Премия Рунета-2020
Красноярск
+1°
Boom metrics
Общество10 февраля 2017 1:20

Мама, снявшая сына с «компьютерной иглы»: «Кричал, даже пытался кусаться!»

Надо ли запрещать детям сидеть за компьютером, или есть другие способы решить проблему?
Саша подсел на компьютерные «игрушки», но спокойно наблюдать за тем, как ее ребенок день за днем уходит в «виртуал», Наталья не стала

Саша подсел на компьютерные «игрушки», но спокойно наблюдать за тем, как ее ребенок день за днем уходит в «виртуал», Наталья не стала

Фото: из семейного архива

- Раньше с улицы не дозовешься, теперь сутками зависает за «ноутом»! – нынче такое можно услышать на каждом шагу. Компьютерная зависимость косит, не щадя, особенно детей.

В Зеленогорске Красноярского края шестиклассник променял школу… на компьютерные игры. «Резался» ночами напролет, а днем отсыпался. Родители пытались отнять у него шнур от устройства, а он со скандалом забирал его обратно.

Сейчас взрослые оштрафованы за «ненадлежащее исполнение обязанностей» на 1500 рублей. Однако решить проблему пока не удалось. Еще одного подростка – с таким же недугом – вернуть к учебе так и не сумели. Парню стукнуло 18 – и его отчислили.

Опасные симптомы

Несколько лет назад Наталья В. – ее сын учится в соседней школе – пережила нечто подобное. Саша* (имя подростка изменено согласно российскому законодательству) тоже подсел на компьютерные «игрушки». Но спокойно наблюдать за тем, как ее ребенок день за днем уходит в «виртуал», женщина не стала. О своей борьбе за Сашу Наталья рассказала в эксклюзивном интервью «Комсомольской правде» - Красноярск.

- Все это произошло, когда сыну только исполнилось 6 лет. У нас в доме, как у многих, был компьютер. У родителей – куча своих дел, и бывает удобно, когда ребенок чем-то занят. Сын очень быстро все освоил. Вроде игры были – обычные детские «бродилки».

Сидел больше двух часов в день. Это очень отразилось на нервной системе: стал раздражительным, беспокойно спал. Кроме игр, его больше ничего не интересовало. Усилилась плаксивость, слабо реагировал на просьбы.

На предложение: «Вылезай из-за компьютера» отвечал агрессивно. Иногда просто «сейчас-сейчас», и так длилось подолгу, в другой раз – капризничал, очень раздражался, если его оторвешь от «машины». На мои предложения, давай поиграем во что-то другое, просто не реагировал.

Я пригрозила: лишу «общения» с компьютером. И тут началось – он стал ругаться, обзываться. Тогда я объявила: «На месяц ты лишен!». После этого он попытался меня укусить. Но, сами знаете, в 6 лет – эмоциональная сфера довольно шаткая.

Поэтому наказание было продлено до двух месяцев. И как он ни уговаривал, как н

Наталья больше 14 лет работает психологом в школе

Наталья больше 14 лет работает психологом в школе

Фото: из семейного архива

и просил: «Все, мамочка, больше не буду!». Но я как отрезала: до такого-то числа за компьютером ты не сидишь.

Реальный мир

Но я знала: это время надо чем-то заполнить. Почему ребенок уходит в виртуальный мир? Ему не хватает эмоционального контакта с родными, он не знает, чем заполнить эту пустоту. А в «компе» он развлекается.

Поэтому все время было посвящено общению с ребенком. Мы много гуляли, играли в семейные (настольные) игры. То есть ребенок не был один вообще. Мы много рисовали, складывали оригами. Так как я еще и детский психолог, я знаю, чем увлечь ребенка.

Когда прошло два месяца, я ввела строгое правило: за компьютером можно только 30 минут, и ни минутой больше. Перед ним ставились часы, он следил. И, если заиграется – минут на 5 больше – то оно забирается из следующего дня.

А потом главным правилом стало – общение с нами, игры. Постоянно были секции какие-то, кружки, он искал себя, пока не нашел то, что ему стало интересно. Занялся волонтерской деятельностью. Сейчас сын в 11-м классе. Он трижды номинировался на губернаторскую премию – по социальной линии, учится в бизнес-школе, лагере «Океан» взял первое место со своим проектом.

Родители сами в «компе»

Я уже больше 14 лет работаю психологом в школе. И, знаете, ко мне очень редко приходят родители с такой проблемой. Повторюсь, им удобно, когда ребенок занят игрой. А о последствиях они задумываются редко.

Но вот был такой случай, очень симптоматичный. Я занималась с ребенком, который тоже живет в виртуальном мире. Он на индивидуальном обучении – не может общаться даже со сверстниками в школе.

Спрашиваю: чем ты дома занимаешься? У тебя же много свободного времени. Он отвечает: в компьютер играю. – А когда мама приходит с работы, что вы вместе делаете? – Мама садится за компьютер. – А ты что в это время делаешь? – А у меня еще планшетник есть!

Вы понимаете, это просто идет разрыв эмоциональной связи между близкими. Взрослые (в основном, папы) сами часто сидят в компьютере, не обращая внимания на детей!

Это понятно: в виртуальном мире удобно, не надо под кого-то подстраиваться. Там ты сам себе хозяин. Там можно убить время легко. А что дальше?

Где же выход?

Главное, что я хотела бы посоветовать родителям, которые столкнулись с такой проблемой – быть вместе со своими детьми. Помнить, что вы семья!

1. Сократите время, проведённое ребенком за играми. Это касается детей более старшего возраста. Отказаться от игр сразу заядлый геймер не сможет, поэтому постепенно «урезайте» его сеансы.

2. Предложите альтернативу. Поначалу это может быть просмотр фильмов, чтение книг, игры с друзьями и родными.

3. Выдался свободный день? Отправляйтесь с ребенком на природу. Устройте пикник, сходите за грибами, покатайтесь на лыжах или сноуборде.

4. Компьютерные игры – это всегда яркие эмоции. Чтобы восполнить их, возьмите за правило проводить веселые праздники.

5. Сами живите активно. Забудьте о «посиделках» в телефоне. Заразите ребенка своим настроением, оптимизмом, тогда он не захочет уходить в виртуальный мир.

КСТАТИ

Сколько времени за «компом» может проводить ребенок?

Смотрим нормы СанПина

Непрерывная длительность занятий непосредственно с ПЭВМ не должна превышать:

- для учащихся I классов (6 лет) - 10 минут;

- для учащихся II - V классов - 15 минут;

- для учащихся VI - VII классов - 20 минут;

- для учащихся VIII - IX классов -25 минут;

- для учащихся X - XI классов на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором - 20 минут;

- для детей 5 лет не должна превышать 7 минут и для детей 6 лет - 10 минут;

ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД

А может быть, не надо ограничивать?

Почему-то в большинстве все способы ограничить ребенка в игре на компьютере сводятся к одному: «полчаса, и ни минутой больше!». Он закрывает Интернет, выключает планшетник, и… просто не знает, чем заняться. Затем, потихоньку, возвращается в виртуальный мир снова. Сначала - пока мама с папой не видят (на работе, заняты по дому, спят, и так далее). А потом и на глазах у родителей. Мама с папой машут рукой: ну, ничего не можем сделать. И продолжают заниматься важными делами – зарабатывают деньги, содержат в порядке квартиру, и так далее, находя в этом оправдание и для самих себя: мы для них же, для детей, работаем!

Я думаю, что ограничивать ребенка… не нужно. Не надо создавать «запретный плод», который от этого еще более сладок. Я в своем доме поступаю по-другому. Ребенок записан на две серьезных секции, а есть еще школа, домашнее задание; и выезды (куда угодно) всей семьей по выходным. Ему есть, чем заняться. Есть, чем заполнить свою жизнь. И поэтому нет болезненной тяги к виртуальному миру. Моему ребенку – 12, и это работает. От нас, родителей, конечно, это требует усилий. На секции надо возить, за них платить, и поднимать… себя поднимать с дивана в выходной, чтобы отправиться на шашлыки, в пиццерию, кино, - одним словом, тоже шевелиться. Так и нам это во благо. Не будь таких задач, - чем бы занимались в освободившееся время? Стул, компьютер, мышка…