеты садились куда положено. Собственно, вот это и называется быть мужчиной, если вдруг кто не знает.

Экипажу, конечно же, - сил. Им еще предстоит добраться домой из таежной Ижмы, где сейчас идет расследование - кто виноват и кому теперь нести убытки за рухлядь, называемую самолетом. Экипаж тоже дает показания. Этим мужикам еще предстоит доказать, что действовали правильным, единственно возможным способом - спасали людей.

И вдобавок им еще предстоит успокаивать собственных жен и матерей, которые, конечно же, будут рыдать на плече и умолять: «Женя (Андрей, Сережа, Рифкат....), брось эту работу, мы этого больше не вынесем - все время за тебя бояться!»

Но они парни крепкие, как выяснилось. Выдержат.

Очень хочется верить, что их все-таки наградят.

Красота поступков - первое, что бросается в глаза в таких случаях. А втрое - как ведут себя пассажиры, едва опасность минует. Это очень хорошо заметно на видео, добытом журналистами «КП» (его можно посмотреть вот здесь ). Только что смерть была совсем рядом. У кого-то из пассажиров в глазах еще тревога - вспыхнет самолет, только что сказочно приземлившийся на тайгу, или нет?

А другие уже снимают видео чтобы потом показать друзьям. И не сомневаются, что счастливое "потом" наступит. Несмотря на протесты экипажа, забираются на крыло и фотографируются.

И в ожидании, пока подоспеет помощь, идут.... собирать в лесу грибы. Ну надо же воспользоваться ситуацией, раз уж неожиданно оказались в экологически чистой тайге!

И не говорите мне после этого, что россияне - угюмые, депрессивные люди.

Отбросишь этот штамп - и выяснится, что в нас полно оптимизма, оно же - чувство юмора, хотя мне больше нравится слово «жизнелюбие».

Хотя, может быть, это всего лишь рефлекс - снимать абсолютно все на мобильник и срочно гнать в Интернет. Или, может быть, это такая реакция на стресс у пассажиров. Но я все-таки думаю - национальная черта. И попадается она на каждом шагу.

Выхожу как-то в самое августовское пекло из подъезда. На крыльце - сосед-инвалид лет семидесяти с гаком. У него на обеих руках целы только большие пальцы. Остальных нет. Какая-то травма, наверное.

И вы думаете, он унывает от своей скорбной участи? Да вы этого деда не видели. Кепка лихо сдвинута на затылок. Грудь колесом, глаз горит - орел! Рубаха расстегнута.

- Застегни мне пуговицы! - неожиданно требует дед, когда я прохожу мимо. Таким тоном, что я не смею отказаться.

В общем, застегнула я ему рубашку, чего уж там. 12 мелких пуговиц от ворота до подола. Дед все это время довольно пыхтел, а потом, даже не поблагодарив, хищно проводил взглядом.

- Ишь, ишь, пошла, - ревниво заволновались мне вслед пенсионерки на скамейке у газона. - Выучили их на свою голову! Паша, иди к нам, поболтаем!

Бабули суетились, освобождали место, кокетливо поправляли складки на юбках. Дед - гоголем! - продефилировал к ним, уселся в центре. И отсутствие пальцев совсем не мешало ему купаться в общем внимании. Да и жить, по-моему, не мешало тоже.

А бабули на скамейке млели - такой мужик рядом сидит!

Вот с такой же точно интонацией бабушка моя, Александра Прокопьевна, пересматривает старые советские фильмы и замирает перед экраном, как девочка: "Ох, Рыбников молодой..."

И это в ее 86 лет, после голодухи 30-х годов, когда один за другим умерли от недоедания несколько ее старших братьев и сестер; после репрессированных родственников и страха за «непролетарские» пункты в анкете; после фронта, муки по карточкам в 50-е, адской послевоенной работы без выходных - страну-то надо было восстанавливать!

После всего этого в свои 86 она надевает на день Победы черные лаковые лодочки и мужественно держится в них. Потому что считает недопустимым носить на людях удобные тапки в святой праздник.

До сих пор подсказывает из любой трудной ситуации простой и мудрый выход. А на юбилее своем недавнем лихо опрокинула стопку водки, Я сидела рядом и понимала, что так не умею - куда мне... И - барабанная дробь! - к юбилею бабушка купила себе кожаную куртку. Оторопевшие ее дочери, сами уже пенсионерки, попытались было воззвать - «мамо, и на кой вам в ваши годы тот кожан?»

- Цыц, - сказала бабушка. - Вас не спросили. Я, может, всю жизнь о такой куртке мечтала!

Теперь она гордо надевает свою кожаную куртку при походах в магазин через дорогу от дома. Несмотря ни на что. Несмотря на годы, больные ноги, ежегодный госпиталь, несмотря на все пережитые вместе со страной переломы систем.

И это, наверное, все-таки национальная черта.