Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Общество23 августа 2016 22:52

Скоро народ из города кинется жить в деревню

Такой прогноз дает вологодский писатель Анатолий Ехалов, с которым беседовал наш спецкор Николай Варсегов [видео]
Писатель Анатолий Ехалов человек творческий и веселый.

Писатель Анатолий Ехалов человек творческий и веселый.

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

Анатолий Константинович уже 35 лет не пьет спиртного. Однако это не помешало нам как-то сразу же перейти на «ты».

- Ну а раньше-то выпивал? – спрашиваю.

- Да, как и все. А когда я вышел из пьяного очарования, жизнь стала гораздо интересней. Столько яркого, любопытного, чего не увидишь и не поймешь на хмельную голову. Поэтому меня к рюмке совсем не тянет. Жалко людей, которые променяли красоты жизни на алкоголь.

- Тебе повезло. Природа вложила в тебя интерес и любопытство к жизни. А другим природа это не даровала. И где им радость черпать, если не в алкоголе?

- Я вот много с детьми работаю. Вожу их по интересным местам. И знаешь, какие дети все любознательные! Так вот, если с детства человека увлечь интересным делом, он в нем и будет радость искать всю жизнь, а не в алкоголе. А особенно в деревенской жизни столько всяческих увлечений.

- Ты говоришь, что скоро народ из города на село потянется. Почему так решил?

- Это не я решил, так показывает наука. Был такой советский профессор Петр Андреевич Колесников, который исследовал русскую деревню. Он вывел некий алгоритм подъемов и спадов в нашей сельской местности. Вот он установил, что в Вологодской области, например, в благоприятные времена где-то 30-40 тысяч деревень насчитывалось. А когда смуты, реформы, число деревень падало до 8 тысяч. Сейчас самый пик спада деревенского населения, а в городе переизбыток людей. В городе все сложней с работой, а деревенский труд востребован. Страна нуждается в продуктах.

- Сомневаюсь я. Нынешняя деревня – смотришь по телевизору – адово зрелище. Александр Гордон и его коллеги то и дело показывают нам жутких сельских дегенератов, которые беспробудно пьют, дерутся и выясняют через анализы от кого ребенок. Страшно ехать в нынешнее село. Как там растить детей?

- На самом деле деревня далеко не такая, и народ, в большинстве своем, там живет прекрасный. Только вот журналисты не показывают трудягу пасечника, земледельца, а стараются отыскать в селе нечто самое некрасивое.

Вологодская деревенька в зимнюю пору.

Вологодская деревенька в зимнюю пору.

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

- Так они ж не со зла так делают, а для рейтинга. Грязные скандалисты в студии привлекают зрителя. А на трудягу пасечника кто будет смотреть?

- Да я сам 10 лет на телевидении делал программу про деревню – про тружеников, про гармонистов, садоводов, самодельщиков, про разных людей талантливых. Делал деревенские праздники, на которые съезжались десятки тысяч людей; "Праздник коровы", "Коня", "Живой воды", "Банную ассамблею", "Русской печки", Шоу драндулетов" и т.д.

Праздник Коня. Фото Анатолия Ехалова.

Праздник Коня. Фото Анатолия Ехалова.

Праздник Коровы. Фото Анатолия Ехалова.

Праздник Коровы. Фото Анатолия Ехалова.

И делал так, что по субботам пустели улицы. Почти вся область собиралась у телевизора. А почему? Потому что делал-то я с любовью. Я показывал, как можно с интересом, со вкусом и зажиточно жить в деревне. Жить своим умом. Мне до сих пор кланяются деревенские женщины: "Спасибо, ты своими фильмами спас наших мужиков от тоски и пьянства".

Мне часто и ныне звонят журналисты из Москвы, просят материал какой-то интересный про деревню. Положительный. Я говорю, дам вам материал, только вы не сможете ничего сделать. Да сделаем, говорят, отлично сделаем! Ну, приезжают. Веду их к друзьям к фермерам. Журналисты в восторге. Снимают, пишут. А в результате получается такой лубок и пошлость с анекдотиками, хоть ты плачь. Такое высокомерное похлопывание по плечу деревенских жителей москвичами. Наши журналисты они же несут любовь к себе, а не к человеку. Они собой любуются. К человеку у них интерес фальшивый. Человек это чувствует, замыкается. Работа не получается. А на самом деле деревня это настолько тонкая материя, что требует подхода очень корректного.

В вологодской глубинке.

В вологодской глубинке.

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

ДЕРЕВНЯ ДАЕТ СВОБОДУ

- Анатолий, а нужны ли стране вот эти классические деревни умирающие, по которым столько печали вылито, особенно от писателей-деревенщиков? Я серьезно. Ведь сколько денег надо потратить, чтобы в дальние деревни провести электричество, интернет, дороги. Школы построить и разно прочее. А заболеет там человек зимой, так за ним иной раз вертолет отправлять нужно. Рачительней бы деревни дальние переселить поближе к городу, к федеральным трассам. Чтоб это были сельские поселения со всеми удобствами. Им же проще свою продукцию в города отправлять.

- Люди выезжают в деревню, чтобы реализовать свое чувство хозяина. Подальше от всякого начальства. Русский человек всегда тяготел под власть земли. Замечательно про то сказал еще в 19 веке писатель Глеб Иванович Успенский: «Русский народ до тех пор велик, терпелив, могуч, до тех пор держит на своих плечах вся и всё, покуда царит над ним власть земли, пока живет в его сознании невозможность ослушания её повелений… . Уберите эту власть, и нет уже того великого, терпеливого, могучего народа… наступает страшное «иди, куда хошь…». Русский человек по-настоящему счастлив, когда живет в содружестве и в согласии с землей, с природой.

- Интересно! То есть, чем дальше уехал ты из тесного города, тем ты белее вольный и независимый? Трудно не согласиться. Да, в городе человек раб общества. Надо терпеть шумных соседей за стеной, бояться за автомобиль во дворе, воевать с ЖКХ, лебезить пред начальством и т.д. Может и правда люди одумаются и хлынут в деревню во времена ближайшие.

- Думаю, так и будет. Я вот даже создал общественное движение «Вологодская деревня». Это для тех, кто любит сельский труд, деревенскую литературу, кто мечтает жить в деревне, но не знает, как это сделать. Вот паренек у нас Рома Кренделев закончил сельскохозяйственную академию, поселился в деревню под Вологдой. 20 коров у него, лошади, хлеб печет. Поставил несколько теремов у дороги и проезжие с удовольствием покупают у него молоко, сметану, хлеб бездрожжевой и прочий продукт.

Советская власть, создавая индустрию, выкачала из деревни ресурсы. А теперь новые технологии, люди в городе не у дел. Правительство называет цифру в 38 миллионов человек, которые непонятно чем занимаются. По мнению либеральных экономистов у нас около 800 неперспективных городов, которые являются для страны обузой и они называют их неперспективными. Вот город Тотьма. В нем в 18 веке 3 000 населения было. 500 купцов. Добывали соль, торговали. Накопив капиталы, они пошли в Сибирь за соболем. И за соболем добежали до Тихого океана, основали свою крепость в Калифорнии. А в родном городе построили 28 церквей от избытков капитала.

К 1990 году в Тотьме жило 11 000 человек, в районе было 150 предприятий, 9 заводов, 2 леспромхоза с объемом заготовок леса более 2 миллионов кубометров, 13 стройорганизаций. На душу населения по 5 000 рублей в сбербанке. А сегодня в Тотьме заготовляют только 400 тысяч кубов леса. Все лесные узкоколейки и бетонные дороги разобраны и проданы. Зато там сегодня разместили свои филиалы 13 банков. Какую такую загадочную экономику они инвестируют?

- Парадокс какой-то! Зачем столько банков, если у людей денег нет?

- Идет закабаление кредитами. Банковский бизнес состоит в том, чтобы взять деньги у Центробанка под малый процент, а продать, как можно дороже. Люди ведутся, берут кредиты: машины купить, домик построить, детей выучить... В залог имущество движимое и недвижимое, дом, авто, земля... И ты уже раб, обращенный в рабство цивилизованным способом.

ПОЧЕМ НЫНЕ ЗЕМЛЯ В ГЛУБИНКЕ?

- Жители Тотьмы могли бы переехать в деревню и заняться сельским хозяйством?

- Им даже не обязательно уезжать из Тотьмы. У каждой семьи, практически, есть участки в 15 соток и более, плюс дачи. Люди умеют выращивать что угодно, но не могут торговать, и много всякого урожая гибнет. Я вот даже у себя на странице создал такой виртуальный магазин, где можно разместить заявку. И люди пишут «мне яблоки девать некуда, в землю закапываю», другой сообщает, что у него две тонны картошки лишней, у кого молоко, и молочные продукты. у кого яйца... Сейчас в городах создают товарищества собственников жилья. Вот через них и можно бы решать такие задачи, как сбор и продажа излишков.

- Ну а, допустим, молодые и энергичные люди решили заняться фермерством, и с размахом. Вот насколько им ныне сложно или легко приобрести гектары?

- Да запросто. У каждого поселения есть резервные земли, которые можно выделять. Я сам купил 3 гектара сельхозугодий на всякий случай в красивом месте у реки Кихть. Там вода такая чистая, что ее с реки пить можно. Это в 110 километрах от Вологды. Сейчас мне один фермер предлагает пасеку там устроить.

- Ну а как это? Ты просто пришел в районную администрацию, попросил, и они продали?

- Не так, земля была выставлена на торги, вот я и купил. Вообще сейчас земли много выставляется на продажу и можно пока что купить ее очень дешево. За эту землю плачу налог, но он небольшой. Я купил ее, руководствуясь крестьянским сознанием. Но есть опасность, конечно, получить удар со стороны собственного правительства. Ведь кто его знает, ныне одна политика, а вдруг законы изменятся? Вдруг, например, налог такой влупят, что придется с землей расстаться.

- Ну и почем ныне земля в глубинке?

- Везде по-разному, но имея в кармане, скажем, двести-триста тысяч рублей, можно смело отправляться на земельный рынок и несколько гектаров приобрести.

- Но, насколько я знаю, землю требуют обрабатывать? А если ты ею не занимаешься, то отберут ее?

- Ну там на первых порах можно хотя бы сено косить и продавать, а это уже сельхозработы.

КОМУ НУЖЕН ФИЛЬМ О СЕЛЕ ХОРОШИЙ?

- Скажи, Анатолий, а вообще деревенский человек как-то отличается от городского характером, там…, философией, чем еще?

- Я расскажу вот такой случай. Отец вернулся с войны, построил школу в деревне Ескино. Было это в Ярославкой области. А жили мы в двух километрах в деревне Новинке. Новинка была центром сельсовета. Мне было два года, когда мы выехали из Новинки. Спустя 50 лет, я оказался там. В деревне все заросло высоченной травищей. Только тропы сквозь нее от дома к дому. Гляжу, выходит из одной избы бабка древняя-древняя. За ней другая, чуть помоложе. Тут со всех сторон начали бабушки подтягиваться. И вот первая кланяется мне и говорит «Здравствуй, Анатолий Константинович! А батька твой каким человеком был!»

Я тут вообще растерялся. Меня как молнией поразило. Откуда, спрашиваю, вы меня знаете?

Так как же, говорят, телевизор-то сморим ведь. Следим за тобой.

Вот ведь какое дело. Я в два года покинул эту деревню, а они-то следили всю жизнь за мной. Деревня никогда своих не забывает. Худой, да свой, говорят.

И мне стыдно, что я уже после 50-ти сделал такое открытие о деревне. А нам внушили, что деревня это отстой: телега, навоз. Северная деревенская цивилизация еще не открытая, не познанная нами, наверное, самая гармоничная. И народ, живущий там, замечательный, душевный, многие еще остаются хранителями великой крестьянской культуры. И это для телевидения такой творческий кладезь… . Я бы сам готов продолжить деревню на экране показывать. Денег много за это не прошу. К тому же есть всё оборудование.

- Давай обратимся. Может в пустоту, а может быть кто и откликнется? Обратимся к телеканалам: писатель Анатолий Ехалов готов создать ряд хороших телепрограмм о вологодской деревне. Качество и зрительский интерес гарантирует. Ждем интересных заказов.

- Давай, обратимся. Неужели во всей Руси великой, не найдется человека имеющего возможности и понимающего нашу ответственность перед деревенским миром, в который нам еще предстоит возвращаться, обустраивать и гармонизировать его.

НАША СПРАВКА:

Ехалов Анатолий Константинович – заслуженный работник культуры РФ, писатель, тележурналист, действительный член Петровской академии наук и искусств, член Союза писателей России.

Родился 28 марта 1951 года в деревне Новинка Ярославской области. Окончил Ленинградский госуниверситет, факультет журналистики. Автор шестнадцати книг прозы и публицистики. Лауреат многочисленных премий и фестивалей в области литературы и кино. Автор и режиссер более 150 телевизионных фильмов о Вологодчине. Более полусотни фильмов Анатолия Ехалова демонстрировались на каналах Центрального телевидения.