2016-11-30T11:22:21+03:00
Комсомольская правда

Максим Сучков: трабл-шутинг - искусство быть первым

Максим Сучков - трабл-шутер, политтехнолог, председатель правления группы компаний «Штаб 24», владелец «Независимого рейтингового агентства «А+».Максим Сучков - трабл-шутер, политтехнолог, председатель правления группы компаний «Штаб 24», владелец «Независимого рейтингового агентства «А+».

В центре внимания новая профессиональная компетенция - трабл-шутинг

Слово трабл-шутер все чаще на слуху. Речь не о детской компьютерной стрелялке (шутере), а о серьезном занятии для взрослых. Многие успешные стартапы, или напротив - громкие падения на рынке стало модно приписывать трабл-шутерам. Вокруг профессии уже сложилась своя противоречивая мифология, ведь trouble-shooter в дословном переводе«отстреливающий проблемы».

Что такое «отстреливание проблем» и кто такие трабл-шутеры? Об этом рассказал Максим Игоревич Сучков - трабл-шутер со стажем, один из самых уважаемых представителей данного профессионального сообщества.

- Сразу оговорюсь, «отстреливание проблем» в трабл-шутинге происходит с помощью интеллекта, а не оружия. Есть несколько определений данногопонятия, но лично мне нравится такое: трабл-шутинг - это набор компетенций, позволяющий найти выход из сложных ситуаций и воплотить в конечный продукт нестандартные приносящие выгодурешения. Ну а если кратко и с пафосом - это искусство быть первым.

- Трабл-шутинг- не поставленный на поток консалтинг, а товар штучный, дорогой. Далеко не каждому подобная услуга по карману. В клиентах чаще всего собственники бизнеса, финансисты, политики, в последнее время довольно часто люди из сферы шоу-бизнеса, а также чиновники.

- Профессия находится на стыке нескольких компетенций. Никогда не знаешь,которая из них пригодится в первую очередь. Поэтому современный трабл-шутер - не одиночка, а команда. В моей основной костяк составляют политтехнологи, маркетологи, юристы, социологи, IT-специалисты, пиар-менеджеры, лоббисты - всего 11 человек. Привлекаются и люди со стороны. Иногда спецы в таких тонких областях, о которых обычный человек никогда не слышал. Помните фильм «11 друзей Оушена»? Процесс в чем-то схожий.

- Рынок востребованности сейчас дал крен в сторону трех направлений: поиска и развития новых конкурентных преимуществ, решения нестандартных задач по продвижению товаров и услуг, а также обеспечению роста в условиях агрессивной конкурентной среды. Но если честно, больше всего нравятся уникальные случаи. Там, где гремучая смесь объективных и субъективных факторов, где бессмысленны Ки-Пи-Ай ипривычные маркетинговые стратегии.

- Меня просили привести конкретный пример из практики. Пожалуйста. Только сделать это придется языком метафор. Конфиденциальность обязательна. Мы рассказываем о клиентах только то, против чего они сами не возражают.

- Итак. Однажды один мой клиент обеспокоился тем, что конкуренты выводят на рынок товар, аналогичный его товару. Обсудив это с коллегами и компаньонами, клиент вроде бы убедился, что объективных поводов для волнений нет. Но знаете, как это бывает - «чуйка». Человеку в буквальном смысле не спалось и не елось. Каким-то непонятным способом он отыскалмой телефон, позвонил и попросил о встрече. Перед встречей наши спецы«сходили в поля» и кое-что промониторили. Результат мониторинга оказался таким, что сразу же началась подготовкак схватке на выживание.

- То была жаркая битва. Конкурирующий товар вывалился на рынок по сумасшедшей демпинговой цене. Он стоил почти в два раза дешевле товара, который выпускала компания моего клиента. Но мы уже были готовы. Так как товар конкурентов был сделан наспех и имел массу недостатков, а из купивших его тридцати тысяч человек, почти треть была нанятыми нами людьми, вскоре посыпались рекламации. Сто рекламаций в день! С обязательной выкладкой в социальных сетях и фоновой компанией в СМИ.

- Особым хитом стал привет из политтехнологий. Подъезды тысяч домов были обвешаны объявлениями о том, что пользователи товара конкурентов должны срочно обратиться в свои поликлиники, чтобы пройти процедуру МРТ на предмет возможного появления опухоли. Все потому, что товар конкурентов якобы выделяет опасные гамма-лучи. «Заряженные кондукторы» в трамваях тоже раздавали пассажирам страшные памятки о товаре-убийце. В общем, с конкуренцией было покончено в три месяца.

- Но борьба на этом не закончилась. Проект оказался многоуровневым, где демпинговая атака была лишь операцией прикрытия. Истинная же угроза скрывалась внутри самой компании моего клиента. Внутренние враги пытались обрушить показатели компании перед собранием совета директоров, на котором планировалось сместить его с поста председателя. Но в итоге, как вы уже поняли, их планам не суждено было сбыться.

- Вы спрашиваете, почему я так легко раскрываю методику? Отвечу снова языком метафор, который здесь уместен как никогда. В сказке «Царевна-Лягушка» есть эпизод: «И махнула она рукавом, и появилось озеро, махнула она вторым рукавом, и появились гуси-лебеди». Остальные, как ни махали рукавами, ничего кроме гусиных костей у них оттуда не вылетало. Это я к тому, что вряд ли кто-то сможет подобное повторить. Напомню про команду из 11 человек. Не у всехесть в распоряжении люди с уникальными компетенциями.

- Вряд ли кто-то проводил специальные исследования, но по моим наблюдениям, трабл-шутерами чаще всего становятся политтехнологи. Выборы - постоянное оттачивание управленческих навыков. Работа, гдепостоянно нужно изобретать новые способыпродаж своего кандидатаразным целевым группам. А после того, как все придумано, нужно еще и довести задуманное до раздела «итого», то есть до победы.

- Одна из основных проблем трабл-шутинга- это почти полное отсутствие объективной информации о квалифицированных специалистах и командах, оказывающих подобные услуги. Пару лет назад какое-то экономическое издание пыталось систематизировать данный профессиональный сегмент, даже выпустило рейтинг, но на том все и затихло. Пока информация о людях подобного амплуа передается из уст в уста.

Кто-то из коллег пошутил, что клиенты передают нас друг другу, словно «няню». Большинство же клиентов, понятное дело,вовсе не заинтересовано в том, чтобы делиться с другими. Думаю, что интервью, подобные этому - хороший способ как убратьи злишнюю завесу тайны, так и некая визуализация для тех, кто что-то слышал, но ни разу не видел.

- Напоследок, небольшой и важный месседж. Не обязательно ждать до последнего и звать пожарную команду уже на пепелище. Трабл-шутеров полезней приглашать при первых очагах возгорания бизнеса. Топ-менеджмент большинства компаний состоит из отличных ребят, образованныхи крутых. Но порой все решает одна мелочь, один пропущенный удар.Это как в боксе. На ринге можно быть великим чемпионом, но в уличной драке оказаться в нокаутепосле незамеченного удара. Работа трабл-шутера - не бокс, это уличная драка без правил. Искусство быть первым в играх на выживание.

СПРАВКА:

Сучков Максим Игоревич - трабл-шутер, политтехнолог, председатель правления группы компаний «Штаб 24», владелец «Независимого рейтингового агентства «А+», «Бюро политических технологий» иФонда «Атмосфера». Председатель Ассоциации политтехнологов Нижегородской области.С 1996 года возглавляет команду специалистов,работающих в области практик эффективного лоббизма и трабл-шутинга.

Выпускник Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Московской Школы Политических Исследований и Центра креативного лидерства в Колорадо-Спрингс. Обладатель золотого диплома Института эффективного менеджмента Европейского банка Реконструкции и Развития. В 2015 году вошел в «ТОП 10 лучших трабл-шутеров России»

Поделиться: Напечатать
Подпишитесь на новости:
 

Читайте также

Новости 24