Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Туризм26 июня 2015 13:26

Минтранс предложил узаконить овербукинг

Пассажиры с билетами, для которых не хватило места в самолете, смогут рассчитывать на солидные компенсации
Иностранные компании уже давно вовсю применяют овербукинг, чтобы не гонять туда-сюда полупустые самолеты.

Иностранные компании уже давно вовсю применяют овербукинг, чтобы не гонять туда-сюда полупустые самолеты.

Фото: Иван ВИСЛОВ

Представьте такую ситуацию. Подходите вы к трапу самолета, помахивая законно купленным билетом. И тут выясняется, что свободных мест нет! И лететь вам - следующим рейсом. И хорошо еще, если вылет откладывается на несколько минут. А вдруг следующего самолета ждать сутки?

Явление это авиакомпаниям давно знакомо. Называется оно «овербукинг», или «перебронирование» по-простому. Это происходит в двух случаях: если непосредственно перед вылетом самолет вдруг меняют на другой, меньшего размера. Или когда авиакомпании специально продают на рейс больше билетов.

По статистике, свой рейс прогуливают от 5 до 18 процентов пассажиров. Вот авиакомпании и подстраховываются, чтобы не гонять туда-сюда недозаполненные самолеты. Пока они делают это втихую. Но недавно Минтранс предложил узаконить это явление, чтобы прописать, какие компенсации и бонусы положены пассажирам, не поместившимся на борт.

- Предложенные меры - это правильно, - уверена юрист Анна Гладун, руководитель Правового центра Гладун консалтинг, член правовой комиссии Российского союза туриндустрии. - Все равно компании это делают де-факто. Но у пассажира тоже должна быть возможность защитить свои права. Сейчас такие ситуации решаются по общим нормам гражданского права о возмещении вреда и понесенных убытков. Как правило, если пассажиру не хватило места на рейсе и он потерял дни отдыха или любые другие услуги, эти расходы компенсирует авиакомпания.

Решаются эти вопросы чаще всего в досудебном порядке. Обычно авиакомпания предлагает пострадавшему туристу ваучер на следующий рейс и может начислить какие-либо бонусы - например бонусные мили по карте клиента.

Но что, если из-за алчности авиакомпании, не желающей гонять пустые самолеты, у человека сорвалась важная сделка? В таком случае пора в суд. (Какие расходы должен компенсировать перевозчик - см. «Ликбез».)

- На судебное разбирательство идут, если речь о крупных суммах, более 20 - 30 тысяч рублей, - объясняет Анна Гладун. - Такие деньги авиакомпании выплачивают неохотно. Но в большинстве случаев туристов перевозят следующим же рейсом, потери у них небольшие и не стоят того, чтобы обращаться в суд. Надо посмотреть на сам закон - скорее всего, он будет направлен на компенсацию именно самой задержки. Это те деньги, на которые пассажир раньше не мог рассчитывать.

Продажа лишних билетов на рейс - это необязательно плохо. Заграничным авиакомпаниям это позволяет снизить стоимость билетов. Так что если вы не против сэкономить, просидеть пару часов в аэропорту - почему бы и нет?

- В других странах есть практика, когда билеты продаются с учетом перебронирования, - рассказывает юрист. - Это позволяет продавать билеты дешевле, но без определенных удобств. Есть категория людей, кому без разницы, во сколько вылет - сейчас или через час. Это могут быть студенты или просто самостоятельные путешественники, не привязанные к конкретному времени. Они покупают билеты по более низкой стоимости, соглашаясь на то, что их обязательно перевезут, но могут подвинуть по времени. Но у нас это вряд ли скажется на ценовой политике авиакомпаний.

Не хватило места на борту? Требуйте  от авиакомпании деньги на бензин!

Не хватило места на борту? Требуйте от авиакомпании деньги на бензин!

Фото: RUSSIAN LOOK

ЛИКБЕЗ

Что может требовать от авиакомпании в суде пассажир, пострадавший от овербукинга**

- Деньги за покупку авиабилета - либо того, по которому он не улетел, либо того, который ему пришлось покупать заново.

- Компенсацию за неполученные из-за опоздания услуги - например, деньги за билет на пропущенный стыковочный рейс.

- Компенсацию зарплаты за пропущенные дни на работе.

- Плату за проживание в гостинице и питание, если ближайшего рейса приходится долго ждать.

- Оплату расходов на телефонные звонки, связанные с устранением проблемы.

- Возмещение морального вреда.

- Оплату стоимости услуг адвоката - как правило, компенсируют от 10 до 30 тысяч рублей.

- Компенсацию в 3 процента от стоимости билета за каждый день просрочки за задержку оказания услуги (но в сумме не больше стоимости самого билета!)

- При отказе авиакомпании от выплат - дополнительная компенсация в 3 процента от стоимости билета за каждый день просрочки - за саму просрочку в удовлетворении законных требований потребителя (но в сумме не больше стоимости самого билета!).

- Оплату госпошлин.

- Дополнительно суд может наложить на авиакомпанию штраф в пользу потерпевшего в размере 50 процентов от общей суммы выплат.

** На основании норм, которые действуют сегодня. Что говорит на этот счет проект нового закона, пока неизвестно.

* Овербукинг - это продажа на рейс большего ­количества билетов, чем мест в самолете.