Премия Рунета-2020
Тверь
+5°
Boom metrics
Общество16 марта 2017 14:10

Фронтовик-лесничий из Тверской области всю жизнь писал книгу об Александре Невском

Корреспондент "Комсомолки" отправилась в деревню близ Кувшиново, чтобы помочь наследникам неизвестного писателя с изданием 900-страничной рукописи
Пришел Петр Трофимов с фронта и засел за роман о великом русском полководце. И писал его всю оставшуюся жизнь.

Пришел Петр Трофимов с фронта и засел за роман о великом русском полководце. И писал его всю оставшуюся жизнь.

Фото: Татьяна РУМЯНЦЕВА

– Алло, редакция? Я хотел бы у вас книгу опубликовать «Сказание об Александре Невском».

- Мы не печатаем историческую литературу.

- Да я не сам, отец мой фронтовик еще в 1968 году написал. Сейчас его уже нет в живых... Он лесничим работал, а труд этот всю жизнь писал. Тут около 900 страниц будет, - убеждал меня голос на том конце провода.

- Фрагменты по "электронке" киньте почитать, посмотрим, что можно сделать.

- Как? Я из деревни Облово под Кувшиново звоню. Не понял, как прислать-то? Сейчас хозяйку к телефону позову.

Женский голос в трубке тоже не смог понять, как отправить письмо по интернету. Нет его у них. Ну, может, у соседей смартфон - сфотографируют? Тоже нет.

- Мне 67 лет, перед отцом долг... Обещал труд его жизни опубликовать... - на том конце провода градус энтузиазма падает до нуля.

Мало ли звонков самодеятельных авторов в редакцию, но этот меня зацепил: жил-был фронтовик-лесничий, писал всю жизнь про князя Александра Невского, может, труд стоящий, а под софой пылится.

Через пару дней я сама перезвонила наследнику писателя Михаилу Петровичу Трофимову и попросила зачитать фрагмент книги.

Слышно, как он шагает по комнате, слышно, как копается в бумагах, ищет очки, потом читает:

"Взор Александра вдруг остановился на куче мертвых тел воинов, наших и шведских, поверх которых лежало знамя Георгия Победоносца, что носил Гюрята Пенишинич. Князь кивнул неподалеку стоящему Сбыславу:

- Друже, погледь, кто из наших, опричь Гюряты, за Победоносца жизнь отдал?.."

В общем, я решила ехать в Облово.

Роман под кроватью

Два с половиной часа пути от Твери сначала по М-10, потом по Осташковской трассе.

- Дорога в Облово худая, ребята, - предостерегает женщина на окраине Кувшиново, рядом с которой мы притормаживаем, чтобы спросить дорогу.

Наконец, сворачиваем с асфальта и мчимся по раскисающему под весенним солнцем просёлку. Петляем километра три, и вот за очередным поворотом выныривает деревенька.

- Просил дорогу почистить, говорил, журналисты едут, а администрация так трактор и не прислала, - извиняется, Михаил Петрович. Его дом в центре деревни - добротный снаружи, с пластиковыми окнами.

- Малыш, свои! - отгоняет он в будку оскалившегося дворового пса.

Внутри всё по-деревенски - низкий потолок, крашеный в коричневый цвет пол, две печки, старая мебель, клеенка на кухонном столе, старый советский покрытый выцветшим шерстяным одеялом, репродукции икон в красном углу, дрова на полу у печки...

- Здравствуйте, есть кто в доме? - говорю я в пустоту.

- Есть, только хорошо замаскировалась, - поясняет идущий за мной хозяин. На полу прямо у окна разложены черно-белые старые фото. Видно, к моему приезду готовились - разбирали семейный архив.

- Вот, не знаю, что с этим делать, но отцу обещал, что опубликую, а годы идут, - откуда-то из-под старого дивана достает он огромную увесистую сумку. Внутри пожелтевшие от времени листы с машинописью.

Поясняет:

- Здесь все вперемешку. Читал это однажды еще по молодости. Понравилось.

Михаил Трофимов с романом своего отца - более 900 машинописных листов.

Михаил Трофимов с романом своего отца - более 900 машинописных листов.

Фото: Татьяна РУМЯНЦЕВА

Появляется хозяйка Маргарита Алексеевна, стесняется, отказывается фотографироваться, поначалу я слышу ее голос лишь из кухни:

- Вы не думайте, что мы так живем по-деревенски, у нас квартира в Кувшиново. Просто мы там редко бываем.

В деревне человек десять живет, бывает, и не видят никого неделями, зато волков и кабанов, говорят, много - лес рядом.

- Здесь ваш батюшка роман писал? - интересуюсь.

- Нет, родительский дом в Кувшиново. А этот домишко нам помогли приобрести родственники. Наша семья переехала из Андреаполя в Кувшиново в 70-х годах. Отец мой Петр Трофимов работал лесничим, потом, после переезда, весовщиком на местной бумажной фабрике. Все свое свободное время роман про Александра Невского писал. Ездил в экспедиции по области, в другие регионы, там питался хлебом и солью, но всегда привозил новые собранные данные о жизни и деятельности великого князя. По крупицам собирал информацию, - начинает свой рассказ Михаил Петрович.

Привозил, случалось, из экспедиций и артефакты, и книги-какие-то, только все это растерялось со временем.

- Он и работу искал такую, чтоб работать над книгой никто не мешал. Я помню, мне про него рассказывали - все на обед, а он за рукопись. Все писал, переписывал, - дополняет супруга.

Фото 60-х годов прошлого века. Петр Трофимов со своими детьми. Работал лесником, а всесвободное время посвящал написанию романа.

Фото 60-х годов прошлого века. Петр Трофимов со своими детьми. Работал лесником, а всесвободное время посвящал написанию романа.

Фото: Татьяна РУМЯНЦЕВА

Орден князя

Почему именно этот исторический персонаж заинтересовал лесничего?

Оказывается, отправной точкой послужил орден Александра Невского. Награда эта еще в царской России существовала, а с 1942 года орденом этим начали награждать командный состав Красной Армии.

- Чем так знаменит этот князь, что орденом его имени военачальников награждают? - задумался боец Петр Трофимов.

Война для него закончилась в том же 42-м, когда он был тяжело ранен и комиссован.

Сначала просто почитывал литературу про Невского, потом и писать начал.

Конечно, жизнь текла своим чередом, женился, обзавелся хозяйством, была корова, огород, подрастали трое детишек - два сына и дочь.

- Он находил время и для своего любимого занятия, «труда всей жизни», как часто сам говорил, - даже ночами сидел за книгами, - вспоминал тем временем Михаил Петрович.

Чтобы писать научиться как следует, в сорок лет Петр Трофимов окончил курсы журналистов, что проводились в Москве, в советские время такое было возможно - направляли от района. Потом публиковал заметки в местной кувшиновской газете. Правда, не про князя, а про глухарей на току - заметки лесника.

Дети тем временем выросли и разъехались кто куда. Михаил Петрович стал военным, служил в Казахстане на Семипалатинском ядерном полигоне. Конечно, когда удавалось выбраться к родителям, не до книг было - помогал по хозяйству.

- Отец перед самой смертью, в конце восьмидесятых, ездил в одно столичное издательство, рукопись показывал. Там согласились издать, но с условием, что прибыль от издания пополам. Он и отказался. Но перед смертью просил, чтобы мы, дети, его труд опубликовали, - говорит мой собеседник. - Нам все было как-то не до того, у каждого своя жизнь. Сейчас сестры и брата уже нет на свете, мне 67 лет, здоровье подводит. Так что я тороплюсь наказ отцовский исполнить.

Вот и решил Михаил Петрович действовать - сначала написал просьбу о помощи в публикации в районную газету. Но после публикации желающих заняться трудом про князя Александра Невского в Кувшиново не нашлось. Позвонил он в «Комсомолку».

Я увожу с собой в Тверь часть рукописи, экспертам показать. Супруги провожают меня до машины. Напоследок интересуюсь - как она жизнь тут в Облово. «Скорая»-то хоть приезжает?

- Да, бывает, быстро через минут двадцать, а бывает, и полтора часа ждешь. Машин на район мало, - отвечают супруги.

Что до продуктов, то сюда заезжает автолавка. Но продукты нынче дороги, до врача ехать долго, в общем, надежда только на собственные силы. А вообще весна скоро - тогда и огород в помощь, и рыбку в пруду, на огороде вырытом половить можно - то еще развлечение.

Разбирая по возвращении в Тверь рукопись, я нахожу авторское предисловие, в котором Петр Трофимов поясняет, отчего взялся за роман об Александре Невском, а главное, почему у него получилось так много - шутка ли, девять сотен страниц:

"Несмотря на авторское стремление охватить все стороны жизни героя, сделать это невозможно. Летописи доносят до нас лишь разрозненные, подчас противоречивые сведения и факты. Вот почему автор пошёл по стезе сказительного домысла и воплотил обширный материал в своеобразную форму исторического романа. Итак, если дорогой читатель совершит вместе с нами паломничество в далекую старину, оживит в своей душе образ великого подвижника земли русской, национального героя Александра Невского и оценит по достоинству его ратный и гражданский подвиг, автор будет считать себя по достоинству вознаграждённым за многолетний кропотливый труд".

Комментарий филолога

Полина ГРОМОВА, кандидат филологических наук, преподаватель кафедры филологических основ издательского дела и литературного творчества ТвГУ, член Тверского отделения Союза писателей России:

- На основании небольшого отрывка, с которым мне удалось ознакомиться, трудно составить целостное впечатление обо всем романе. Однако можно отметить стремление автора глубоко вникнуть в историческую действительность и передать ее колорит как на уровне языка (особенно хорошо это чувствуется в репликах персонажей), так и с помощью достоверных художественных деталей. Каждую главу предваряют эпиграфы, которые помещают повествование в контекст древнерусской литературы и позволяют сопоставить изложенные в ней события с сюжетом романа.

В центре повествования - знаковая для становления русской государственности и национального самосознания личность князя Александра Ярославича Невского. В сложные, переломные эпохи для литературы свойственно обращаться к прошлому, пытаться заново осмыслить его и найти в нем ответы на вопросы, которые стоят и перед современным человеком. В этом отношении представленный роман продолжает традицию русской исторической прозы, представленной И.И. Лажечниковым, А.А. Бестужевым (Марлинским), М.Н. Загоскиным, Н.А. Полевым, А.К. Толстым и другими авторами.

При должной редакторской подготовке это произведение может быть издано и рекомендовано всем, кто интересуется русской историей и художественной литературой.

Комментарий администрации Кувшиновского района

Марина Фролкова, заместитель главы администрации района, руководитель Комитета по делам культуры, молодёжи и туризма:

- К сожалению, взять на себя издание этого труда район не может - нет средств. Бюджет проблемный. Я могу предложить наследнику писателя передать рукопись на хранение в Центральную районную библиотеку, там она будет доступна широкому кругу читателей.

"Комсомольская правда" просит откликнуться всех неравнодушных к русской истории издателей, которых заинтересует издание исторического романа о князе Александре Невском.

Единственное напоминание об Александре Невском в доме Трофимовых сейчас вот эта медаль. Откуда она - наследники не знают. Но раньше говорит артефактов было много, их увлеченный писатель привозил из своих экспедиций.

Единственное напоминание об Александре Невском в доме Трофимовых сейчас вот эта медаль. Откуда она - наследники не знают. Но раньше говорит артефактов было много, их увлеченный писатель привозил из своих экспедиций.

Фото: Татьяна РУМЯНЦЕВА

В деревеньке Облово про интернет слыхом не слыхивали, и про книгоиздание тоже. Но супруги Трофимовы надеются, что, прочитав их историю в газете, откликнется издатель и поможет книгу напечатать.

В деревеньке Облово про интернет слыхом не слыхивали, и про книгоиздание тоже. Но супруги Трофимовы надеются, что, прочитав их историю в газете, откликнется издатель и поможет книгу напечатать.

Фото: Татьяна РУМЯНЦЕВА