Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды29 ноября 2015 22:00

Момент истины «Метода»: Ожерелье может убить, а от маньяков спасает любовь?

Вчера Первый канал показал 12-ю серию триллера про трудовые будни сыщика с замашками маньяка

«КП» попросила одного из авторов сценария «Метода» Олега Маловичко прояснить спорные моменты сериала.

Момент 1.

Маньяк, которого сыграл Александр Цекало, душит жертв с помощью ожерелья, которое само закручивается на шее девушки. Разве возможно такое?

- Это абсолютно реально. Достаточно знать историю инквизиции — там и не такие изощренные пытки применялись к людям. Не то, чтобы мы сладострастно копались в этом, но такие изобретения были. Кроме того, мы в «Методе» находимся на территории условности. Конечно, мы понимаем, что Меглин невозможен в реальности! Мы намеренно делали фантасмагорию, сказку, гиньоль (тип пьес, спектаклей и сценических приемов, основа которых - изображение различных злодейств. - Ред.). Есть ряд приемов, которые позволили нам переместиться с территории чистого реализма в область маскарада.

Меглин (Константин Хабенский) призывает зрителей искать в сериале скрытый смысл. Фото: Первый канал

Меглин (Константин Хабенский) призывает зрителей искать в сериале скрытый смысл. Фото: Первый канал

Момент 2.

Жертва праздничного маньяка падает на пол в конвульсиях, и никто ей не пытается помочь.

- Тут, скорее, вопрос к режиссеру Юрию Быкову — он разводил сцену. Рискну предположить, что таким образом он хотел подчеркнуть шок, через парадоксальность реакции людей. Это было настолько неожиданно, что никто не смог ничего понять. Почему люди спокойно идут на расстрел? Логика выживания должна подсказывать им обратное — беги, дерись! Но в состоянии подавления воли человек позволяет делать с собой, что угодно. Так работает защитный механизм психологии: это слишком страшно, чтобы быть правдой, поэтому я не могу помочь.

Момент 3.

Есения использует карандаш как оружие только в середине сериала. Хотя могла бы сделать это, еще когда ее душили в трамвае.

- Как раз в середине сериала Меглин и объясняет этот поступок, говоря что «руки должны быть готовы к убийству». Есения — персонаж-метаморф. Мы рассматриваем, как она вылупляется в прекрасную бабочку, проходя разные стадии. Она достает это орудие тогда, когда становится подготовленной к этому учителем Меглиным. Не всякий Люк Скайуокер с юности начинает махать мечом. Карандаш — овеществление ее силы. Стреляет не орудие — стреляет человек. И чтобы выстрелить, она должна пройти определенный духовный путь.

Момент 4.

Мораль, которая звучит в финале каждого эпизода «Метода»: если бы героя любили в детстве, он не стал бы маньяком.

- Это гипербола. Возникшая в результате медийного фона, который сопровождал премьеру «Метода». Об этой недолюбленности говорили продюсер Александр Цекало, режиссер, актеры. Но если рассмотреть серии внимательно, этот прием используется не так часто. И он не единственный. В любом случае мы не смогли бы дать синтетический портрет зла. Надо сфокусироваться на одном из аспектов, смотреть с определенного угла. Наша история - о коллективной ответственности, растворенности зла в каждом из нас, проблеме выбора. Возможно, мы излишне на этом фокусируемся, но это и отличает нас от других высказываний на подобную тему.

Момент 5.

Сцена допросов и композиция «Метода» почти полностью совпадают со структурой сериала «Настоящий детектив», который вышел в 2014 году.

- Будете смеяться, но недавно на экраны вышел фильм «Саранча» с Паулиной Андреевой и Петром Федоровым, и там тоже используется прием допроса с флешбэками (художественный прием, демонстрация событий прошлого. - Ред.). Сценарий я написал в 2007 году. Вряд ли кто-то у кого-то украл идею. Просто эта схема работает в огромном количестве фильмов - дедушка рассказывает у костра о былых сражениях, о шрамах и переломах. Первые варианты «Метода» сценарист Дмитрий Иванов создавал, не зная о моей «Саранче», и до выхода в эфир «Настоящего детектива».

ПОСТСКРИПТУМ

Режиссер Юрий Быков: «Метод» - это страшная детективная сказка. С довольно мощной системой метафор и символов. Мы старались, чтобы не было ничего лишнего. Не стоит воспринимать всерьез все, что происходит в сериале. Это сказка о любви — женщины к мужчине, к человечеству, к алкоголю, в конце концов».

«Метод». Воскресенье, 23.00, Первый.