Премия Рунета-2020
Нижний Новгород
+18°
Boom metrics
Экономика31 января 2014 11:20

«Жучок»

22 мая 1957 года. В этот весенний день был собран первый электродинамический карманный фонарик, который за специфическое жужжание ласково назвали «жучок».Это было самое начало славного пути Арзамасского приборостроительного завода, его день рождения
Источник:kp.ru
Первые работники штампово-прессового цеха, где изготавливались пластмассовые детали для фонарика

Первые работники штампово-прессового цеха, где изготавливались пластмассовые детали для фонарика

Комплектующие на первый памятный фонарик поставлялись из Ленинграда. На этом незамысловатом приборе шло первое освоение и отработка сборочных операций. Одновременно на строящемся заводе велась работа по подготовке собственного производства.

По направлению Министерства авиационной промышленности в апреле 1957-гo на строящийся завод приехали молодые специалисты — выпускники Ленинградского приборостроительного техникума. В числе их была и ветеран предприятия Нина Лисенкова.

Поначалу работали и на стройке, и в отделе кадров, — вспоминает Нина Борисовна. — Только после стажировки в Ленинграде была назначена технологом в штампово-прессовый цех, где мы начали прессовать корпуса фо­нарика и на литьевом автомате отливать ручки. Не все получалось, оборудование, которое пришло на завод, было изношенным. Но мы работали, не считаясь со временем, лишь бы отладить техпроцесс и выпустить детали качественными. Вспоминается, как потом Павел Иванович Пландин (первый генеральный директор), встречая меня, всегда говорил: «Мы с тобой вместе начинали!».

Среди первых сборщиков «жучка» была ветеран предприятия, более 30 лет проработавшая инженером-технологом, Зинаида Трусова.

Электродинамический карманный фонарик "Жучок"

Электродинамический карманный фонарик "Жучок"

Сначала сборочный цех располагался на улице Кирова, где сегодня находится «Темп-Авиа», — рассказывает Зинаида Павловна. — Только в 1959 году его перевели в помещения теперешнего «Импульса». Первая группа сборщиков обучалась в Ленинграде. Мы уже пришли к ним учениками, меня закрепили за А. Голубенковой. Начальником был Анатолий Макарович Васянин. Работали в две смены. На конвейере — 4 операции, каждое рабочее место пронумеровано. Нас под № 1 называли «скелетницами»: мы делали «скелет» фонарика — присоединяли к стойкам платы, приворачивали катушку и рычаг. Следующие закрепляли магнит и шестеренку, регулировали, чтобы рычаг работал легко. На окончательной сборке всю «начинку» закрепляли в корпусе, вставляли лампочку и снова проверяли рычажный ход, затем фонарик сдавали контроле­рам. Уже тогда нас готовили к производству военной тематики: во всем была строжайшая дисциплина и чтобы дома никаких разговоров о работе.

Интересный случай о «жучке» рассказал и В. Синицын, в прошлом — заместитель главного конструктора 1 производства:

— В 1962 году первый начальник ЭРО С. Турукин входит к нам в отдел с улыбкой и показывает конверт с надписью: «П/я 15, директору фонарной фабрики». Это было письмо от туркменского пастуха, который очень жалел, что фонарик, долго служивший ему верой и правдой, вышел из строя. И таких «народных» отзывов в адрес приборостроительного уже тогда поступало немало.