Премия Рунета-2020
Нижний Новгород
+8°
Boom metrics
Туризм2 мая 2016 10:00

Речные круизы по Волге: пять секретов экономии

«Комсомолка» узнала, чего ждать от наступающего навигационного сезона
Отправляемся в путешествие по рекам России на самых выгодных условиях.

Отправляемся в путешествие по рекам России на самых выгодных условиях.

Фото: Роман ИГНАТЬЕВ

Отдых в России становится все популярнее, и, что уж совсем удивительно, планировать его теперь начинают заранее. Еще бы – на «горящие» путевки в Египет или Турцию надежды никакой, а Европа по карману не каждому. Так что ставки делаются на прямо противоположный вариант – раннее бронирование туров по родной стране. И если в небольшой отпуск хочется вместить как можно больше новых мест, приключений и впечатлений, идеальный вариант – отправиться в речной круиз. «Комсомолка» узнала, чего ждать от навигационного сезона.

Пять наивных вопросов о речных круизах

Когда открывается навигация и когда лучше всего путешествовать по Волге?

В разных городах России навигация открывается в разное время, так, к примеру, в Москве в этом году торжественное открытие навигации намечено на 29 апреля. Самый популярный период для путешествий по реке – с конца июня по середину августа, когда погода особенно теплая, и можно купаться. Но и цены в этот период значительно выше. А вот в мае-июне или в сентябре-октябре стоимость тура может оказаться на 30% меньше! Кроме того, в это время темнеет рано, и можно наблюдать с палубы звезды и метеорные потоки.

Какие маршруты самые популярные, как выбрать лучший для себя?

– В основном туристы предпочитают брать путевки на 7-10 дней, но так называемые туры выходного дня – на 1-2 суток – тоже неизменно пользуются успехом, - отмечает директор по маркетингу группы компаний «Гама» Ренат Панин. - Самые популярные города – Астрахань, Казань, Нижний Новгород, Москва и Ярославль – обычно туристы хотят, чтобы их круиз включал хотя бы несколько из них. В любом из этих городов можно начать или закончить путешествие – как вам удобнее.

Кроме традиционных поездок вверх-вниз по Волге «хитом» сезона обещают стать плавания по Оке до Москвы, Рязани и Мурома, а также круизы сразу по нескольким рекам: по Волге, Каме и Белой до Уфы или по Волге, Каме и Вятке до Вятских Полян.

Какие бывают суда для речных круизов?

Класс теплохода зависит от многих факторов – его возраст, дизайн, размеры кают, удобства, сервис… Обычно выделяют следующие категории судов:

- «Люкс»: настоящий плавучий отель с просторными каютами по 14-26 квадратных метров, индивидуальными балконами, лифтами, спа-салоном, тренажерным залом и, конечно, исключительным сервисом. Теплоходы класса «люкс» обычно либо построены совсем недавно, либо полностью модернизированы. Стоимость суток на таком теплоходе составляет в среднем около 10 тысяч рублей на человека.

- «Премиум»: в основном немецкие четырехпалубники 1980-1990-х годов постройки. Они также отличаются комфортными каютами со всеми удобствами и полным спектром услуг, а стоимость суток на таких теплоходов составляет около 6 600 рублей на человека.

- «Комфорт+» и «Комфорт»: теплоходы в возрасте 30-50 лет, с полностью оборудованными, правда, более тесными каютами. Сутки в таком теплоходе обойдутся в 5 000 – 6 000 на человека.

- «Стандарт»: теплоходы в возрасте около 60 лет, в которых имеются каюты без удобств (к примеру, умывальник есть, а вот душем придется воспользоваться общим). Стоимость дня на таком теплоходе составляет около 4 000 рублей на человека.

Кроме того, для речных прогулок в последнее время активно используются колесные суда. Нет-нет, вовсе не пароходы, как в «Жестоком романсе», а современные и надежные корабли. Так, возле Нижнего Новгорода можно покататься на новом колесном теплоходе «Сура», по Москве-реке ходит «КолесовЪ», у севастопольцев есть «ДоброходЪ»…

- Это не дань моде на ретро – просто именно такие суда способны пройти даже по самым мелким и извилистым рекам, - отмечает изобретатель современных колесных судов, ведущий инженер управления научно-исследовательской и инновационной деятельностью Волжского государственного университета водного транспорта Евгений Фальмонов. – Реки уже стали другими, гарантированная глубина на Волге, например, составляет всего два с половиной метра, а «обновить» реку стоит значительно дороже, чем автодорогу.

Привычный гребной винт хорош на глубине, а в мелких местах с ним сразу начинаются проблемы – тут и коэффициент полезного действия падает, и, еще того хуже, может произойти так называемое присасывание ко дну. А вот судну с колесным движительно-рулевым комплексом все нипочем.

– Даже если такое судно сядет на мель, с помощью тяги опущенных на дно колес оно сможет вытащить себя самостоятельно, - подчеркивает Евгений Фальмонов.

Класс теплохода зависит от многих факторов – его возраст, дизайн, размеры кают, удобства, сервис.

Класс теплохода зависит от многих факторов – его возраст, дизайн, размеры кают, удобства, сервис.

Фото: Елена КОСТЮРИНА

Почему речные круизы такие дорогие?

- Столь высокие расценки обусловлены объективными причинами, - считает Ренат Панин. – Во-первых, топливо постоянно дорожает, а во-вторых, и это главное – платить приходится и за причалы в городах и на стоянках, и за круглогодичное обслуживание теплоходов. Хотя сезон навигации в нашей климатической зоне всего четыре месяца, а в остальное время теплоходы прибыли не приносят, зато требуют ухода.

В 2011 году произошла трагедия с теплоходом «Булгария». Какие могут быть гарантии, что такое не повторится?

- Перед началом сезона каждый теплоход проверяют сорок организаций – Роспотребнадзор, санэпидстанция, речной регистр, транспортная прокуратура и многие другие, - заверяет «Комсомолку» заместитель генерального директора круизной компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова. – Сертификаты об успешном прохождении всех проверок выкладываются на сайте компании, а при желании любой турист может увидеть их и воочию. Переживать о том, что многие теплоходы уже стали «пенсионерами» по человеческим меркам, тоже не стоит – все детали в них регулярно заменяются, и фактически это уже совсем не те суда, что вышли из доков в 1950-1960-х годах.

Турне по Волге: пять секретов экономии

Если прокатиться по Волге на теплоходе очень хочется, но цены пугают – не отчаивайтесь! При желании сэкономить на речной поездке все-таки можно. Как именно? Тут есть несколько вариантов:

1) Берите круиз только в один конец. Живете в Казани и мечтаете о путешествии до Ярославля? До него и плывите! А обратно и на поезде можно, и на самолете. Так и деньги сэкономите, и отпуск.

2) Обращайте внимание на категорию теплохода – так ли необходимо плыть теплоходом премиум-класса? Стандарт обойдется ощутимо дешевле!

- Каждая категория теплоходов подразумевает определенный набор услуг. Если вам не нужна бутилированная вода в каютах, тапочки и полотенца, в конце концов, если вы сами можете застелить себе постель – все это повод сэкономить, - отмечает начальник отдела внутреннего туризма нижегородского отделения компании «Водоходъ» Светлана Турыгина.

3) Бронируйте билеты заранее! Большинство туристических компаний предоставляют скидки за раннее бронирование, причем значительные – до 45 процентов.

4) Выберите, какой вариант питания вам больше подойдет.

- Обычно в речных круизах предлагают трехразовое питание: завтрак, обед и ужин. Но если вы собираетесь ложиться слишком поздно, чтобы просыпаться к завтраку – оптимальнее будет выбрать только обед и ужин, - делится директор по маркетингу группы компаний «Гама» Ренат Панин.

5) Продумайте культурно-развлекательную программу. Возможно, на какие-то экскурсии вы не захотите идти – так зачем же платить за ненужные вам развлечения?

КСТАТИ

Самые любопытные экскурсии

В большинстве городов Поволжья вам предложат экскурсии по крышам, мистическим или заброшенным местам, а кое-где проведут по подвалам и бункерам. Гурманам понравятся гастрономические экскурсии по кафе и ресторанам. Некоторые заведения уже сами стали достопримечательностями - к примеру, одна из астраханских столовых прославилась благодаря своему неподражаемому копирайтеру и его смешным постам в соцсетях.

КОМПЕТЕНТНО

Гидролог Нижегородской ГЭС Дмитрий КРАЛИЧЕВ:

- Хотя в последнее время проблема обмеления Волги стоит достаточно остро, есть надежда, что в этом году дела пойдут на лад. Запас воды в Рыбинском водохранилище позволяет говорить о том, что ситуация лучше по сравнению с маловодным 2015 годом и навигации на Волге вряд ли что-то помешает.