Иностранные компании уже давно вовсю применяют овербукинг, чтобы не гонять туда-сюда полупустые самолеты.
Фото: Иван ВИСЛОВ
Представьте такую ситуацию. Подходите вы к трапу самолета, помахивая законно купленным билетом. И тут выясняется, что свободных мест нет! И лететь вам - следующим рейсом. И хорошо еще, если вылет откладывается на несколько минут. А вдруг следующего самолета ждать сутки?
Явление это авиакомпаниям давно знакомо. Называется оно «овербукинг», или «перебронирование» по-простому. Это происходит в двух случаях: если непосредственно перед вылетом самолет вдруг меняют на другой, меньшего размера. Или когда авиакомпании специально продают на рейс больше билетов.
По статистике, свой рейс прогуливают от 5 до 18 процентов пассажиров. Вот авиакомпании и подстраховываются, чтобы не гонять туда-сюда недозаполненные самолеты. Пока они делают это втихую. Но недавно Минтранс предложил узаконить это явление, чтобы прописать, какие компенсации и бонусы положены пассажирам, не поместившимся на борт.
- Предложенные меры - это правильно, - уверена юрист Анна Гладун, руководитель Правового центра Гладун консалтинг, член правовой комиссии Российского союза туриндустрии. - Все равно компании это делают де-факто. Но у пассажира тоже должна быть возможность защитить свои права. Сейчас такие ситуации решаются по общим нормам гражданского права о возмещении вреда и понесенных убытков. Как правило, если пассажиру не хватило места на рейсе и он потерял дни отдыха или любые другие услуги, эти расходы компенсирует авиакомпания.
Решаются эти вопросы чаще всего в досудебном порядке. Обычно авиакомпания предлагает пострадавшему туристу ваучер на следующий рейс и может начислить какие-либо бонусы - например бонусные мили по карте клиента.
Но что, если из-за алчности авиакомпании, не желающей гонять пустые самолеты, у человека сорвалась важная сделка? В таком случае пора в суд. (Какие расходы должен компенсировать перевозчик - см. «Ликбез».)
- На судебное разбирательство идут, если речь о крупных суммах, более 20 - 30 тысяч рублей, - объясняет Анна Гладун. - Такие деньги авиакомпании выплачивают неохотно. Но в большинстве случаев туристов перевозят следующим же рейсом, потери у них небольшие и не стоят того, чтобы обращаться в суд. Надо посмотреть на сам закон - скорее всего, он будет направлен на компенсацию именно самой задержки. Это те деньги, на которые пассажир раньше не мог рассчитывать.
Продажа лишних билетов на рейс - это необязательно плохо. Заграничным авиакомпаниям это позволяет снизить стоимость билетов. Так что если вы не против сэкономить, просидеть пару часов в аэропорту - почему бы и нет?
- В других странах есть практика, когда билеты продаются с учетом перебронирования, - рассказывает юрист. - Это позволяет продавать билеты дешевле, но без определенных удобств. Есть категория людей, кому без разницы, во сколько вылет - сейчас или через час. Это могут быть студенты или просто самостоятельные путешественники, не привязанные к конкретному времени. Они покупают билеты по более низкой стоимости, соглашаясь на то, что их обязательно перевезут, но могут подвинуть по времени. Но у нас это вряд ли скажется на ценовой политике авиакомпаний.
Не хватило места на борту? Требуйте от авиакомпании деньги на бензин!
Фото: RUSSIAN LOOK
ЛИКБЕЗ
Что может требовать от авиакомпании в суде пассажир, пострадавший от овербукинга**
- Деньги за покупку авиабилета - либо того, по которому он не улетел, либо того, который ему пришлось покупать заново.
- Компенсацию за неполученные из-за опоздания услуги - например, деньги за билет на пропущенный стыковочный рейс.
- Компенсацию зарплаты за пропущенные дни на работе.
- Плату за проживание в гостинице и питание, если ближайшего рейса приходится долго ждать.
- Оплату расходов на телефонные звонки, связанные с устранением проблемы.
- Возмещение морального вреда.
- Оплату стоимости услуг адвоката - как правило, компенсируют от 10 до 30 тысяч рублей.
- Компенсацию в 3 процента от стоимости билета за каждый день просрочки за задержку оказания услуги (но в сумме не больше стоимости самого билета!)
- При отказе авиакомпании от выплат - дополнительная компенсация в 3 процента от стоимости билета за каждый день просрочки - за саму просрочку в удовлетворении законных требований потребителя (но в сумме не больше стоимости самого билета!).
- Оплату госпошлин.
- Дополнительно суд может наложить на авиакомпанию штраф в пользу потерпевшего в размере 50 процентов от общей суммы выплат.
** На основании норм, которые действуют сегодня. Что говорит на этот счет проект нового закона, пока неизвестно.
* Овербукинг - это продажа на рейс большего количества билетов, чем мест в самолете.