Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics

Москва таинственная: подземные ходы Пашков-дома, проклятие Баженова и клятва на балконе с видом на Кремль

Продолжаем открывать московские тайны вместе с Радио «Комсомольская правда» [аудио]
Дом Пашкова.

Дом Пашкова.

Фото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН

Андреассен:

- Здравствуйте! Сегодня мы гуляем по Москве в обществе прекрасного знатока истории города Ирины Левиной – гида общества пеших прогулок «Москвохода».

Левина:

- Здравствуйте!

Андреассен:

- Мы еще ни с одним гостем программы не дошли до дома Пашкова...

Левина:

- Это удивительно!

Такой шикарный вид открывается из зал дворца Пашкова на Большой каменный мост и Боровицкую башню.

Такой шикарный вид открывается из зал дворца Пашкова на Большой каменный мост и Боровицкую башню.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Андреассен:

- Я правильно понимаю, что Пашков дом – это единственный на тот момент дом, с которого на Кремль можно смотреть не снизу вверх, а сверху вниз?

Левина:

- Да.

ОТКУДА ДЕНЬЖИЩИ? Или «КРЕМЛЬ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА»

Андреассен:

- С чего господину Пашкову разрешили строить дом над Кремлем?

Левина:

- В то время Екатерина Кремль кардинально перестраивала. Это конец восемнадцатого века, 1780-й год. Холм, на котором стоит дом Пашкова, - тоже царский. Во времена Василия Первого это была загородная дача его супруги Софьи Витовтовны. После ее смерти владения отошли ее младшему сыну, который получил княжение в Дмитрове. И с тех пор на этом холме стоит церковь - как подворье Дмитровского монастыря. Это церковь святого Николая, которая стоит рядом с домом Пашкова, вход к ней - со стороны Староваганьковского переулка. Она маленькая. В основе - очень древний храм. А рядом были палаты большие. На старинных гравюрах семнадцатого-восемнадцатого веков их видно: это палаты Иванова, знаменитого сподвижника Петра Первого. Сзади - палаты Левашовых. Да, на этом холме всегда была такая традиция...

Еще один шикарный вид открывается из окон главной залы в доме Пашкова.

Еще один шикарный вид открывается из окон главной залы в доме Пашкова.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Андреассен:

- Быть НАД Кремлем?

Левина:

- Во всяком случае, создавать Кремлю достойное окружение.

Так кто же был Пашков, который построил дом – украшение Москвы? Дом, который московские власти всегда очень берегли.

Андреассен:

- А в народе его называли «кремль одного человека».

Со двора открывается вид на бывшие конюшни.

Со двора открывается вид на бывшие конюшни.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Левина:

- Ну, да. Этим человеком был сын денщика Петра Первого - Егора Пашкова. Егор получил неплохие капиталы на своей службой. Говорят, что он также участвовал в нескольких не очень чистых судебных процессах, где тоже нажил капиталы. А сын его Петр занимался совсем не дворянским делом. Он занимался откупами. Откупа – это получение прибыли от торговли вином и водкой. Тогда торговля водкой и вином была государевым приоритетом. И у государства откупщики покупали право торговать в розлив и оптом этим зельем за определенную сумму. Тогда же нефти не было. На чем-то надо было делать деньги. Вот и делали на вине и водке.

И вот Петру Пашкову очень понравилось это место - Ваганьковский холм. И он начал скупать там владения. И у генерала Племянникова владение купил, и у соседней церкви Михаила Малеина. И там были еще богадельни, которые он тоже купил. И заказал Петр дворец самому лучшему на то время архитектору Василию Баженову, которого только-только отстранили от строений Большого кремлевского дворца.

Вид на дом со стороны Староваганьковского.

Вид на дом со стороны Староваганьковского.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Андреассен:

- Поскольку парадный вход в дом Пашкова у нас со стороны Старовааганьковского переулка, то получается, что здание стоит спиной, задом к Кремлю?!

Левина:

- Это такая московская легенда, что Баженов обиделся на Екатерину, поэтому задом его поставил к Кремлю. Но давайте рассуждать как люди здравые. Со стороны Кремля - гора. А по законам классицизма торжественный въезд в дом должен быть на уровне самого дома. Со стороны Кремля это сделать невозможно. Поэтому въезд и сделан со Староваганьковского переулка. При этом дом торжественно смотрит на Кремль очень красивой своей стороной. Они вдвоем друг на друга любуются. Это потрясающая московская перспектива.

ГДЕ ЗВУЧАЛА «КЛЯТВА ТРЕХ ИМПЕРАТОРОВ»

Андреассен:

- Говорят, что есть легенда, что с балкона любовался на Кремль король - прусский что-ли…

Левина:

- Да. Прусский король.

Андреассен:

- И появилась легенда о клятве трех императоров. Итак, 12-й год. Нашествие Наполеона. Дом сгорает (Пашков так и не успел в нем пожить до пожара...). Утрачивается бельведер со статуей богини Минервы, многие другие статуи. И главное, хозяева говорят, что у них нет возможности восстановить здание. А так как у Пашкова не было прямых наследников, дом перешел племяннику, а у того итак свои хоромы на Моховой есть.

Зал, в котором Пашкову так и не удалось сплясать из-за пожара.

Зал, в котором Пашкову так и не удалось сплясать из-за пожара.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

И правительство решает восстановить Пашков дом за городской счет. Потому что он уже тогда считался одним из символов столицы.

В 1817 году, через 5 лет после войны с Наполеоном и московского пожара, в столицу на торжества приезжает отец нашей великой княгини, будущей императрицы Александры Федоровны, прусский король Фридрих-Вильгельм со своими сыновьями – братьями Александры Федоровны. И просит показать ему Москву с самой высокой точки. А Москва-то сгорела на 95 процентов! Ее только-только восстанавливали.

Еще университет лежал в руинах, еще в Кремле было все в руинах...

Андреассен:

- И это открылось взору гостей?

В доме вам непременно покажут кладку аж 15 века, которую использовали при строительстве дома в 18 веке.

В доме вам непременно покажут кладку аж 15 века, которую использовали при строительстве дома в 18 веке.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Левина:

- Да. Дом Пашкова стоял как жемчужина среди пепла. Король взошел на бельведер, который успели восстановить. И увидел красавицу-Москву, спаленную пожаром, еще только начинающую восстанавливаться. И преклонил колени. И сказал своим сыновьям: «Поклонитесь нашей спасительнице. И никогда не воюйте с Россией». Его сыновья никогда не воевали с Россией. И в честь этого события балкон украсили гербами России и Пруссии. Сейчас этих гербов там нет.

Андреассен:

- Гербы там менялись... Пришел Советский Союз.

Левина:

- Но балкон остался.

Андреассен:

- Балкон все строи пережил. Внутрь здания, кстати, водят экскурсии: изнутри можно вплотную к балкону подойти.

Это вид на тот самый балкон, где прозвучала "клятва трех императоров".

Это вид на тот самый балкон, где прозвучала "клятва трех императоров".

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Левина:

- В 1830 году дом Пашкова купили в казну. И, упразднив существовавший тут дворянский Благородный пансион, сделали из дома Пашкова дворянский институт.

Почему упразднили пансион и сделали дворянский институт? Царь приехал в Москву в 30-м году. И, проезжая по Тверской мимо Благородного пансиона решил зайти и посмотреть, как обучаются подростки, которые должны поступать в университет в пансионе.

А это тот же балкон (тот, что с колоннами, а не круглый), только со стороны Моховой улицы. На фоне Дома Пашкова очень любят фотографироваться!

А это тот же балкон (тот, что с колоннами, а не круглый), только со стороны Моховой улицы. На фоне Дома Пашкова очень любят фотографироваться!

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

А в этот момент в пансионе была переменка. Что делают дети в переменку? Они там, как маленькие горошинки, катаются, мутузят друг друга. И они так же бегали, ударялись в императора. И никто его не узнал! Он прошел по залам, по кабинетам. Он не увидел ни одного преподавателя. Они все были в своих комнатах. Никто его не узнал, кроме Константина Булгакова, маленького воспитанника, который вскочил при виде зашедшего в комнату императора и сказал: «Здравия желаю, Ваше Императорское Величество!».

Николай был так зол! Он-то воспитывался в абсолютной муштре. Ему не разрешали такие вольности. И он решил тут же закрыть этот пансион. Тем более, он увидел на доске выпускников, что почти все декабристы оттуда вышли. И он решил сделать в доме Пашкова дворянский пансион. С более строгой дисциплиной.

НЕ ТУТ ЛИ КРОЕТСЯ БИБЛИОТЕКА ИВАНА ГРОЗНОГО, или ТАЙНЫЙ ХОД В ПОДЗЕМЕЛЬЕ

Левина:

- А в 1862 году Москва подарила этот дом музею, который она забрала из Петербурга. Музей создал москвич Николай Петрович Румянцев. В Петербурге он был никому не нужен, там императорских музеев полно. А у нас не было музеев. У нас были частные галереи. Поэтому Москва пообещала Петербургу, что она будет холить-лелеять этот румянцевский музей и подарила ему самый красивый дом. Купцы обеспечили его финансирование. Козьма Терентьевич Солдатенков - текстильный фабрикант и крупный книгоиздатель - ежегодно давал тысячу рублей на пополнение коллекции.

Это я примериваюсь к читальному залу старинной библиотеки. Духоподъемно! Если серьезно - очень уютно.

Это я примериваюсь к читальному залу старинной библиотеки. Духоподъемно! Если серьезно - очень уютно.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Андреассен:

- Большие деньги по тем временам.

Левина:

- Очень!

Андреассен:

- А как это все превратилось в библиотеку?

Левина:

- Музей – это восемь отделов, из которых одна только библиотека. Император дает приказание, что все типографии по одному экземпляру должны давать теперь и в Румянцевский музей тоже. Да, публичная библиотека, императорская и Румянцевский музей. И коллекция разрастается. Туда сдают рукописи потомки Пушкина, библиотеки разные великие люди. Козьма Терентьевич Солдатенков завещал туда свою библиотеку, свою картинную галерею. Купили галерею Прянишникова. И в начале двадцатого века для большой картинной галереи, которая там уже получилась, построили новое здание. Рядом, в Староваганьковском переулке. Оно сейчас просто перестало существовать.

После революции Румянцевский, как и императорский музей, был расформирован. Его старинные коллекции передали в другие музеи. Осталась только библиотека.

В Румянцевской библиотеке не только показывают старинные книги, но и дают их потрогать. Кстати, записаться сюда может любой желающий.

В Румянцевской библиотеке не только показывают старинные книги, но и дают их потрогать. Кстати, записаться сюда может любой желающий.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Андреассен:

- И она сохранилась.

Левина:

- Да. В нее вошло собрание рукописей, поэтому там есть и нумизматический отдел, там много что есть из Румянцевского музея. Это объединено теперь в Государственной библиотеке.

Андреассен:

- Надо сказать, что в нее может записаться абсолютно любой москвич. И ходить, хотя бы потрогать старинные тома…

А это я спускаюсь в колодец, который якобы таит то ли ходы невесть куда, то ли библиотеку Ивана Грозного.

А это я спускаюсь в колодец, который якобы таит то ли ходы невесть куда, то ли библиотеку Ивана Грозного.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Левина:

- А там устраивают выставки постоянно. Выставки редкой книги, например, туда дети Александры Федоровны передали ее личную библиотеку. И она выставлена. Ее можно посмотреть.

Устраиваются нумизматические выставки, разные экскурсии.

Андреассен:

- Я слышала, что библиотеку Ивана Грозного тут искали? Якобы наткнулись на какой-то колодец рядом с домом Пашкова. Колодец, действительно, есть, я спускалась в него.

Левина:

- У библиотеки потрясающий директор. Очень креативный, с большим чувством юмора. И первого апреля на официальном сайте библиотеки вдруг появилась история, что пока шли реставрационные работы, в колодце нашли вот эту книгу. И даже фотографию этой книги дали! Якобы сенсация: нашли библиотеку Ивана Грозного! И только через несколько дней сказали, что это была первоапрельская шутка.

С появлением на Боровицком холме князя Владимира Крестителя дом Пашкова смотрится вот так. И у всего ансамбля получилась законченность.

С появлением на Боровицком холме князя Владимира Крестителя дом Пашкова смотрится вот так. И у всего ансамбля получилась законченность.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Андреассен:

- А никто и не заметил, что опубликовано первого апреля?

Левина:

- Да.

Андреассен:

- Но что это за колодец такой?

Левина:

- А там подземные ходы. С крутой лестницей.

Андреассен:

- И куда ходы ведут?

Левина:

- А, может, в Кремль. А, может, они ведут на Берсеневку за Москву-реку. Или за Отводной канал. Да вся Москва в центре – это сплошные подземные ходы.

Андреассен:

- Думаю, этому надо посвящать отдельную программу...

Эта маленькая церковь в основе своей - старинная-престаринная.

Эта маленькая церковь в основе своей - старинная-престаринная.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН