В коридорах Центрального суда не протолкнуться: очень много людей пришли поддержать директора новосибирского оперного Бориса Мездрича (на фото слева).
Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»
Такого ажиотажа в коридорах суда Центрального района Новосибирска не было даже в пору громких уголовных дел. Журналисты, юристы, искусствоведы толкаются и делают ставки на то, какое все-таки решение примет Фемида. Сегодня, 4 марта, мировому судье 1 участка придется установить: нарушил ли директор Новосибирского оперного театра Борис Мездрич закон, его судят по административной статье "Умышленное публичное осквернение предметов религиозного почитания".
Претензии у прокурорских возникли к опере "Тангейзер", которая была показана в театре в конце прошлого года. В нее режиссер Тимофей Кулябин ввел новое действующее лицо: Иисуса. Классический сюжет изменил до не узнаваемости и, можно сказать, сделал спектакль про себя. В новой интерпретации Тангейзер стал кинорежиссером, который снимает фильм про искушение Христа, за что освистан публикой. Вот и Кулябин, подобно своему герою, оказался непонятным многими. А директор театра Борис Мездрич, допустивший скандальную постановку, пошел вместе с постановщиком под суд. Сегодня решают его судьбу, а завтра рассмотрят дело самого режиссера.
- Состав преступления на наш взгляд есть, будем настаивать на штрафе Борису Мездричу в 100 тысяч рублей. И, если суд поддержит нашу позицию, будем требовать снять спектакль с репертуара оперного, - заявил журналистам заместитель прокурора г. Новосибирска Игорь Стасюлис.
Борис Мездрич настаивает, что постановкой театр не хотел никого оскорбить.
Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»
При этом обнаружилось, что представители закона опираются на заключение доктора богословия, а вот искусствоведческая экспертиза не проводилась. На стороне театра - письма от актеров, режиссеров со всей страны. Так, актер Евгений Миронов написал:
- Как и те, кто инициировал разбирательство, я еще не видел "Тангейзер". Но уверен, что молодое искусство всегда ищет новые пути и способы выражения своих мыслей и идей. И то, что кто-то не понял, не сделал попытки понять или не так, как режиссер, интерпретировал замысел увиденного художественного произведения, является личным делом зрителя, - считает известный актер.
Также юристы театра требуют вернуть дело прокурору, настаивая, что не справедливо опираться на экспертизу РПЦ, когда церковь, а именно митрополит Бердский и Новосибирский Тихон и были инициаторами прокурорской проверки. Да и свидетелей надо бы выслушать: режиссера, художника-постановщика и других, кто может объяснить замысел постановки. Только художник сейчас в Санкт-Петербурге, а Кулябин - у следователя:
- Из-за этого просим перенести рассмотрения дела на неделю, - настаивает защита Мездрича.
Мировой судья 1 участка Центрального районного суда не смогла вынести сегодня решение по административному делу в отношении директора Новосибирского оперного театра Бориса Мездрича.
- Заседание перенесено на 10 марта, - заявила судья, выйдя из совещательной комнаты (подробности)
"Комсомолка" следит за ходом судебного процесса.
В защиту режиссера и директора театра написал Евгений Миронов.
ЗА И ПРОТИВ
«ХУЖЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Я НЕ ВИДЕЛ В ЖИЗНИ»
Директор оперного Борис Мездрич накануне суда в интервью «Комсомолке» в свое оправдание сказал:
- Прежде чем делать вывод, сходите и посмотрите. От зрителей мы не получили ни одного письма с плохим отзывом на «Тангейзера»...
Но так ли это? В книге отзывов, которую хранит администратор оперного театра, все-таки нашлись две жалобы от недовольных зрителей. С одной стороны это капля в море, при условии, что постановку за два дня премьеры увидели 3474 человека. С другой, положительных отзывов в книге вообще нет.
- Хуже представления я не видел в своей жизни, - пишет Олег. Почерк мужчины прыгает, будто возмущаясь увиденному вместе с автором письма. - Голые женщины на сцене. Оперный театр - это все-таки высокое искусство и в нем не место голым телам. Я уже не знаю, водить ли мне ребенка к вам в театр. Следующим шагом у вас будут - «Три поросенка», которые трясут голыми грудями!
- Вагнер скорее всего уничтожил бы вас! Вы - безграмотный персонаж современной вакханалии! Тимофей, образумьтесь и прекратите издеваться над шедеврами классика, над публикой, - это вразумляет режиссера музыковед Марина Бусик-Трофимук (подробности)
«НЕ ХОЧЕТСЯ ВОЗВРАЩАТЬСЯ ВО ВРЕМЕНА ЦЕНЗУРЫ»
У «Тангейзера» есть, конечно, не только противники, но и защитники. Их тоже целая армия. Большинство театральных критиков на стороне режиссера и директора оперного. Российская интеллигенция, сочувствуя Кулябину и Мездричу, пишет открытые письма. Александр Калягин, председатель Союза театральных деятелей России пишет статью под заголовком «Не хочется возвращаться во времена цензуры»:
«По заявлению Митрополита Тихона против директора театра Б.М. Мездрича и режиссера возбуждено административное дело об осквернении религиозной символики. И сейчас проверкой этого дела уже занимается Следственный комитет и дело может обрести уголовный характер (?!). Как и митрополит Тихон, я спектакля не видел, и может быть, что посмотрев его, буду не согласен с такой интерпретацией оперы Вагнера. Даже допускаю, что могут быть оскорблены мои чувства: эстетические, нравственные или религиозные. Но и в этом случае, единственное, что я могу предложить - это общественное обсуждение спектакля, собрать экспертов и выслушать экспертное мнение. Я с огромным уважением отношусь ко всему институту церкви, но я убежден, что поднятый скандал не будет способствовать объединению нашего общества — к чему стремимся мы все, и прежде всего, церковь. Церковь имеет достаточный авторитет, чтобы не прибегать к помощи прокуратуры или других судебных органов. Свое отношение церковь высказала, и это мнение может услышать паства (подробности)
А В ЭТО ВРЕМЯ
Олег Табаков: «Я призываю остановить травлю режиссера и театра!»
За коллег вступился и Олег Табаков, худрук театров «МХТ им. Чехова», «Табакерки», актер, режиссер и педагог. Его слова опубликованы на официальном сайте возглавляемого им театра, на площадке которого он впервые делает что-либо подобное.
«Тимофей Кулябин поставил в Новосибирском театре оперы и балета спектакль «Тангейзер». Я не видел спектакля, впрочем, как и те, кто пожаловался на него в прокуратуру. Но сам факт возбуждения уголовного дела по поводу художественного произведения, каким бы спорным и неоднозначным оно ни было, не может не вызвать тревогу (подробности)