Премия Рунета-2020
Москва
+11°
Boom metrics
Туризм2 июля 2015 22:00

Российские туристы отсудили полмиллиона рублей за отмененный рейс

Разбирались год, но в итоге выиграли суд. Как им это удалось? И чему могут у них научиться все, кому испортили отпуск турфирмы и авиакомпании? [аудио]
По дороге к загадочному Мачу-Пикчу Ирине  и ее попутчикам встретился  рейс-призрак. Фото: facebook.com

По дороге к загадочному Мачу-Пикчу Ирине и ее попутчикам встретился рейс-призрак. Фото: facebook.com

«Мы выиграли суд у испанской авиакомпании. 560 тысяч рублей! Да, больше полумиллиона! На четверых самостоятельных путешественников из России! Когда в пятницу деньги стали приходить к нам на счета, я была нереально счастлива!»

В соцсетях эти слова Ирины Полежаевой растиражировали сотни раз. Потому как удивляет все. И сумма. И то, что наши туристы выиграли суд у иностранной компании. И вообще сам факт, что решили идти до конца. Потери-то были, честно говоря, не глобальные - по 20 тысяч на человека. Благодаря упорству и юридической грамотности они превратились в полмиллиона на всех! «Мне тоже иногда хотелось забыть и забить, утереться, опустить руки», - признается Ирина.

У Ирины Полежаевой и ее попутчиков стоит поучиться и другим отпускникам. Шансов попасть в точно такую же историю - один на миллион. Но сама технология - как добиться своего - будет работать и в других разбирательствах с авиакомпаниями, отелями и турфирмами, если они испортили вам отдых.

ЛЕТИМ НА НОВЫЙ ГОД В ПЕРУ!

Начались приключения Ирины три года назад:

- Мы решили, что будем встречать Новый год на Мачу-Пикчу. Купили билеты с непростым, как мы любим, маршрутом: Москва - Мадрид - Лима (Перу) - Санта-Круз (Боливия) - Сан-Паулу (Бразилия) - Мадрид - Москва. Все удовольствие 1000 долларов, - рассказывает опытная путешественница, а теперь еще и борец за свои права. - Билеты купили у испанской авиакомпании «Иберия», а перевозчиком из Боливии в Бразилию должна была быть компания «Авиасур». Но в сентябре она обанкротилась. Мы сделали запрос в «Иберию», чтобы нам заменили этот сегмент. Пришло письмо, что ничего менять не будут. Мы решили, что это значит - авиакомпания полностью взяла на себя ответственность за перелет.

Урок 1:

Если возникают вопросы, сомнения, получайте письменные ответы. Ирина могла бы просто позвонить, у «Иберии» есть представительство в Москве. Но тогда у нее не осталось бы никакого документа, который потом пригодился в суде.

РЕЙС, КОТОРОГО НЕТ

Предпраздничная суета в зале ожидания, предвкушение встречи Нового года в мистическом городе в перуанских Андах...

- В Москве в аэропорту нам выдали посадочные на все сегменты, - продолжает Ирина. - А когда мы оказались в Боливии, нам сказали, что компании «Авиасур» давно нет в живых и никаких альтернатив не предоставлено. Зато на сайте «Иберии» перелет по-прежнему значился и даже удачно осуществился! Мы сделали скриншот (снимок экрана компьютера. - Ред.) и взяли справку в аэропорту, что в реальности перелета не было. И купили новый билет до Бразилии.

Урок 2:

Проблему надо зафиксировать. «Если, как у Иры, рейса нет, нужно прямо в аэропорту оставить жалобу в двух экземплярах и добиться, чтоб на втором поставили отметку о принятии, - советует юрист Мария Власова. - Если вы за границей и не знаете языка той страны - составьте на английском, хотя бы в простых словах из школьного курса».

СУД РЯДОМ С ДОМОМ

Отдохнули, несмотря на незапланированные приключения, вернулись домой:

- Мы с мужем отправили претензию в авиакомпанию, но через положенные 10 дней никто не думал на нее отвечать. Перевели ее на испанский и отправили в Мадрид. Результат примерно такой же, нас просто попросили прислать оригиналы посадочных. Обратились к адвокату - та выкатила нам счет на 350 тысяч рублей! Я почти отчаялась.

Но... не имей 350 тысяч рублей, а имей друзей-юристов. Выручила одноклассница Иры, Мария Власова. Договорились, что ей заплатят по итогам суда.

- У адвокатов такое не принято, все берут деньги сразу. Но если суд вы выиграете, расходы на юриста вам вернут, - поясняет Ирина Полежаева.

Урок 3:

Есть миф, что судиться с иностранными компаниями надо исключительно за границей - и многие туристы даже не пытаются это делать. Но если у компании есть представительство в России, в суд можно подать и по месту регистрации истца.

ЗАПЛАТИЛИ ЗА ВСЕ

Суд длился почти год. Наши путешественники его выиграли. И вот на прошлой неделе Ирина, ее муж Антон и двое друзей получили деньги.

- Нам заплатили и за билеты, и за то, что нам пришлось менять жилье и арендовать другую машину, и за то, что так долго пользовались нашими деньгами, и компенсацию за моральный вред по 30 000 рублей на человека. Спасибо моему чудесному мужу, который умеет так скрупулезно собирать документы, что суд носа не подточил!

Урок 4:

Не стесняйтесь отстаивать свои права. Совет Ирины Полежаевой: «Элементарное отстаивание своих прав у нас зачастую воспринимается, как мелочность, какое-то мещанство. Гоните мысль, что добиться правды невозможно! Трудно, нудно, порой долго, но все равно возможно».

ДОКУМЕНТЫ

Вот какие бумаги помогли путешественникам выиграть:

- Грамотно составленное исковое заявление. Коллективное, от имени всех четверых пострадавших.

- Билеты на самолет и документы об их оплате.

- Новые билеты в Бразилию, которые пришлось экстренно покупать.

- Посадочные талоны.

- Справка из аэропорта о том, что рейса не существует.

- Скриншот сайта авиакомпании, где этот рейс значится.

- Документы о новых бронированиях отелей и повторной аренде машины, а также об оплате старых, пропавших заказов.

- Выписки с банковских счетов в тех случаях, когда платили по карте.

- Вся переписка с авиакомпанией.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

Добиться компенсации можно и за прошлогодний отдых!

В этой истории на первый взгляд куда-то пропал целый год: Ирина Полежаева и ее попутчики встречали на Мачу-Пикчу 2013-й. А в суд подали только летом 2014 года. Дело житейское: «Да мы уже смирились было с потерей денег - с адвокатами говорили, но они не по карману, судиться самостоятельно времени не было. Потом встретила одноклассницу Машу, и та сказала: «А давай попробуем!» - рассказывает Ирина.

Комментирует Мария Власова, частный юрист, именно она помогла выиграть дело:

- Срок давности по спорам с авиакомпаниями - два года. Так что и сейчас вы можете добиться компенсации за прошлогодний отпуск, если у вас были проблемы с перелетом. А суды с иностранными компаниями не редкость, особенно в Москве, где много представительств зарубежных фирм.

- Иск был коллективный, от имени четверых пассажиров. В чем его преимущества?

- В экономии времени и денег на юриста - клиенты платят в складчину. А в суде коллективный иск рассматривается точно так же, как любой другой.

- Что помогло выиграть?

- Были собраны абсолютно все документы. Если документ на бумаге получить невозможно, найдите свидетелей и запишите их контакты. Например, в том же аэропорту постарайтесь отыскать других пассажиров из России. Если дело дойдет до суда, они смогут подтвердить, что ситуация с рейсом именно такая, как вы описываете. Возьмите у них телефоны, электронную почту. Даже если они живут в другом регионе, суд может выслушать показания дистанционно - через судебное поручение в суд по месту жительства свидетеля.

- Решение в пользу Ирины и ее друзей поможет другим туристам отстаивать свои права?

- В России судебные прецеденты источником права не являются. А психологически, конечно, это важно.

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

ВОПРОС ДНЯ

А вам удавалось добиться правды?

Олег ПАВЛОВИЧ, адвокат:

- В последнее время чаще побеждаю в спорах с ЖКХ, различными управляющими компаниями. Недавно летал на Дальний Восток, там одно ТСЖ необоснованно пыталось взыскать с жильцов сумму в размере 400 тысяч рублей. Вернулся с победой! Но это была битва за клиентов. А до личных дел руки редко доходят, можно сказать, что я сапожник без сапог.

Анастасия ГРЕБЕНКИНА, фигуристка:

- Когда у меня угнали машину, страховая компания возместила мне все, что обещала, и даже чуть больше, чем авто стоило. Деньги пришли на счет в срок. Когда все выполняют свои обязательства, записанные в договоре, сражаться за правду не приходится.

Светлана ШЕНДРИКОВА, руководитель Центра защиты прав потребителей, Новороссийск:

- Всегда скрупулезно изучаю все договоры и рекламные проспекты. И всем советую: верить рекламным слоганам нельзя. Задавайте всегда много вопросов, в том числе и неудобных. Это оградит вас от будущих неприятностей.

Сергей НОВИКОВ, менеджер, Москва:

- Погасил кредит. Спустя два года банк заявил, что не полностью, якобы остался долг 200 рублей. И за два года на эту сумму накрутили пени и штрафов больше 20 тысяч. Только в суде удалось доказать, что требования завышены, сошлись на тысяче. Теперь мне и всем друзьям наука: когда погашаете кредит - требуйте справку, что банк к вам больше претензий не имеет. Ее обязаны выдать.

Николай КОПЕЙКИН, художник, Санкт-Петербург:

- Бывало, прежде удавалось добиться правды. А вот сейчас - не получается. Для своей мастерской на Английской набережной в Петербурге собрал все документы, чтобы спокойно продолжать ею пользоваться, поскольку она располагается в доме - объекте культурного наследия. Отправил их чиновникам. И мне пришел ответ: «Из-за изменения законодательства бумагу вам не выдадим». А без нее мой договор считается недействительным. Теперь на улицу, что ли?

Сергей, слушатель Радио «КП» (97,2 FM):

- Надеюсь, что скоро добьюсь. Мне гаишники выписали штраф незаконно - за поворот в неразрешенном месте. А на самом деле в том месте можно было поворачивать. Вот собрал фото, видео, подал в суд. Надеюсь, он не будет формальным.

Ирина Полежаева рассказала в эфире Радио "Комсомольская правда", как выиграла суд у иностранной компании: