Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Звезды1 декабря 2015 6:00

Валерий Сюткин: Раньше я думал, что Магомаев - не для меня

7 декабря в театре «Московская Оперетта» состоится большой концерт знаменитого музыканта с коллективами «Рок-н-ролл бэнд» и «Light Jazz» [фото, видео]
Валерий Сюткин.

Валерий Сюткин.

ЧАЙ В ГРИМЕРКЕ

Если «рок-н-ролл» в исполнении Валерия для нас вещь давно привычная, то его выступление с джазменами для многих будет в новинку!

Заинтригованный, я пришел на совместный концерт Сюткина и группы «Light Jazz». В гримерке клуба Андрей Никонов, ударник группы, угостил меня чаем.

- Андрей, добрый вечер! Расскажите, пожалуйста, как начинался проект «Light Jazz»?

- У нашей группы довольно долгая история, причем Валерий Сюткин сыграл в ней довольно важную роль. С ним мы познакомились лет 15 назад, и оказалось, что мы «смотрим в одну сторону»: нам обоим интересны советские песни 50-60-х годов. Конечно, у каждого из нас был свой коллектив (у Валерия - «Сюткин и Компания»), но идея поиграть вместе появилась уже тогда. Но всему свое время!

Ударник Андрей Никонов.

Ударник Андрей Никонов.

И вот, несколько лет назад Валера звонит мне: «Подскажи, пожалуйста, интересный джазовый состав, – надо сыграть на дне рождения моего друга». И я ему посоветовал дуэт аккордеониста Александра Мартиросова и гитариста Владимира Фролова. Чуть позже я познакомил их с контрабасисом Женей Онищенко, а сам стал играть на ударных. Вот так и собрался наш квартет!

Эти четыре инструмента - аккордеон, гитара, контрабас и ударные - в результате дали такое мягкое, светлое звучание, что коллектив было решено назвать «Light Jazz». Мы стали часто выступать, и довольно успешно.

- А как вам удалось «заманить» к себе в квартет знаменитого джазового гитариста Алексея Кузнецова?

- Летом 2014 года мы наконец-то решились записать накопившийся материал. А ведь так всегда бывает – стоит только войти в студию, как там сразу появляются идеи и разные мысли! (смеется.) Например, для мелодии «Цветущий май», пригласили Игоря Тертычного - кларнет, Максима Пиганова на тромбоне и Владимира Галактионов на партию трубы и валторны. А Женя-контрабасист говорит мне: «раз такой оркестр получается, давай Кузнецова пригласим сыграть на гитаре!» Я засомневался, ведь Алексей Алексеевич такая величина - народный артист России! Но он на удивление легко согласился записать гитару и с тех пор с удовольствием выступает с нами.

СТИЛЬ ПРОСТОЙ - СОВЕТСКИЕ ПЕСНИ

- Как я понимаю, ваш репертуар - это обычные для джазменов мелодии 40-50-х, из репертуара Коула Портера, Фрэнка Синатры. А как вышло, что в этом составе вы вдруг стали с Валерием Сюткиным исполнять «классику» советской эстрады?

- Я как раз подхожу к самому главному! Все оказалось просто – я понял, что в этот момент сбывается наше с Валерием давнее желание поиграть советские песни. Я позвонил Валерию Миладовичу, рассказал о предложении Алексея Алексеевича Кузнецова попробовать спеть с нами и предложил подъехать в студию. Услышав имя Алексея Кузнецова, Валерий согласился попробовать.

Контрабасист Евгений Онищенко.

Контрабасист Евгений Онищенко.

Когда он приехал в студию, выяснилось, что никто, кроме меня, с ним раньше не работал. Но как только все взяли первый аккорд, а Валера запел «Дорогие мои москвичи», мы остолбенело взглянули друг на друга – «вот это класс!», это было настолько стильно и красиво что после первого дубля Валера сказал «небезнадежно!» Тогда мы решили записать с ним еще пару песен... В итоге, в первый день мы записали на одном дыхании около пяти произведений. Потом сразу заказали еще студию, и стали писать еще и еще. Так и появился альбом «Москвич 2015».

- Расскажите поподробнее о записи этого альбома.

- Весь материал писали «вживую». Записали всего шестнадцать произведений. Небольшие огрехи, конечно, были… Например, «Добрый вечер» записали с двух дублей, «Песню моего друга» - с трех. В «Воскресенье» аккордеон чуть дописали, добавили армянского колорита. А вот «Август», «Я шагаю по Москве», «Почему, отчего?», «Три года ты мне снилась» - вышли с первого раза! Да вы и сами можете посмотреть процесс записи на YouYube.

С аранжировками песен тоже интересно вышло. Здесь, как и везде, существуют свои традиции, свои штампы. Однако в каждую песню мы постарались добавить чего-то своего. Например, мы долго решали, как завершить «А снег идёт». Закончить ее дружным аккордом – скучно и банально. И мы в концовку вставили начало знаменитой джазовой мелодии «Bernie’s Tune». Вот этим «тат-тадам-тат-тадам-паду-ду-ду-даааам» (напеват) и заканчивается наш «Снег». Звучит, я вам скажу, отлично!

Вот с песней «Август», например, как вышло… Её пели Аида Ведищева и Нина Бродская – эта песня у нас всегда исполнялась женским вокалом. Помните такую? (напевает.) «Скоро осень, за окнами август…» А вот Алексей Алексеевич неожиданно предложил спеть её Валере. И отлично получилось!

Или всем известные «Подмосковные вечера»… Они тоже получились не такими, как у других. Я все сомневался, стоит ли играть эту песню, а Валера просто сказал «давайте попробуем!» И тут подключается Алексей Алексеевич Кузнецов: «давайте-ка добавим в нее джазу - мы же тут собрались джаз играть, разве нет?» Вот и получился наш, советский джаз: там такая ритмика, такие синкопы! (смеется.)

В общем, наши планы вынашивались годами, но звезды должны были «сойтись», чтобы мы начали играть вместе. Валерий очень трепетно относится к этому. Ему обязательно надо, чтобы «все шестеренки механизма совпали» – иначе и не возьмется за дело. Но в этот раз все получилось: музыканты собрались быстро, альбом записали очень легко, и результат получился, как мне кажется, очень интересным. Я сам с удовольствием его слушаю. А вот и Валера! (в этот момент в гримерку бодрым шагом входит Валерий Сюткин.)

Гитарист Алексей Кузнецов.

Гитарист Алексей Кузнецов.

"А НУ-КА, СПОЙ, СЫНОК, «АВГУСТ»!"

- Валерий Миладович, добрый вечер! Андрей мне рассказал, как начинался проект «Light Jazz». Расскажите, пожалуйста, об альбоме «Москвич 2015».

- Хорошо... Понимаете, дело было не столько в нестерпимом желании исполнить эти старые песни. Мы могли бы легко сыграть их и в «Рок-н-ролл бэнде» - у нас отличные музыканты. Но ключиком ко всему этому проекту стало желание мэтров нашего джаза: гитариста Алексея Кузнецова и аккордеониста Александра Мартиросова.

Это «послевоенное» сочетание аккордеона и гитары дает тот самый "воздух", когда инструменты не «мешают» друг другу, а просто поют! Когда в состав вошли «ветераны», мы получили то самое фирменное звучание, о котором мечтает каждый. Везде - восторженные рецензии! Сейчас так никто не сыграет. И это такое удовольствие – почувствовать себя мальчишкой рядом с мастерами.

Я помню, Андрей привел меня на репетицию. А там Алексей Алексеевич просит меня: «А ну-ка, спой, сынок, «Август». Я ему: «Дядя Леша, я на концерте спеть могу, а писать-то зачем?» А он мне: «Ну давай попробуем». Спел и сам был удивлен – как здорово получилось!

- А как бы вы назвали стиль, в котором выступаете с «Light Jazz»?

- Если вы меня спросите, я отвечу просто: советские песни. Но мы играем их очень деликатно и, в то же время, не скучно. Я бы даже сказал – с улыбкой. И везде, где мы выступаем, любой, даже самый скептически настроенный слушатель, улыбнется и скажет, что это звучит очень культурно и приятно.

- Почему так долго выпускали альбом «Москвич 2015» - ведь записали вы его еще полтора года назад?

- Исполнять эти песни можно свободно, но вот записать и выпустить… Почти все наследники авторов живут сейчас не в России, и получить права на издание оказалось очень и очень тяжелым делом. Этим занималось «Первое музыкальное издательство» целый год, и обошлось всё более чем в 30 тысяч евро. В итоге, песни сейчас доступны на iTunes и других сервисах.

- А, собственно, почему альбом назван «Москвич 2015»?

- Я увидел, что в названиях доброй половины песен звучит слово «Москва» :«Московские окна», «Я шагаю по Москве», «Дорогие мои москвичи»… Я подумал, что у альбома очень «московское» настроение. И короткое слово «Москвич» как-то сразу пришло на ум. Кстати, пишется оно точно тем же шрифтом, как и название нашего авто «Москвич-401» середины пятидесятых, не помните такой?

- Количество песен на альбоме – 13! Это вас не смущает?

- Наоборот, у меня это одно из любимых чисел! (смеется)

«ОРАНЖЕВЫЙ ГАЛСТУК» ТОЖЕ ПРОЗВУЧИТ

- Как будет построен концерт 7 декабря в Театре Оперетты?

- «Рок-н-ролл бэнд» откроют концерт. С ними мы играем в основном материал моих сольных альбомов, но несколько песен «Браво» также будут: «Любите девушки», «То, что надо», «Оранжевый галстук», «7000 над землей», «Московский бит». И, конечно, классика - «Rock around the clock» Билла Хэйли.

А с «Light Jazz» мы исполним тринадцать песен, вошедших в новый альбом. На сольных концертах «Light Jazz» мы, кстати, играем и песни из репертуара «Рок-н-ролл бэнд», но в очень мягкой аранжировке. 7 декабря мы также проведем презентацию альбома «Москвич 2015» на виниловой пластинке, выпущенной музыкальным издательством «Мирумир». Также мы сыграем классику джаза: «Fly me to the moon» Фрэнка Синатры и спетую Ив Монтаном «Autumn leaves». Эти два джазовых стандарта разбавят выступление, чтобы не возникало ощущения «одной длинной песни».

- А вы «Fly me to the moon» и «Autumn leaves» споете на английском?

- Ну, почему же – они и на русском чудесно звучат. Вот послушайте! (напевает) «Прощальный лист в окно мне машет / и стаи птиц летят на юг. / Какой сюрприз – букет ромашек / в осенний день тебе, мой друг»… Очень поэтичный текст на мелодию «Autumn leaves» мне написал Сережа Патрушев (известный поэт-песенник – прим. И.Г.) В общем, стараемся, чтобы было не скучно!

- Я смотрю, вы часто даете концерты…

- Концерты? Да! Вообще, я все эти выступления воспринимаю как своего рода репитиции. А, как извстно, лучшая репетиция – это выступить перед публикой.Поэтому мы часто играем в будни в демократичных клубах, это позволяет себя чувствовать «живым» музыкантом. И я сам занимаюсь всей организацией - я давно понял, что нельзя сидеть и ждать, когда тебя пригласят. Нужно уметь легко и быстро напрямую догвариваться.

Вообще-то, мы часто играем не только в клубах. Мы дали много живых концертов и на «Авторадио», и на радио «Весна ФМ»… Мы, кстати, были единственными, кто сыграл в финале летних игр «Что? Где? Когда?» целых три песни! Ведущий передачи Борис Крюк - человек с характером, это видно и по эфиру. Так вот, он был просто в восторге! Еще, в этом году мы дважды играли в «Вечернем Урганте», и еще сыграем – а там редко кто играет больше одного раза.

Помимо проекта «Light Jazz», у всех нас насыщенная гастрольная жизнь, но совместные выступления добавляют каждому положительных эмоций.

Аккордеонист Александр Мартиросов.

Аккордеонист Александр Мартиросов.

КРИСТАЛИНСКАЯ, ХИЛЬ И ДРУГИЕ...

- Почему все-таки вы играете сейчас эту, казалось бы, "несовременную музыку"?

- Знаете, я всегда стараюсь избегать высокопарных слов. Но мне кажется, когда человек переходит пятидесятилетний рубеж – это своего рода подведение итогов. Ты вдруг ко всему начинаешь совершенно по-другому относиться. И теперь мне приятнее рассказывать не о своем творчестве, а о «старых» песнях и тех людях, с кем я их играю.

Моя юность выпала на время, когда все выпиливали гитары из ДСП и хотели играть рок. Запрет слушать, играть западную музыку сделали из нее предмет вожделения. А мы, подростки 70-х, буквально жили той музыкой, она была для нас чем-то с другой планеты, из другого измерения!

И я тогда считал, что советская эстрада (Кристалинская, Хиль, Магомаев) - для наших пап и мам, а мы идем своей дорогой. А оказалось, что наша советская классика – это важный пласт нашей с вами культуры. Я стал по-другому относиться к музыке 50-60-х.

ГДЕ: театр «Московская Оперетта»

КОГДА: 7 декабря в 19:00

ПОЧЁМ: смотри ссылку http://syutkin.ru/afisha.html

Также см.:

https://soundcloud.com/light_jazz

https://music.yandex.ru/album/2849447

https://www.youtube.com/channel/UCvrZ_EWsR49s2HARjtCttIQ/videos